Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных, мелодичных строчек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. Перед вашими, глазами, возникнут георгины, обожжённые дыханием первого мороза, раскинет ветви пушистая весенняя верба, запрыгает гонимое ветром перекати-поле. А как на удивление подробно вы разглядите животных, птиц, насекомых! Вы услышите голоса соловья, жаворонка, грачей, крикливых цапель, чибиса, кукушки, стук «вертлявого» дятла. Словно впервые увидите лукавую рыбку, червяка, мошек, пчёл, воробья, ласточек, журавлей, петуха, серебристого зайца, «пса сторожевого», коня.
В стихах Фета весь этот пёстрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни!
Фет изображает природу и в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Чувства поэта тоже могут быть яркими, сильными, а могут стать едва уловимыми, смутными. Они прихотливо меняются и, окрашивают собою картины природы. Настроение человека и, природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года. Поэтому мы расположили стили в сборнике по четырём разделам: «Музыка лета», «Ненастье», «За окном бело» и «Здравствуй, весна!».
Давайте вместе прочитаем стихи Фета. К каждому стихотворению мы будем искать особый ключик, чтобы легче войти в сокровенный мир поэта. Первую картинку зимы мы видим из окошка вместе с маленьким героем стихотворения. Какой радостной, праздничной выглядит зима после тоскливой осени! Не правда ли, Фет создал очень живую оценку?
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Вторая картинка зимы. Поэт наедине с бескрайними белыми далями. Стихотворение немногословно, в нём всего несколько скупых штрихов. Но они так легки и точны, что мы сразу запоминаем коротенькие строчки наизусть.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Обратите внимание, сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет. Строчки у стихотворения длинные, неторопливые - ведь они изображают «сонливое» зимнее утро.
Вот утро севера — сонливое, скупое —
Лениво смотрится в окно волоковое;
В печи трещит огонь - и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
Берёза летом была живой и тёплой, а теперь, зимой, стала похожа на искристую снежную статую. Она кажется Фету прекрасной, но безжизненной. Поэтому её блестящее белое покрывало напоминает ему траурный саван.
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
В этом стихотворении Фет не одушевляет зиму, но с любовью описывает плоды её нерукотворного труда. А мы, читатели, уже сами угадываем в ней то заботливую хозяйку, то искусного мастера.
Тороватый — щедрый.
Волоковое окно — маленькое задвижное оконце в крестьянской избе. В него выволакивало дым от печи.
Денница — утренняя заря, рассвет.
Работа с пословицами
— Какой теме посвящен наш урок?
Сегодня звучали загадки, стихи, сказка, рассказы о поэтах, наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Соберите их:
- Пугает, тает, лето, зима, а все равно. (Зима лето пугает, а все равно тает.)
- Съел, глубок, грибок, бы, да снег, зимой. (Зимой съел бы грибок, да снег глубок.)
- Союзу, зиме, и лету, нету. (Зиме и лету союзу нету.)
- Не зима, было бы, если б, то и лето, дольше. (Если б не зима, то и лето было бы дольше.)
Итог урока
— Чьи стихи вам больше всего понравились?
¾ Захотелось ли еще почитать?
¾ А может быть, захотелось самим написать? Попробуйте.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Ю. Коваль «Невидимка», А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...», Е. Баратынский «Весна, весна...»
Цели:развитие внимания к образным средствам языка; наблюдение за поэтическим словом; развитие навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного.
Организационный момент