Урок 63. Слова с удвоенными согласными

Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными со­гласными.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на пись­ме; аргументирован.™ отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I Организационный момент

2. . Актуализация знаний Орфографическая минутка

А) (Учитель читает предложения, дети выписывают только сло­ва с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Если не знают, какую букву писать, оставляют пустое место.)

Гнездо белочки было на старой сосне. Пол зеленой еловой лапой строит строит дом зайка.Еж укрылся листьями и заснул на всю зиму. В нору залегла мышь.

— Прочитайте, какие слова выписали.

— Как можно проверить в них безударную гласную?

— Выделите корень в словах.

— Выпишите слово гнездо, подберите к нему однокоренные слова. (Гнездышко, гнездится, гнездовье, гнездовой.)

Б) Словарная работа (мороз, урожай, капуста, малина, сахар, земляника, лягушка)

В) Синтаксический разбор предложения: Поют чижи и дрозды. Юра писал письмо.

III. Самоопределение к деятельности

(Ученик на доске под диктовку учителя записывает предло­жение.)

Закончились уроки. Анна и Алла вышли из класса.

— Проверьте, правильно ли написано предложение.

— Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя бук­вами?

— Закройте одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока на с. 117.

— Объясните значение слова удвоенные. (Две одинаковые буквы

рядом.) Упр. 188 (с. 117).

— Прочитайте слова.

— Значение каких слов вам неизвестно?

— Что такое перрон? (Перрон — площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.)

— Что такое вожжи? (Вожжи — часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью.)

— Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слы­шим на месте удвоенных согласных. (Он долгий, тянется.)

— Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

— Прочитайте правило.

— Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать сло­варными. Почему? (Их написание нужно запомнить или по­смотреть в словаре.)

V. Физкультминутка

Раз, два — выше голова, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть — тихо сесть, Семь, восемь — лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 189 (с. 117).

— Прочитайте слова. Значение каких слов вы не знаете?

— Б каком словаре можно узнать значение слова? (Втолковом словаре.}

— Выполните задания учебника самостоятельно.

— Как переносят слова с удвоенными- согласными?

— Какие слова переносили?

— Прочитайте все способы переноса. Упр. 190 (с. 118).

— Прочитайте задание.

— Замените сочетания слов одним словом. Выберите его

из слов для справок.

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Самооцен­ка с помощью «светофора».)

VII. Рефлексия

— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « —».

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.

Ответ. +, —, +, —, +, +, +, —. (Проверка. Сверка с образцом на доске.)

Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря восемь слов с удво­енными согласными.

Урок 64. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам (А.А. Степанов «Лоси»

Цель: учить детей выражать свою мысль письменно и устно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рас­сказы по картинке; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Работа по теме урока

1. Беседа

— Послушайте стихотворение.

Лось шагает по дубраве;

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

«Не стреляйте, я ваш друг!»

В заповеднике сохатый .

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

— Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.)

Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, иысотавхолкедо2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600кг. 'Ото чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападет.

2. Работа по учебнику

— Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину Александра Степановича Степанова «Лоси». Что изображе­но на картине? (Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.}

— Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные.)

— Какдумаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей, прислушиваются.)

— Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.}

— У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасно­сти и она сможет постоять за лосят. Они это знают и спо­койно едят сено.

Упр. 191 (с. 118).

— Прочитайте вопросы. Это небольшой план. Отвечая на во­просы, вы составите рассказ.

— Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок. (Три-четыре ученика зачитывают свои сочинения.)

3. Работа над сочинением

— Запишите три-четыре предложения из своего рассказа. По­думайте, какую часть вы будете писать: начало, основную часть или концовку.

— Прочитайте вопросы, на которые будете отвечать.

— Запишите предложения.

(Учащиеся читают отрывки из сочинений, проводится анализ работ.)

IV. Рефлексия

— Вам понравилось писать сочинение?

— Что в работе над сочинением показалось трудным?

V. Подведение итогов урока

— Чему учились?

— Что нового узнали на уроке?

Наши рекомендации