Впишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов). Вписанные имена и географические названия должны быть грамматически верными.
Всероссийская олимпиада школьников по истории
Муниципальный этап
Класс
I. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании, ответы запишите в таблицу.
1.1.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите имя правителя, о котором идёт речь.
«Как дошла моя очередь (…) то царь изволил подойти ко мне и спросил: «Всему ли ты научился, для чего был послан?» На что я ответствовал (…) При сказывании сих слов я стал на колени, а царь, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и притом изволил молвить: «Видишь братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а все от того, показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству» (…) и по окончании всех расспросов тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота (…)»
а) Борис Годунов
б) Павел I
в) Пётр I
г) Александр I
1.2. Как называлось введенное Петром выборное городское учреждение, ведавшее судебно-административными и податными делами?
а) Коллегия
б) Синод
в) Магистрат
г) Табель о рангах
1.3. В правление какого российского самодержца произошло то, о чём М. В. Ломоносов сказал: «...не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы»?
а) Петра I
б) Ивана Грозного
в) Василия Шуйского
г) Александра II
1.4. Кто и при каких обстоятельствах произнес следующие слова: «Что за люди?! Это скифы!»
а) Наполеон во время пожара в Москве
б) Лжедмитрий I перед гибелью
в) Карл XII после поражения под Полтавой
г) А.А.Аракчеев после доклада о восстании в военных поселениях
1.5. Кто из императоров занимал трон самый короткий период?
а) Пётр II
б) Иван Антонович
в) Павел I
г) Пётр III
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
II. Перед вами отрывки из донесений, воспоминаний, писем, относящихся к событиям Отечественной войны 1812 г.
Восстановите хронологическую последовательность событий, написав буквенные обозначения, под которыми приведены отрывки, в соответствующем порядке.
Впишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов). Вписанные имена и географические названия должны быть грамматически верными.
А. Из воспоминаний декабриста, полковника Ф.Н. Глинки, участника войны 1812 г.:
«Солдаты наши желали, просили боя! Подходя к _____1____, они кричали: «Мы видим бороды наших отцов! Пора драться!».
Б. Из воспоминаний неизвестного штабного офицера 3-й армии, участника войны 1812 г.:
«Между тем к нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а ____1_______, назначенный главнокомандующим обеих армий, начал действовать уже наступательно. Корпус Сакена был назначен действовать против Шварценберга, а адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу на Вильно при переправе через реку ____ 2______».
В. Из донесения М.И. Кутузова Александру I:
«Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади _____1____, где все сии дороги сходятся».
Г. Из воспоминаний подпоручика Г.П. Мешетича, участника войны 1812 г.:
«Российские маленькие корпуса соединялись благополучно; пройдя Свенцяны над Дриссою, решались в укреплениях сделать некоторой отпор, но неприятель пошел другой дорогою в обход; пройдя Полоцк, оставили корпус войск под командою генерала графа Витгенштейна для прикрытия _____1_______ дороги, остальные корпуса имели направление к Витебску, здесь был сделан трехдневный отдых».
Д. Из воспоминаний полковника М.М. Петрова, участника войны 1812 г.:
«В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села ______1_______ устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже».
Е. Из воспоминаний французского посла в России А. Коленкура о Наполеоне:
«Узнав о прибытии ______1______, он тотчас же с довольным видом сделал отсюда вывод, что он не мог приехать для того, чтобы продолжать отступление: он, наверное, даст нам бой».
Ж. Из воспоминаний майора, тайного советника И.Р. Дрейлинга, участника войны 1812 г.:
«На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали на _____1_______ тракте близ деревни Тарутино. Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть».
З. Из воспоминаний капитана Д.В. Душенкевича, участника войны 1812 г.:
«Нам было велено вступить в дело, и мы очутились под пулями у самых стен _____1______ . Жаркое, однообразное сражение сие, производившееся более в самом городе, много раз переходившем из рук в руки, продолжалось до позднего вечера. Мы ночевали под выстрелами неприятельской цепи, так что в колоннах лежащих людей было несколько ранено. Ночью какой-то вестник-утешитель рассевал в рядах наших радость, что неприятель со всех пунктов ретируется; утром, однако, нас отвели несколько верст на избранную позицию, куда неприятель не смел приблизиться».
И. Из воспоминаний Г.П. Мешетича:
«Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже _____1_____ давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия».
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
III. Установите соответствие между направлениями преобразований эпохи Петра I и их важнейшими содержательными элементами. Некоторые названные содержательные элементы преобразований могут одновременно быть отнесены к двум направлениям.
1. Кунсткамера. 2. Таможенный тариф 1724 г. 3. Рекрутская система. 4. Ассамблеи. 5. Паспортная система. 6. Сенат. 7. Посессионные крестьяне. 8. Синод. 9. Губернии. 10. Подушная подать. 11. Коллегии. 12. «Ведомости». 13. Указ о единонаследии. 14. Первая биржа в России (1703 г.)
Военная реформа | Преобразования в области культуры и быта | Экономические преобразования | Социальные преобразования | Церковная реформа | Государственные, административные реформы |