Направления работы с родовой информацией
Санкт-Петербургский Институт сказкотерапии, 2008
Концепция работы с родовой информацией в Комплексной Сказкотерапии
Основные понятия
(используются в Комплексной Сказкотерапии для работы с родовой информацией):
· Родовой миф (а также «сказка рода», «легенда рода», «новый родовой миф»)
· Родовая жертвенность
· Родовые ожидания
· Родовые «вирусы»
· Родовой протест
· Энергия рода, сила рода
· Эволюционное стремление рода (выжить, развиваться, умножать силу: духовную, социальную, эмоциональную, физическую, пр.)
· Родовая «радиация»
· Ценности рода
· Старший в роду
· «Козел отпущения» (часто – носитель альтернативных ценностей и стремлений рода, или «болевая точка» по объективным обстоятельствам (болезнь, иной ущерб))
· Родовое наследство
Направления работы с родовой информацией
- Создание «сказки рода», или нового родового мифа.
«Сказка рода», или новый родовой миф, «легенда рода» – это символическая «опора» человека. Это история о похождениях легендарных предков, отличающихся доблестью, силой, справедливостью, словом, высокими нравственными качествами. Такого рода истории могут опираться на реальные факты, но могут являться и чистейшим вымыслом. Дело в том, что во многих русских родах накоплено немало деструктивной информации и впечатлений, которые передаются по каналам «неосознаваемого наследства» и тонким образом влияют на узор судьбы человека. Задача «сказки рода» - перекрыть поток негативной информации из родового канала в узор жизни человека, создать временный символический буфер между личной историей человека и его «родовым наследством».
Если человек является представителем сильного рода, то его «легенда рода» будет основана на реальных фактах. Это укрепит его родовое сознание и положительно повлияет на текущий узор судьбы.
В качестве «разогрева» для создания нового родового мифа можно использовать медитативные сказки, рисование впечатлений.
Начало «сказки рода» может быть таким: «Наш род ведет свое начало от славных (славного, славной)….» Финал «сказки рода»: «С тех пор, все в нашем роду обладают качествами….»
«Сказка рода», написанная в начале консультирования, дает человеку символическую опору, особенно в тех случаях, когда он заявляет, что все его жизненные трудности «от предков». Уже сама по себе такая история на бессознательно-символическом уровне блокирует распространение негативной информации по родовым путям. Однако такая история – временное средство. Желательно, чтобы в процессе долгосрочного консультирования проводилась более глубокая работа с родовой информацией.
- Исследование «вертикальных связей» рода. Глубокое исследование родовой информации – знакомство с «родовым наследством».
Для исследования «родового наследства» используется четыре основных показателя:
· Сила рода
· Слабость рода
· Любовные сюжеты, истории отношений
· Традиция детско-родительских отношений
Сказкотерапевт исследует 4 уровня силы рода: уровень духовной силы рода, уровень социальной силы рода, уровень эмоциональной силы рода, уровень физической силы рода.
Основные вопросы для исследования уровня духовной силы рода:
были ли в роду молитвенники, или искренне верующие люди, чтящие молитвенное правило?
Были ли в роду страстотерпцы (люди пострадавшие за веру)?
Были ли в роду те, кто отдали свою жизнь за другого человека (например, мать, жертвует своей жизнью ради ребенка, сама умирает в родах, или некто в роду спас погибающего и сам погиб)?
Были ли в роду выдающиеся люди, многое сделавшие для других людей и общества; были ли в роду герои?
Были ли в роду священнослужители? Были ли в роду люди, строившие храмы? Были ли в роду иконописцы?
Основные вопросы для исследования уровня социальной силы рода:
Были ли в роду (или есть ли в роду) состоятельные, социально успешные люди?
Имелась ли в роду солидная собственность, недвижимость, поместье?
Были ли в роду люди, оказавшие существенное влияние на общественное мнение, законодатели?
Каков уровень образования и культуры у предков по материнской и отцовской линиям?
Основные вопросы для исследования уровня эмоциональной силы рода:
Были ли в роду «известные плясуны», певцы, заводилы компаний, поэты, художники, писатели?
Есть ли в роду традиции, которые передаются из поколения в поколение?
Есть ли в роду колыбельные или иные песни, которые передаются из поколения в поколение?
Имеются ли в роду фотографии предков? Насколько бережно они хранятся, размещены ли они на стенах?
Основные вопросы для исследования уровня физической силы рода:
Были ли в роду физически сильные, выносливые люди? Например, такие, о чьей силе слагались легенды.
Каким здоровьем отличались предки по материнской и отцовской линиям?
Каким образом в роду переживались серьезные физические лишения? Каковы последствия этих лишений?
Вопросы для исследования слабости рода:
Ø Были ли в роду самоубийцы, люди, которые довели другого до самоубийства, а также люди, совершившие тяжкие поступки против Бога и людей?
Ø Были ли в роду люди с алкогольной и иной зависимостью, сквернословцы, грубияны, мошенники?
Ø Были ли роду люди, умершие случайной, нелепой, героической смертью явно ранее положенного срока?
Ø Были ли в роду люди, имеющие психические отклонения, заболевания?
Ø Были ли в роду «проклятые люди» (те, кого по разным причинам проклинали члены семьи или другие люди)?
Вопросы для исследования любовных сюжетов, историй отношений:
v Есть ли в роду яркая любовная история, которая передается из уст в уста?
v Каким образом складывались любовные отношения у предков (истории браков, количество браков и пр.)?
v Какова история знакомства родителей? Не было ли вокруг их отношений оставленных «третьих лиц», «любовных треугольников»?
v Какова традиция, каковы истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной по отцовской и материнской линиям? Какой тип женщин предпочитался в роду? Какой тип мужчин предпочитался в роду?
Вопросы для исследования качества детско-родительских отношений в роду:
§ Каково количество детей в роду у разных предков?
§ Истории отношений родителей и детей (качество отношений в семье, традиции воспитания, не было ли родительских или детских проклятий, ярких ссор, достаточно ли было в семье любви)
§ Как родители поддерживают взрослых детей, а взрослые дети престарелых родителей?
Глубинная работа с родовой информацией формирует материал для новых сказок: сказок отношений, новых легенд рода (цикл рассказов об одном легендарном предке). Родовое наследство не должно шокировать клиента, вызывать у него чувство обреченности и «жертвенности за род». Важно понимать, что любая красивая история обладает очистительной силой для самых засоренных родовых каналов.
- Интеграция родовой информации в песочных картинах и авторских сказках
Техника «Узор рода»
Инструкция клиенту, стоящему у песочницы (важно, чтобы клиент в это время не смотрел на сказкотерапевта, его взгляд должен быть устремлен на песок; сказкотерапевт рассказывает инструкцию, как медитативную сказку, постепенно погружая клиента в мир его родовых переживаний): «Представьте себе, что песок – это родовая память. Погрузите в нее руки, перетрите песок между ладонями… Наступает момент, когда человек готов увидеть ту часть узора рода, что пожелает ему открыться… Слушайте себя, свое сердце, и ваши руки сами создадут этот узор… (сказкотерапевт должен подождать, пока клиент начнет что-то строить из песка, пока проступит некоторый ландшафт)… Перед вами проступили родовые артерии – каналы по которым течет энергия рода. Есть места, где энергия по каналам течет легко и свободно… Есть места, где вы можете увидеть воронки и завихрения… Есть места, где могут проступить даже тромбы… Вы можете использовать камни и другие предметы в качестве символов препятствий в течении родовой энергии… Также вы почувствуете места скопления силы в родовых артериях… Такие места вы можете обозначить красивыми предметами, или теми фигурками, которыми пожелаете… Рассмотрите узор рода, точнее – ту его часть, что сейчас открылась вам… Здесь, в песке, многое можно изменить… Но прежде чем сделать это, почувствуйте, какой подарок вы можете сделать открывшейся вам части родового узора… Найдите символ этого подарка среди фигурок. Поставьте его в узор… Рассмотрите свою картину… Если вы желаете что-то изменить, пожалуйста, сделайте это…»
Техника интегрирующей авторской сказки
Формула авторской сказки, которую сочиняет клиент после обсуждения узора рода, созданного в песочнице: «Передо мною открылся узор моего рода, точнее, та его часть, что пожелала сегодня открыться мне. Переплетение артерий, линий, сюжетов. Все это – мое наследство. Где-то в артериях были тромбы, где-то – скопление силы… Мне хотелось…. И тогда я……….. (финал истории) И теперь, когда я смотрю на узор рода, я чувствую…»
- Исследование «горизонтальных связей» в роду
«Горизонтальными связями» объединены ныне здравствующие родственники разной степени родства. Дополнительными «горизонтальными связями» к роду «привязываются» люди, не имеющие кровного родства, но близкие по жизни (это люди, оказывающие сильное эмоционально-духовное влияние, с которыми ощущается сильная и глубинная связь). Все члены роды имеют собственную родовую ролевую нагрузку, с каждым связаны определенные родовые ожидания. Однако в первую очередь сказкотерапевт устанавливает Старшего в роду и «Козла отпущения».
Старший в роду это необязательно старший по праву рождения. Старший это тот, кто неосознанно (или иногда осознанно) «тянет» на себе весь род: заботится обо всех, думает о будущем всего рода, ощущает на себе бремя ответственности за всех. Как правило, Старший обладает наибольшей духовной силой. «Козел отпущения» в роду это тот член рода, который является его «слабым звеном», ведет себя не так, как от него ожидают, о нем постоянно говорят и беспокоятся. На самом деле, «Козел отпущения» нередко является носителем альтернативных ценностей рода, забирает на себя основные трудности и «болевые точки», «грехи» рода. При этом его главная задача – быть счастливым вопреки родовым ожиданиям. Бывает, что Старший в роду совмещает в себе роли Старшего и «Козла отпущения». Замечу, что даже в пределах одной полной семьи можно найти эти роли.
Вопросы для размышления о «горизонтальных связях» в роду:
· Кто в роду Старший?
· Каково качество его отношений с другими членами рода?
· Почитают ли в роду Старшего, или нередко делают «мальчиком для битья» и «Козлом отпущения»?
· Старший из «своего рода» или «пришлый»? (приемный ребенок, жена или муж – представители другого рода, духовно близкий роду человек)
· Кто в роду «Козел отпущения»?
· Как в роду относятся к «Козлу отпущения»? Как он относится к роду?
· Понимает ли Старший, что он Старший? Понимает ли «Козел отпущения», что он является таковым?
Очень важно, чтобы Род уважал Старшего и понимал функцию «Козла отпущения». Если этого понимания нет – задача сказкотерапевта его сформировать. Помочь здесь может техника «Родовых расстановок в песочнице»
Техника «Родовых расстановок в песочнице»
Порядок работы с клиентом. Основные части инструкции:
1) Представьте себе, что песок – это родовая традиция, фундамент, в каждой песчинке содержится информация о жизненном пути родственника, жившего задолго до вас. Можете погрузить в него руки, настроиться на тонкую работу с родом, с теми родственниками, которые являются вашими современниками, с которыми у вас есть связь.
2) Подберите из коллекции фигурки, которые будут играть роль значимых в роду людей. Это ваши ныне здравствующие родственники. Также вы можете выбрать фигурки, которые будут играть роль людей очень близких вашему роду, но кровными родственниками не являющихся. Не забудьте подобрать фигурки, которая будет исполнять и вашу роль.
3) Подберите «знаки отличия» - фигурки-символы Старшего рода и «Козла отпущения».
4) Пожалуйста, расставьте фигурки в песочнице как угодно.
5) Теперь, пожалуйста, проложите особые «линии», «каналы» Любви между теми родственниками, которые имеют между собой любовь, понимание, согласие. Такие «каналы Любви» можно сделать с помощью воды, украшений, нитей, веревок, веточек и пр.
6) Понятно, что людям нелегко удерживать между собой постоянно добрые красивые отношения. Нередко между ними гуляют вихри непонимания и ссор. Между какими родственниками это есть сейчас. Просто покажите это, прокомментируйте, выкладывать в песке специально эти вихри необязательно.
7) Подберите фигурки, которые будут символизировать подарки тем родственникам, между которыми недостаточно любви (много ссор, взаимного непонимания, вражды), или по отношению к которым проявляется, имеется недостаточно любви. Расскажите о том, что символизируют эти подарки, что вы дарите, и разместите фигурки-подарки так, как считаете нужным.
8) Если это необходимо, сделайте специальные подарки от рода Старшему и «Козлу отпущения». Подберите соответствующие фигурки для подарков или постройте элементы ландшафта (ведь можно подарить и гору, и озеро, и сад, и пещеру и пр.)
9) Попробуйте сгруппировать всех членов рода вокруг Старшего. Если их еще нет, протяните «нити Любви», постройте «каналы, линии Любви» к «Козлу отпущения».
10) Расскажите о том, что вы чувствуете, глядя на свою картину; какие мысли, идеи приходят вам в голову.
11) Напишите гимн Силе Рода. Используйте для этого такие обороты как:
· Мы сильны (3 раза)…
· Славим (3 раза)…
· С нами (3 раза)…
· В наших сердцах…
Положите гимн на музыку.
12) Придумайте герб своего рода. Нарисуйте его и опишите символическое значение.
- Исследование «родовых вирусов» и позитивных родовых программ
«Родовые вирусы» - это негативные программы, нередко сформулированные в форме афоризмов, сказанные с сильным отрицательным чувством и надолго запечатленные в душе. «Родовые вирусы» могут передаваться из поколение в поколение. Например, «в нашем роду все мужчины пьяницы, а женщины страдалицы» и др. «Родовой вирус» работает пока к нему сохраняется настороженно-тревожное или «фатальное» отношение. Будучи осознанным, и отреагированным в психокоррекционной сказке (созданной на принципе абсурда) и перестает оказывать разрушительное влияние.
Упражнение на выявление «родовых вирусов»:
«Мне часто повторяли с тревогой (злостью, страхом, чувством обреченности и др.)….»
(Пожалуйста, закончите фразу. Можно это сделать неоднократно, если вам вспоминаются несколько «вирусов»)
Техника «Психокоррекционной сказки – «колдовские очки»
Рабочая фабула истории:
I. День рождения. В день рождения царственного младенца был объявлен праздник, на который были приглашены не только жители страны, но и все феи, жившие в государстве. Среди множества подарков, одна фея (отличающаяся странным характером) подарила младенцу «волшебные очки». Она сделала это из лучших побуждений, так как считала, что очки будут защищать принца от страданий и предупреждать об опасностях.
II. Действие «волшебных очков», превращение «волшебных очков» в «колдовские». В этой части сказки можно описать наиболее яркие «родовые вирусы», изготовить очки из цветного картона. Важно описать, как очки искажают мир – становятся «колдовскими».
III. Как изменили жизнь принца «колдовские очки», какие ограничения ему поставили. События можно довести до абсурда, чтобы положение стало смешным.
IV. Прозрение. Принц понимает, зловредность «колдовских очков» и принимает зрелое решение об их судьбе или взаимоотношениях с ними. Меняется он сам и мир вокруг.
Позитивные родовые программы –это положительные утверждения, благопожелания, сентенции, поговорки, напутствия, благословения, которые передаются с Любовью, уважением, заботой. Такие программы поддерживают человека на жизненном пути, становятся «палочкой-выручалочкой» в самые ответственные и непростые периоды жизни. Чтобы начать собирать позитивные родовые программы, выделяйте время для того, чтобы закончить фразу: «Мне мама (иди другие значимые родственники или духовно близкие люди) нередко с Любовью говорила…»