Возрождаем ли мы древнее язычество?
Эта статья была опубликована в журнале «Адвентист ревью» от 11 июня 1987 г. Автор ее — Роджер Кун. Он является секретарем отдела трудов Е. Уайт при Генеральной Конференции АСД.
Мы поместили ее в «Настольный календарь» не случайно. Вопросы, затронутые в этой необычной, на первый взгляд, статье, волнуют и членов Церкви АСД в нашей стране. Неопределенность в этих вопросах порождает разномыслия. Иные смущаются, иные опасаются нововведений в Церкви. В Редакционную коллегию обращаются с просьбой внести ясность в эти вопросы. Вот, например, что пишет один из наших служителей: «...В связи с тем, что в последнее время на нашей издаваемой литературе везде печатается крест, возникает много различных толков и недоразумений. Одни говорят, что Церковь уже приняла начертание, другие — что Церковь потеряла чистоту учения и соединяется незаметно с католицизмом и православием и т. д. Поэтому прошу, если будет возможность, очень обширно осветить этот вопрос в следующем номере нашего журнала. Тем более, что планируется на семинарии поставить крест, это также вызывает уже брожение...»
Редакционная коллегия считает, что статья Р. Куна достаточно авторитетно и полно отвечает на эти спорные вопросы.
Становятся ли адвентисты язычниками, если они применяют кресты, празднуют рождественские праздники или носят свадебные кольца?
Время от времени некоторые члены Церкви выражают беспокойство по поводу того, что Церковь Адвентистов седьмого дня пошла по пути соединения с язычниками. Как на один из примеров такого соединения, они указывают на шпили и кресты на некоторых адвентистских церквах. Они убеждены, что такие элементы в архитектуре молитвенных зданий суть отражение языческих начал и поэтому являются ничем иным, как отступлением от адвентистской веры.
Возможно, что шпили (не обязательно кресты) и заимствованы из архитектуры древних веков1. Но те, кто утверждают, что раньше на адвентистских церквах не было шпилей и крестов, просто ошибаются.
Самое большое богослужебное здание Адвентистов седьмого дня, построенное в девятнадцатом столетии,— Бэтл-Крик Табернакл (буквально: Бэтл-Крикская скиния; почему-то первые Адвентисты те здания, где они проводили богослужебные собрания, называли скинией.—Примеч. ред.) было сооружено в 1878— 1879 годы2. Джеймс Уайт и Елена Уайт наблюдали за осуществлением проекта. Фотографию этой церкви можно увидеть в историческом томе, посвященном 150-летней годовщине Бэтл-Крика (1831 —1981). На ней мы видим, что Бэтл-Крик Табернакл имела, по меньшей мере, четыре шпиля. Главную часовую башню завершает большой, богато украшенный шпиль с крестом на самой его вершине. Чуть ниже мы видим нечто вроде кельтского креста или крестов, но они, тем не менее, отличаются богатым украшением3.
Когда мы сравниваем эту церковь или скинию с другими бэтлкрикскими церквами (имеется в виду сравнение с церквами других вероисповеданий.— Примеч. ред.) на фотографиях, помещенных в этом же юбилейном издании, то кажется, что наша (адвентистская) церковь, что касается ее шпилей и башенок, украшена так же, как и все остальные, и даже еще побогаче.
Что же касается мнения Е. Уайт по данному вопросу о том, что здесь правильно, а что нет, то нам не удалось найти в ее трудах ни одного выражения о шпилях, пирамидальных крышах и крестах ни за, ни против4. Если бы этот вопрос имел серьезное значение, то, надо полагать, что Господь дал бы какие-то конкретные советы для церкви через нее.
В этой связи небезынтересно было бы заметить, что в первые дни адвентизма возникал подобный же вопрос, когда наши пионеры отказывались пользоваться общепринятыми названиями дней недели (по-английски: санди (воскресенье) — день солнца; манди (понедельник) — день луны; тьюсди (вторник) — день Марса и т. д.), предпочитая вместо них говорить «Первый день», «Второй день», «Третий день» и т. д. Они считали, что общепринятые названия дней недели связаны с языческими верованиями, и поэтому посвященные христиане должны избегать их употребления. Но со временем наши руководители оставили этот обычай и стали вновь употреблять общепринятые названия дней недели. Почему? Да потому что употребление дней недели, дошедших к нам из древних времен, никоим образом не связывается в настоящее время ни с какими языческими обрядами и верованиями.
И разве нелогично будет заключить, что языческое происхождение любого обычая не может служить достаточным основанием или поводом для отказа от них?
Возьмем другой пример: празднование Рождества Христова и украшение рождественской елки. Оба обычая имеют начало в древнеязыческом культе Рима и позднее Германии.
Если Е. Уайт ничего не упоминает в своих трудах о шпилях и крестах, то о Рождестве Христовом, наоборот, она не молчит. И то, что она сказала, должно удивить тех, кого беспокоят языческие начала. Совет ее, который появляется в главе 77-й «Адвентистского дома», можно обобщить в следующих пунктах:
Хотя 25 декабря (как это принято на Западе.—Примеч. ред.) не является датой рождения Христа, тем не менее не нужно и не желательно для Адвентистов седьмого дня пренебрегать всем, связанным с этим празднеством5.
Тем, у кого есть маленькие дети, «пройти мимо этого периода, не уделив ему некоторое внимание, окажется непростым делом»6.
Вместо того, чтобы пренебрегать этим празднеством, Рождество Христово «может служить очень доброй целью», несмотря на свое языческое происхождение и хулу со стороны многих христиан сегодня. «Мы можем использовать наступающий праздник как повод для благодарения и прославления Бога»7.
Обмен подарками в Рождество и принесение даров Христу в Его доме богослужений вовсе не расценивается как грех, а провозглашается «правильным... если мы при этом не забываем Бога, нашего лучшего Друга».
«Богу будет благоугодно, если на Рождество Христово в каждой церкви будет рождественская елка, на которой будут развешаны пожертвования...» Мы получили письма, в которых люди спрашивают: «Можно ли нам иметь рождественскую елку? Не сообразуемся ли мы в этом с миром?» Мы отвечаем: «Конечно, вы можете провести этот праздник, как это делают в мире, если имеете к этому склонность, или же вы можете настолько, насколько это возможно, провести его иначе. Нет какого-то особого греха в выборе благоухающей вечнозеленой елки и установке ее в наших церквах»8.
«Рождество и новогодние празднества могут и должны проводиться в пользу нуждающихся»9.
Установка рождественской елки в церкви не только не является грехом, но «может быть обращена в великое благословение». И празднование Рождества Христова Адвентистами седьмого дня «не должно быть сухим и неинтересным, но полным невинного веселия, которое несло бы на себе отпечаток неба»10.
Ко времени Е. Уайт Рождество стало уже настолько неотъемлемой частью всеобщей культуры, что пренебречь им было бы просто невозможно. Поэтому она советовала, что бы мы извлекали из него нечто доброе.
ОБРУЧАЛЬНЫЕ КОЛЬЦА
Возьмем еще один пример, показывающий, что одно только языческое происхождение обычая не является достаточной причиной для отказа от него. Например, обручальные кольца. Что касается этого чрезвычайно спорного вопроса, то Е. Уайт в своих трудах упоминает о нем всего лишь один раз.
Ее мнение по этому вопросу содержится в письме от 3 августа 1892 года, восемь месяцев спустя после ее прибытия в Австралию. Об этом можно прочитать в «Свидетельствах для служителей» на стр. 180—181. Вероятно, жены некоторых адвентистских работников, прибывших в Австралию из США, приспосабливались к местному обычаю ношения обручальных колец. В те дни этот обычай был обязательным для всех, проживающих на обширнейших территориях, принадлежавших Британской империи. Е. Уайт уговаривала своих американских соотечественников: не носите их.
Те, кто нападает на собратьев, которые носят обручальные кольца сегодня, упускают из вида тот факт, что Е. Уайт не говорила нашим австралийским членам, чтобы они сняли кольца, подобно тому, как она писала американским собратьям, что они не должны тратить «и пени... на колечко из золота, дабы засвидетельствовать, что мы женаты».
Одной из причин того, что Е. Уайт советовала американским миссионерам не приноравливаться к местным обычаям, было то, что «американцы могли объяснить свою позицию в этом вопросе, заявив прямо, что этот обычай не считается обязательным в нашей стране».
Но он, тем не менее, был общеобязательным для австралийцев в 90-е годы прошлого столетия. И даже несмотря на то, что корни этого обычая уходят в языческие культы древности, Е. Уайт с пониманием относилась к нему. Больше того. Она отметила два главных обстоятельства, в связи с которыми она не протестовала против употребления данного обычая в адвентизме: «В странах, где этот обычай обязателен, мы не имеем никакого основания осуждать тех, у кого есть обручальные кольца; пусть они носят их, если они поступают по совести».
Здесь она говорила о простых, неукрашенных обручальных кольцах. Но что касается тех обручальных колец, которые инкрустированы камнями, то они, по ее мнению, как и любые другие кольца и как все ювелирные украшения, не должны быть предметом адвентиста. Но Е. Уайт не считала простое, неукрашенное обручальное кольцо ювелирным украшением.
Ее овдовевший сын, рукоположенный проповедник Уильям Уайт, во время Южно-Тихоокеанского путешествия со своей матерью решил жениться вновь. Его невестой была молодая женщина, родившаяся в Англии, но в то время проживавшая в Австралии. Этель Мэй Лэйси заранее обратилась по поводу ношения обручальных колец за советом к своей будущей свекрови. После разговора с ней она написала своему жениху, что «она (Е. Уайт) не имеет ничего против того, чтобы я носила кольцо»11.
Супруги были сочетаны методистским священнослужителем в Тасмании, с церемонией обмена кольцами. После этого Мэй носила свое обручальное кольцо пока жила в Австралии, хотя некоторое время спустя она перестала носить его. Когда ее спрашивали, почему она это сделала, она шутливо отвечала, что потеряла его во время стирки.
Позднее Уильям Уайт писал, что хотя его мать «всегда была против ношения драгоценностей любого рода с целью украшения», однако когда они жили в Европе (с 1885 г. по 1887 г.), Е. Уайт упрекала одного слишком ревностного швейцарского служителя АСД за то, что он понуждал всех европейских адвентистов отказаться от обручальных колец. «Мать укоряла его, и... мы все поняли из ее слов, что нам хорошо было бы различать ношение перстней как средства украшения от ношения обручальных колец (в Европе 80-х годов в связи с обычаем) как знак верности мужу»12.
Высказывание Е. Уайт: «Кольцо, одетое на ваш палец, может быть очень простым, но оно бесполезно и ношение его имеет плохое влияние на других»13, привело некоторых к заключению, что свадебным кольцам нет места в адвентистской среде. Но по контексту становится ясно, что автор говорил о ювелирных украшениях, а не об обручальных кольцах. Это высказывание появилось в 1881 году, за одиннадцать лет до того, как Е. Уайт написала разъяснительную заметку, в которой допускала ношение обручальных колец при двух четко определенных условиях.
Если не было никаких других возражений против того или другого обычая и если прочие факторы говорили в пользу того, что этот обычай желательно принять, то его языческое происхождение не было достаточной причиной для отказа от него адвентистами. Е. Уайт была разумной и уравновешенной, когда ей приходилось иметь дело с такими вопросами. Хорошо было бы, чтобы те из нас, кто хочет руководствоваться ее советами, подражали ей в этой важной черте характера.
__________________________
1Интервью с К. Мервином Максуэллом, профессором церковной истории Университета Андрюса, 31 марта 1987 года. Доктор Максуэлл склонен думать, что есть некоторые доказательства в пользу того, что в эллинском мире был обычай использования креста без уважения к языческой традиции.
2«Посвящение»,— «Ревью энд Геральд», 24 апреля 1879 года, с. 132.
3«150-летие Бэтл-Крика: 1831 — 1981» (Бэтл-Крик, Мичиган: Комитет стопятидесятилетия Бэтл-Крика, 1980 г.), с. 130.
4В «Великой борьбе» на стр. 568 Е. Уайт говорит о том, что римо-католики включили крест в оформление церквей, алтарей и одежд священнослужителей. Автор не делает выводов о правильности или ложности этого факта, но старается подчеркнуть контраст между почтением, которое церковь уделяла символу, и ее отрицание того, что символизировал крест.
5«Адвентистский Дом», с. 477—483.
6Там же, с. 478.
7Там же, с. 478, 480.
8Там же, с. 479, 482.
9Там же, с. 482.
10Там же, с. 482—483.
11 Этель Мэй Лэйси Уильяму Уайт, 13 февраля 1895 г., процитировано А.-Л. Уайт в «Е. Г. Уайт. Австралийские годы», с. 196.
12 Уильям Уайт Дж. У. Сайлеру, 9 августа 1916 г.
13 «Свидетельства», т. 4, с. 630.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Разумеется, мы не думаем, что адвентисты в нашей стране, прочитав статью Р. Куна, везде начнут ставить рождественские елки в молитвенных домах и опрометью побегут в ювелирные магазины, чтобы покупать обручальные кольца, или же везде начнут ставить крест на молитвенных домах. Но проблемы эти на самом деле гораздо сложнее, чем это может нам казаться на первый взгляд.
Как-то я побывал в гостях у наших собратьев города Таллина. Зашел у нас, между прочим, разговор со старшим проповедником АСД по Эстонии бр. А. X. Крийском по поводу внутреннего оформления их молитвенного дома. И вот что он рассказал:
— Однажды в наш Таллинский молитвенный дом зашел один из служителей АСД из другой республики. Зашел и сразу же начал осматривать стены и что-то искать на них. Потом, осмотревшись кругом, несколько растерянно спрашивает: «А где же... скрижали Закона?» Я ему и отвечаю: «У нас в молитвенном доме скрижалей нет. Они должны быть в сердце человека».— «Нет,— отвечает сконфуженно гость,— в молитвенных домах Адвентистов седьмого дня должны быть скрижали Закона обязательно...» Потом, подойдя ближе к кафедре, он увидел крест на ней и снова смутился и обескураженный, ни слова не говоря, повернулся и ушел из молитвенного дома.
Вот ведь куда дело идет: братья уже не понимают друг друга! Если нет скрижалей в молитвенном доме, а есть изображение креста, значит, мы уже готовы разбежаться и смотреть на наших собратьев чуть ли не как на отступников. Это говорит прежде всего о степени нашей духовности, а затем об уровне нашей общечеловеческой культуры.
И порой в этих вопросах доходит до курьезов. В одном из крупных городов община строила молитвенный дом. И вот когда строители сделали на фронтоне здания крест, желая отметить этим общепринятым во всем мире символе христианства, что это здание — здание особое, отличительное, культовое, один из братьев срубил его.
Пишу об этом, и мне, честное слово, неловко. Не осуждаю этого человека — может быть, он из добрых побуждений решил вот таким необычным образом защищать от «осквернения» молитвенное здание. Но сам по себе этот факт — вне всяких сомнений, очередной акт вандализма.
Чуть позже, когда буря вокруг этого улеглась, в общину приехал вице-президент ГК А. Лоннэ. Когда он осматривал молитвенный дом, один из старейших наших служителей сказал ему: «А на фронтоне мы хотим поместить скрижали закона Божьего...» И сам служитель и окружившие бр. Лоннэ затаили дыхание, ожидая, одобрит или не одобрит гость эту мысль. Но А. Лоннэ, не зная о случившемся, сказал: «Если вы сделаете скрижали, это будет непонятно для людей. А вот если вы поместите крест, то все поймут, что это церковь...»
Нет такого вопроса в богословии, который не был бы предметом самых ожесточенных споров среди верующих. И если бы эти споры не шли дальше споров, это было бы еще полбеды. Но дело ведь (как об этом свидетельствует история) заканчивалось эшафотами, кострами, войнами. И все это люди делали, будучи убежденными, что стоят за правду. Во имя Божье делали. Нам не нужно ни на йоту повторять печальные опыты прошлого. Нужно достигать взаимопонимания. Нужно с глубоким уважением относиться к чужой точке зрения, выверяя тщательно и многократно истинность собственных взглядов. Нужно, чтобы каждый из нас испытывал себя, как это делали апостолы: «А не ошибаюсь ли я, Господи?»
Не нужно спешить осуждать другого! Суд вершить имеет право один Бог! К Нему-то мы и должны все прибегать во всех случаях недоразумений, разномыслия и недомыслия. Так, как это делал Нафанаил: под смоковницу удаляться, чтобы остаться наедине со своими вопросами с Богом.
Прочитав спокойно, внимательно и непредубежденно статью Р. Куна, мы не можем не заметить того, как истинные дети Божьи всегда отличались сбалансированностью во взглядах, рассудительностью и свободой от крайностей. Посмотрите, какой широтой взглядов, мудростью, терпимостью отличалась Е. Уайт! Самое главное во всех ее советах и суждениях — в центре всякой проблемы она ставила интересы Божьи: прославит ли это Господа или нет? Будет ли от этого польза делу Божьему или ущерб и бесчестье?
Наши собратья на Западе ставят рождественскую елку. В нашей стране адвентисты этого не делают — не принято. Так были они воспитаны. Но наша христианская обязанность (Бог это вменил нам в обязанность!) — не осуждать их. И если даже кто-то из собратьев в нашей стране поступит так же, как и собратья на Западе, мы не должны поднимать шум вокруг этого. Ибо где нет любви, там ненависть. Где ненависть, там разрушение. А где разрушение, там гибель, смерть, конец.
Ведь затронутые вопросы лежат «в той нейтральной области, где все истинные христиане должны уважать всеобщую свободу. Полное разрешение подобных вопросов нужно предоставить времени и всерасширяющемуся кругозору. Все, что можно сказать относительно их, это следующее:
в необходимом да будет единство, в сомнительном — свобода, во всем — любовь» (Фил. 3,15; 1 Кор. 16,14).
Вступление и послесловие — Н. Либенко
[1] Содержание библейских материалов адаптировано из прекрасной книги на тему Божьих путей евангелизации: Alden Thompson, Who's Afraid of the Old Testament God? («Кто боится ветхозаветного Бога?», Exeter: Paternoster Press, 1988). Эта книга готовится к изданию на русском языке.