Семинарские (практические) занятия. по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля))

Курс 1

Семестры 1

Форма обучения очная

Курс 1

Семестры 0, 1

Форма обучения заочная

Срок освоения ООП по очной и заочной форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

Челябинск, 2016

Составитель: Краснова Инна Викторовна, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».

_______________ «15» сентября 2016г.

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля))разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Обсуждены на заседании кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол № 2 «15» сентября 2016г.)

Зав. кафедрой Магденко А.Д, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».

_______________ «15» сентября 2016г.

© Российский государственный университет правосудия,

Уральский филиал, 2016

© Краснова Инна Викторовна, 2016

Общие положения

Для успешного освоения дисциплины студент помимо указанных источников и литературы можно воспользоваться следующими электронными изданиями: «Университетская библиотека», в рамках которой размещены труды известных профессоров Российской академии правосудия (URL: http://www.biblioclub.ru/), «Юридическая Россия». Федеральный правовой портал (URL: http://www.law.edu.ru/), «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Система федеральных образовательных порталов. (URL: http://www.humanities.edu.ru/index.html), Научная электронная библиотека (URL: http://www.elibrary.ru/), Рубрикон, один из крупнейших справочных ресурсов (URL: http://www.rubricon.com/).

Реализация учебных задач дисциплины не должна быть связана с использованием исключительно Интернет-сайтов. Необходимо сочетать аудиторные занятия с постоянной работой в Челябинской областной универсальной научной библиотеке. Желательно регулярно читать специализированные журналы, в частности журнал «Государство и право».

Лекционные занятия (теоретический курс)

При подготовке к лекционному занятию необходимо за неделю до лекции воспользоваться учебными материалами. В результате такой подготовки студент должен: 1) ознакомиться с базовым содержанием лекции, основными понятиями темы, сценарием изложения материала; 2) выделить, с одной стороны, наиболее заинтересовавшие места в изложении темы, а, с другой, наиболее трудные элементы в освоении материала учебной лекции; 3) проанализировать учебный материал с точки зрения его сравнения и установления смысловых связей с предыдущим материалом.

Семинарские (практические) занятия

Семинарское занятие, как правило, следует за лекцией и к нему также необходимо приступать, повторив материал лекционного занятия. Необходимо готовить все вопросы семинарского занятия. При подготовке следует учитывать, что ее качество (и соответственно) оценка, зависят от того, насколько полно и грамотно, с соблюдением правил внутренней и внешней критики, были проанализированы юридические источники, использовал ли студент при подготовке специальную литературу по теме (нельзя ограничиваться прочтением только учебной литературы при подготовке к семинарскому занятию), к каким выводам, раскрывающим и подытоживающим тему выступления.

Вопросы, включенные в планы семинарских занятий логически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Поэтому студенту в процессе подготовки надлежит изучать их в той последовательности, как они поставлены в планах практических и семинарских занятий.

Ознакомление с литературой студенту целесообразно начинать сначала путем беглого просмотра ее содержания, с тем, чтобы получить общее представление о содержании источника. В ходе беглого ознакомления с литературой студенту необходимо делать соответствующие пометки на полях своей учебной тетради и отмечать, какой источник и к какому вопросу плана семинара относиться, страницу и абзац источника, в котором дается ответ на заданный вопрос.

Подготовка к занятию и изучению материала должна сопровождаться кратким конспектированием рекомендованной литературы и нормативных актов. Не допускается ксерокопирование научных журнальных статей, учебников для ответа на семинарском занятии с использованием данных ксерокопий. На семинар можно приходить только с ксерокопиями источников права.

Профессия судьи носит публичный характер, поэтому в рамках семинарского занятия студент учится искусству высказывания собственной точки зрения, стройности и логичности материала, постепенно обучается методам научного анализа проблематики. В ходе ответа студент может обратиться к конспекту занятия. В последующем, выделенные, наиболее важные элементы содержания темы семинарского занятия, могут быть использованы при подготовке к экзамену.

Начинать ответ необходимо с оглашения темы, указания списка использованных источников и литературы к семинару, которые использовал непосредственно сам автор.

Конспектирование литературных источников и нормативных актов, рекомендуется начинать с составления план, включающего перечень вопросов, заголовков и параграфов. При конспектировании источников используются различные приемы: излагается содержание первоисточников тезисно своими словами или словами автора.

Если студент не имеет в постоянном пользовании того или иного законодательного акта, ему необходимо обратиться в правовую базу Консультант плюс, в которой содержится постоянно обновляющееся новейшее законодательство.

Особо следует оговорить использование материалов, полученных из сети Интернет. В рамках подготовки и выступления на семинарском занятии разрешается использование только оригинальных источников, то есть электронных версий научных статей, монографий и т.д. Использование готовых форм рефератов, докладов, курсовых работ, подготовленных другими авторами, не допускается.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские (практические) занятия. по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция - student2.ru Тема 1. Предмет истории отечественного государства и права

1.Исторические знания и исторический опыт в сфере изучения права.

2.Основные источники по истории отечественного государства и права.

3.Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права.

4.Историография истории отечественного государства и права.

Литература

Гальперин, Г.Б. Методологические и теоретические вопросы истории государства и права СССР / Г.Б. Гальперин, А.И. Королёва. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 103 с.

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 2005. – 797 с.*

Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI – XX вв. / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. – М.: Юристъ, 1995. – 378 с.

История государства и права России: учеб. для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 541 с.*

Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.С. Мулукаев; под ред. Р.С. Мулукаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.**

Рогов, В.А. История государства и права России IХ – начало XX вв.: учеб. / В.А. Рогов. – М.: МГИУ, 1995. – 256 с.

Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс: в 2-х т. Т. 1. V–начало XX вв. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – M.: НОРМА, 2003. – 734 с.

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)

1. Государственный строй Древней Руси.

2. Древнерусское право. Русская Правда.

А. История создания и общая характеристика Русской правды.

Б. Правовое положение населения:

- феодалы (личные и имущественные права);

- зависимые люди.

B. Гражданское право:

- система договоров;

- наследственное право.

Г. Преступление и наказание:

- понятие преступления, формы вины, соучастие, рецидив, стадии совершения преступления, виды преступлений;

- виды и цели наказаний.

3. Процессуальное право:

- органы, осуществляющие правосудие;

- форма процесса;

- предварительные следственные действия (гонение следа, заклич, свод);

- доказательства.

Источники

Российское законодательство X-XX вв.: в 9-ти т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1984. – 430 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век-1917 год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998. – 381 с.

Литература

Зимин, А.А. Правда русская / А.А. Зимин. – М.: Древлехранилище, 1999. – 420 с.

Иванов, А.А. От талиона к индивидуализации юридической ответственности. Исторический очерк становления правового принципа: монография / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 223 с.**

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 2005. – 797 с.*

История государства и права России: учеб. для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 541 с.*

История отечественного государства и права: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 430 с.*

Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.С. Мулукаев; под ред. Р.С. Мулукаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.**

Свердлов, М.Б. От закона Русского к Русской Правде / М.Б. Свердлов. – М.: Юридическая литература, 1988. – 478 с.

Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс: в 2-х т. Т. 1. V–начало XX вв. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – M.: НОРМА, 2003. – 734 с.*

Юшков С.В. Памятники русского права. Вып. 1 / С.В. Юшков. – М.: Гос. изд. юр. л-ры, 1952. – 303 с.**

Интернет-ресурсы

Списки и происхождение редакций Русской Правды. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/intro.htm М.Н.Тихомиров

Краткая Русская Правда. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/krp.htm

Пространная Русская Правда. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp.htm

Сокращённая Русская Правда. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/srp.htm

Митрополичье Правосудие. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/RP/mp.htm

Тема дискуссии

Судебный процесс во времена Русской Правды.

Задачи и упражнения

У князя Владимира Мономаха во время похода погиб дружинник Изяслав. Сыновей у погибшего не было. Остались лишь жена и дочь. Могли ли они по древнерусскому закону рассчитывать на наследство?

Общинник Мефодий ночью задержал на своем дворе вора, продержал его до рассвета, намереваясь отвести на княжеский двор, но затем при попытке к бегству убил его, что видели соседи. Должен ли был Мефодий по древнерусскому закону понести какое-либо наказание?

В древнем Киеве холоп, встретив на улице купца, ранее обманувшего его, ударил своего обидчика по лицу и скрылся в доме своего хозяина. Последний отказался выдать своего холопа. Каким должно быть решение суда?

Раскройте содержание понятий: отрасль права, институт права, норма права, преступление, состав преступления, кража, грабеж, разбой.

Темы рефератов

Каноническое право в древнерусском государстве.

Происхождение древнерусской государственности в современной историко-юридической литературе.

Тема 3. Феодальные государства на территории Руси (XII – XIV вв.)

1. Развитие права в русских землях. Новгородская и Псковская судные грамоты. История создания и общая характеристика Новгородской и Псковской судных грамот. Источники судных грамот.

2. Правое положение зависимого населения.

3. Гражданское право:

- вещное право (право собственности, движимое и недвижимое имущество, источники возникновения права собственности, права на чужие вещи);

- обязательственное право (основания возникновения обязательств, исковая давность, договоры, порядок заключения и виды договоров, способы обеспечения обязательств);

- наследственное право (наследование по закону и по завещанию).

4. Преступление и наказание:

- понятие и виды преступлений;

- виды и цели наказаний.

5. Процессуальное право:

- органы, осуществляющие правосудие;

- форма процесса;

- доказательства.

Источники

Российское законодательство X-XX вв.: в 9-ти т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1984. – 430 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998. – 381 с.

Литература

Алексеев, А.С. Русское государственное право: пособие к лекциям / А.С. Алексеев. – 5-е изд. – М.: Типо-литография Г.И. Простакова, 1905. – 280 с.**

Алексеев, Ю.Г. Псковская судная грамота и её время. Развитие феодальных отношений на Руси XIV – XV вв. / Ю.Г. Алексеев. – Л.: Наука, 1980. – 243 с.

Владимиров С.Д. Анализ договорного права Псковской судной грамоты // Правоведение. – 2000. – №4. – С. 20-25.

Дьячкова А.И. Суд и судебный процесс по Псковской судной грамоте // Актуальные проблемы гуманит. и естеств. наук. – 2011. – №1. – С. 185-190.

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 2005. – 797 с.*

История государства и права России: учеб. для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 541 с.*

История отечественного государства и права: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 430 с.*

Калачов, Н. Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т. 3 / Н. Калачов. – СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1884. – 270 с.**

Лимонов, Ю.А. Владимирско-Суздальская Русь / Ю.А. Лимонов. – М.: Наука, 1987. – 217 с.

Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.С. Мулукаев; под ред. Р.С. Мулукаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.**

Семенец В.С. Судебный процесс и судебное решение по Псковской судной грамоте // Журн. Российского права. – 1999. - №7. – С30-37.

Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс: в 2-х т. Т. 1. V–начало XX вв. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – M.: НОРМА, 2003. – 734 с.*

Юшков С. В. Памятники русского права. Вып. 1 / С.В. Юшков. – М.: Гос. Изд. Юр. Л– ры, 1952. – 303 с.**

Задачи и упражнения

Сравните договор закупничества в Русской Правде и изорничества в Псковской судной грамоте.

Подберите соответствующие статьи и покажите, как можно было стать собственником в Псковском государстве.

В чем различия между видами письменной формы сделок в ПСГ? Перечислите сделки, для которых требовалась запись?

Проанализируйте институт наследственного права в Пскове и дайте ответ на следующие вопросы: а) какие виды наследования предусматривались псковским законодательством; б) расширился или сузился круг наследников по сравнению с «Русской правдой»; в) какой из сыновей получал преимущество при наследовании; г) назывались ли дочери в числе наследников; д) имел ли право наследования муж умершей жены и наоборот; е) могли ли предъявлять иск на какую-либо часть имущества родственники умершей жены, если ее бывший муж затем вновь женился?

Начертите схему судебной системы по Псковской судебной грамоте и прокомментируйте её.

На основе статей судебных грамот сформулируйте принципы процесса в Новгороде и Пскове. В чем отличия от процесса РП?

Раскройте содержание терминов, использующихся в Псковской судной грамоте: доска, отморщина, перевет, пошлина, приказное, кормля, рукописание, суплетка, живот.

Задача 1. Умер купец Иван, оставив после себя вдову Екатерину. Является ли она полноправной владелицей семейного имущества? Кому достанется все имущество после ее смерти или повторного замужества (рассмотреть все варианты)?

Задача 2. Для задержания преступника вне Пскова отправились два княжих мужа. Как будет оплачиваться их работа?

Тема эссе (по желанию)- 0,5 балла

Можно ли считать феодальную раздробленность как полный распад Киевской Руси? Обоснуйте свой ответ.

Тема 4. Русское (Московское) государство и развитие права (XV – XVII вв.)

1. Государственный строй Русского (Московского) государства (XV-XVII вв.).

А. Государственный строй в период образования Русского централизованного государства. (XV – начало XVI вв.).

Б. Государственный строй в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.).

2. Судебники 1497 и 1550 года.

А. История создания и общая характеристика Судебников.

Б. Правовое положение зависимого населения. Процесс закрепощения крестьян.

В. Право родового выкупа: его содержание, субъекты, условия реализации.

Г. Обязательственное право. Формы сделок. Способы обеспечения исполнения обязательств.

Д. Преступление и наказание:

- общее понятие преступления, формы вины, рецидив;

- система преступлений;

- виды и цели наказаний.

Е. Процессуальное право Судебников:

- органы осуществляющие правосудие;

- формы процесса;

- доказательства.

3. Соборное Уложение 1649 г.

A. История создания и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.

Б. Правовое положение крестьян, посадских холопов.

B. Феодальное землевладение:

- формы землевладения;

- поместья (основания владения, порядок передачи);

- вотчины (виды вотчин, возможность отчуждения вотчины, порядок передачи по наследству).

Г. Система договоров:

- виды;

- порядок заключения.

Д. Преступление и наказание:

- понятие преступления; формы вины; виды соучастия; необходимая оборона; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- система и виды преступлений;

- виды и цели наказаний;

5. Процессуальное право (XVI - XVII вв.):

- органы, осуществляющие правосудие;

- состязательный процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, порядок обжалования, положение участников процесса);

- розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение, возможность обжалования, положение обвиняемого);

- доказательства.

Данный семинар предполагается проводить в интерактивной форме – разбор конкретных ситуаций (решение задач).

Студенты осуществляют стандартную подготовку к данному семинару, т.е. готовят письменные конспекты с ответами на приведенные выше вопросы.

Семинар включает в себя следующие этапы:

1. Обсуждение первого вопроса, посвященного характеристике источников права Московского государства, в ходе которого преподаватель методом опроса проверяет подготовленность студентов.

2. Показательный разбор 1задача решается преподавателем. Преподаватель должен показать методику решения задачи. Решение задачи (казуса) должно состоять из:

1) описательной части, в которой необходимо выделить юридически значимые детали, влияющие на решение казуса, и дать им оценку;

2) мотивировочной части, в которой следует сослаться на нормы русского законодательства и русскую правовую традицию, позволяющие решить задачу;

3) резолютивной части, в которой формулируется решение.

3. Тренировочный разбор 1-2 задач студентами под руководством преподавателя. Необходимо задействовать максимально возможное количество студентов, предлагая каждому из них дать собственную оценку или высказать своё мнение.

4. Контрольное задание, в ходе которого студенты по отдельности и самостоятельно решают ещё одну задачу, закрепляя полученный навык и демонстрируя знание материала.

Задачи.

1. Жилец московский Иван Антонов сын Еникеев владел родовой вотчиной – деревней Фатеевой в Волоколамском уезде. В духовной грамоте он завещал треть вотчины своему сыну Фоме от второй жены, треть – сыну Ивану Большому от третьей жены и треть – сыну Ивану Меньшому от четвертой жены.

Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: будет ли завещание признано действительным?

2. Стряпчий Михайло Третьяк Никифоров сын Пушечников владел родовой вотчиной сельцом Хилковым в Пусторжевском уезде. Он имел двух сыновей от жены Соломониды: старшего – Петра, который родился за два месяца до венчания и младшего – Ивана, родившегося на три года позже. В своей духовной грамоте Михайло Пушечников завещал вотчину сыну Ивану. Но после смерти отца, Петр потребовал выделить ему жеребей из этой вотчины.

Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: обоснованы ли требования Петра?

3. Окольничий Семен Никитич Салтыков владел родовой вотчиной сельцом

Настасьиным в московском уезде и купленной вотчиной сельцом Труфановым в Костромском уезде. В духовной грамоте он завещал по смерти своей раздать эти вотчины в равных долях сыну от первой жены Павлу, третьей жене Фетинье и ее сыну Афанасию.

Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: правильно ли составлено завещание?

Источники

Российское законодательство X – XX вв.: в 9-ти т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1985. – 520 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998. – 381 с.

Литература

Алексеев, Ю.Г. Под знамёнами Москвы / Ю.Г. Алексеев. – М.: Мысль, 1992. – 298 с.

Алексеев, В. Земские соборы древней Руси / В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Донская Речь, 1905. – 56 с.**

Ананьева, Н.Г. Новации в системе судебных органов по Судебнику 1550 г. / Н.Г. Ананьева // Вектор науки ТГУ. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novatsii-v-sisteme-sudebnyh-organov-po-sudebniku-1550-g (дата обращения: 13.09.2016).
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/novatsii-v-sisteme-sudebnyh-organov-po-sudebniku-1550-g#ixzz4K74D52YC

Беляев, И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете / И.Д. Беляев. – М.: Тип. О-ва распр. полезн. книг, 1905. – 136 с.**

Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. – Ростов на Дону: Феникс, 1995. – 640 c.

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 2005. – 797 с.

История государства и права России: учеб. для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 541 с.

История отечественного государства и права: учеб. для вузов: в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 430 с.

Линовский, В. Исследование начал Уголовного Права, изложенных в Уложении царя Алексея Михайловича / Вл. Линовский. – Одесса: Гор. Тип., 1847. – 149 с.**

Манъков, А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России / А.Г. Маньков. – Л.: Наука, 1980. – 271 с.

Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс: в 2-х т. Т. 1. V–начало XX вв. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – M.: НОРМА, 2003. – 734 с.

Черепнин, Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. / Л.В. Черепнин. – М.: Наука, 1978. – 420 с.

Интернет-ресурсы

Домострой. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm

Соборное уложение. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

Тема круглого стола

Крепостное право в истории России.

Задачи и упражнения по Судебникам.

Подсчитайте размер пожилого, который должен был заплатить крестьянин, если он в 1499 году покинул поместье, находившееся в земледельческой зоне, прожив у землевладельца два года.

Покажите схематично судебную систему русского государства, закрепленную в Судебнике 1497 г., и прокомментируйте её.

Какие действия мог предпринять истец в 1503 год, если выяснилось, что суд вынес решение с нарушением установленных правил судопроизводства?

Раскройте содержание понятий: состязательный процесс, розыскной процесс, полная грамота, отпускная грамота, полетная грамота, беглая грамота, советная грамота, полевая пошлина.

Задачи и упражнения по Соборному Уложению

Покажите различия между заповедными и урочными годами. При каком русском царе они вводились и какую цель преследовали? Каким правовым актом урочные годы были отменены? (сошлитесь на конкретные статьи).

Как известно, Соборное уложение предписывало всех беглых крестьян возвращать прежним их хозяевам. Но как следовало поступать, если крестьяне, «будучи в бегах», выдали своих дочерей или сестер замуж за крестьян новых землевладельцев? Должны ли были замужние дочери и сестры возвращаться к прежним хозяевам?

Мог ли помещик в соответствии с правовыми нормами Соборного уложения: а) обменять поместье на поместье, монастырскую землю, вотчину; б) продать или заложить поместье; в) передать поместье по наследству?

Какое наказание предусматривалось Соборным уложением за следующие виды преступлений: а) богохульство; б) подделка государственных грамот, печатей; в) изготовление фальшивых денег; г) незаконное производство и хранение спиртных напитков, табака; д) если сын или дочь убьют отца или мать; е) если мать или отец убьют сына или дочь?

Раскройте содержание понятий: вотчина, поместье, посад, белые слободы, черные слободы, удел, кормление, местничество, крамола, облихование, срочная грамота, приставная грамота, пожилое, пути,

Темы рефератов

Особенности образования российского централизованного государства.

Судебники 1550 и 1497 года: сравнительный анализ.

Земские соборы – орган сословно-представительной монархии России (XVI – XVII вв.).

Тема 5. Российская империя в период становления абсолютизма (XVIII вв.)

1. Развитие государственной системы в XVIII в.

А.Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Б.Государственный строй России в период «Просвещенного абсолютизма».

2. Формирование новой системы права. Артикул воинский и краткое изображение процессов 1715 г.

А.Общая характеристика петровского военно-уголовного законодательства.

Б.Преступление и наказание:

- понятие преступления; формы вины; виды соучастия; стадии совершения преступления; необходимая оборона и ее пределы, крайняя необходимость; иные обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность;

- система и виды преступлений;

- виды и цели наказаний.

3. Процессуальное право в XVIII в.

- судебная система;

- форма процесса, его стадии;

- система доказательств, теория формальной оценки доказательств.

Источники

Российское законодательство X-XX вв.: в 9-ти т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1986. – 512 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998. – 381 с.

Литература

Гомола, А.И. История государства и права России. Серия: Среднее профессиональное образование / А.И. Гомола. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 2005. – 797 с.*

История государства и права России: учеб. для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 541 с.*

История отечественного государства и права: учеб. для вузов: в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 430 с.*

Омельченко, О.А. Становление абсолютной монархии в России / О.А. Омельченко. – М.: ВЮЗИ, 1986. – 91 с.

Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс: в 2-х т. Т. 1. V–начало XX вв. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – M.: НОРМА, 2003. – 734 с.*

Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство XVIII в. Формирование бюрократии / С.М. Троицкий. – М.: Наука, 1974. – 395 с.

Интернет-ресурсы

Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах 1714 г. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/inherit.htm

Артикул воинский 1715 г. – URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm

Тема дискуссии

Пётр Великий – «чудо» или «чудовище»?

Задачи и упражнения

Какие из ниже перечисленных полномочий по петровскому законодательству принадлежали Сенату: а) комплектовать свой состав; б) заменять императора в момент его отсутствия; в) издавать законы; г) решать дела, по которым не могли принять решение соответствующие коллегии; д) рассматривать челобитные, поданные рекетмейстеру; е) назначать на должности чиновников госаппарата? (При ответе сошлитесь на соответствующие нормативные акты).

В 1722 году асессор провинциального суда Волобуев, не имевший дворянского происхождения, был принят на службу в качестве асессора в надворный суд Ингермандландской губернии. Мог ли он стать потомственным дворянином? Если да, то до какого чина он должен был дослужиться и сколько лет он должен был служить?

Раскройте содержание понятий: абсолютизм, империя, сословие, бюрократия.

Помещик Святогорский, многодетный, задолжав значительную сумму соседнему вотчиннику Ческидову, решил в 1721 году заложить свое имение, рассчитывая таким образом поправить свое материальное положение. Чтобы узаконить сделку, Святогорский обратился с прошением в Вотчинную коллегию. Какое постановление должна была принять Вотчинная коллегия?

Выделите новые виды договоров, нашедшие правовое закрепление в петровском законодательстве: а) договор купли-продажи; б) договор поклажи; в) договор личного найма; г) договор подряда; д) договор дарения; е) договор поставки; ж) договор изорничества; з) договор товарищества.

Подберите по «Артикулу воинскому» статьи, регулирующие состав преступления и проанализируйте их.

Ссылаясь на петровское законодательство, покажите, какими мотивами руководствовался Петр I, существенно изменив брачный возраст (лицам мужского пола было разрешено вступать в брак лишь при достижении 20 лет, женского пола – 17 лет).

В марте 1722 года дворянин И. Княжин за уклонение от воинской службы был подвергнут шельмованию. После приведения приговора в исполнение он провел ночь со своими старыми друзьями, а по возвращении был ограблен и побит. Позднее ему удалось задержать нападающих на него и доставить их в суд. Каким должно быть решение суда?

Раскройте содержание понятий: майорат, договор товарищества, состав преступления, вменяемость, формальная система доказательств.

Темы рефератов

Абсолютизм в России: дискуссионные вопросы.

Нормы уголовного права в «Артикуле воинском».

Вексельное право в России: исторический аспект

Судебная система России в XVIII веке.

Наши рекомендации