Текстильные изделия, от которых сохранились нити одного направления
В двух погребениях встречены шерстяные нити, расположенные в одном направлении и имеющие следы изгибов. Это остатки тканых изделий, у которых в качестве основы использованы только шерстяные нити, а в качестве утка — только лубяные нити. Лубяные нити истлели, а шерстяные сохранились.
Курган К 1. В женском погребении на правом виске погребенной, кроме фрагмента узорной шерстяной ленты, были обнаружены текстильные фрагменты, которые А.В. Успенская интерпретировала как ткань от головного убора[21]. Эти фрагменты представляют собой отдельные нити основы (или утка), расположенные в одном направлении, на которых сохранились следы изгибов-деформаций от истлевших нитей утка. Нити имеют красноватый оттенок. Проведенное исследование показало, что это не ткань, а остатки ленты с основой из 22-24 шерстяных нитей и лубяным утком. Первоначальная ширина — около 20 мм.
Курган П 73. В погребении найдены окрашенные в синий и красный цвет шерстяные нити основы, по-видимому, ленты, выполненной на деревянных дощечках, на что указывают характерные деформации нитей. Длина их составляет 35-40 мм. Нити утка из лубяных волокон истлели. Первоначально лента имела продольные красные и синие полоски.
Курган Г. Сохранились шерстяные нити разной длины (максимальная 52 мм), сканые Z-круткой из трех нитей, каждая из которых скручена S-круткой из пряденых нитей Z-круткой. Судя по применению сканой нити, изделие до разрушения также могло быть лентой.
И.И. Лебедева, исследуя технику изготовления поясков и лент у населения Верхнего Поочья и верховьев Десны в начале ХХ в.[22] Отметила, что при этом почти всегда использовался льняной уток при шерстяной основе. Изучение трех вышеописанных фрагментов, у которых сохранились лишь нити одного направления позволяет уверенно считать их остатками лент.
Прочие изделия
Жгут из кургана В 28. В погребении найдены обрывки жгута, скрученного S-круткой из 12 темных шерстяных нитей. Нити невысокого качества неравномерно скручены Z-круткой, их толщина колеблется 0,7 до 1,0 мм.
Шнур из кургана В 3З. В погребении найден фрагмент тонкого крученого шерстяного шнура длиной 48 мм. Шнур скручен S-круткой из двух темных шерстяных пряденых нитей с Z-круткой.
Красители
Исследование коллекции показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Хроматографический анализ отдельных нитей, взятых из имеющихся фрагментов текстиля, выполнялся по методу Кононова-Федорович[23]. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Оттенки желтого и зеленого получались при помощи растений, содержащих флавоноиды. Реакция на диметилформамид показала, что в синий цвет нити окрашивались индиго, выделенным из индийской индигоноски (Indigofera tinctoria).
Заключение
Все образцы за исключением одного фрагмента ткани найдены в женских погребениях. Большую часть образцов составляют разнообразные ленты. Можно предположить, что основная ткань, из которой шилась женская одежда, выполнялась из льняных или конопляных волокон, не сохраняющихся в грунте. Ленты являлись декоративными элементами такой одежды. Некоторые ленты могли служить поясами.
Местоположение фрагментов клетчатых и узорных тканей в большинстве захоронений не документировано, но на некоторых фрагментах имеются окислы от металлических предметов. Пятна окислов во многих случаях имеют форму, напоминающую семилопастные височные кольца. Микроскопическое исследование этих тканей показало, что они выполнены из очень качественных, хорошо скрученных шерстяных нитей, окрашенных в яркие цвета. Ткани плотные, но сравнительно тонкие и имеют небольшие раппорты. Скорее всего, найденные фрагменты клетчатых и узорных тканей являются остатками простейших головных уборов типа платка или убруса.
К сожалению, исследованный материал пока не позволяет конкретизировать эти предварительные заключения, для окончательного подтверждения которых требуется представительная серия хорошо документированных погребальных комплексов с хорошо известным положением каждого отдельного фрагмента в захоронении.
Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. другие индигоносные растения, такие как вайда (Isatis tinсогiа) или горец красильный (Polygonum tinctorium), произрастают намного севернее, но могут окрасить волокна лишь в светлые, «пастельные» тона [24]. Процесс окрашивания волокон индиго достаточно сложен и трудоемок и в средние века выполнялся в различных странах в специализированных красильных центрах. Не исключено, что такие центры, работавшие на привозном красителе, существовали и в древней Руси [25].
Некоторые образцы включают волокна, окрашенные в яркие красные и бордовые цвета. Они были окрашены с использованием корней марены, которая также не произрастала на территории древней Руси. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда ее высушенные корни и могли импортироваться.
В заключение отметим, что в то время, когда настоящая работа уже была закончена, в распоряжении автора оказался ряд текстильных находок из самодеятельных, но достаточно документированных раскопок Горышкинских и других курганов округи Звенигорода. В настоящее время проводится их консервация, за которой последуют детальное изучение и реконструкция [26].
Литература
1. Левинсон-Нечаева М.Н Ткачество. Очерки по истории русской деревни X - XIII вв. Тр. ГИМ. Вып. 33. М., 1959. С. 9-37.
2. Нахлик А. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа // МИА, № 123. М., 1963. С. 228-313.
3. Фехнер М.В. Шелковые ткани как источник для изучения экономических связей древней Руси // История и культура Восточной Европы по археологическим данным. М., 1971. С. 207-227; Она же: Золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси // Средневековая Русь. М., 1976. 222-225.
4. Авдусина Г.А. Три курганные группы у Звенигорода // Историко-археологический сборник. 1962. С. 286.
5. Успенская А.В. Звенигородские курганы // КСИИМК. Вып. ХLIХ. М., 1953. С. 129-132.
6. В 1960-1970-е гг. клей БФ-6 часто использовался для консервации археологических находок. К сожалению, текстиль, пропитанный этим клеем, приобретает стеклоподобный вид и становится твердым. Считается, что фрагменты текстиля, законсервированные таким способом, безвозвратно испорчены и не пригодны для исследования, а процесс консервации необратим. Тем не менее с фрагментов из Горышкино клей удалось снять. Фрагменты на некоторое время были помещены в спирт затем, когда клей начал растворяться, фрагменты были вынуты, и остатки клея с них были очень осторожно удалены механически. Нити были распутаны и слегка расправлены. Затем фрагменты были пластифицированы глицерином и проложены слоями фильтровальной бумаги. Через сутки, после снятия бумаги, оказалось, что фрагменты приобрели мягкость и пластичность. Таким образом, этот способ можно использовать и для других текстильных предметов, законсервированных клеем БФ-6.
7. Черное С.З. Экспериментальные исследования и реставрация // Поречьевского курганного могильника близ Звенигорода // АО-1999. М., 2001.
8. Успенская А.В. Указ. соч. С. 130.
9. Равдина Т.В. О датировке вятических курганов // СА, 1965, №1. С. 122-129; она же: Типология и хронология лопастных височных колец // Славяне и Русь. М. 1968. С. 136-142; Недошивина Н.Г Хронологические различия в погребальном обряде вятичей // История и культура Восточной Европы по археологическим данным М., 1971. С. 193.
10. Автор выражает благодарность д.и.н. А.К. Станюковичу за помощь в датировке курганных комплексов.
11. Равдина Т.В. древнерусские литые литые перстни с геометрическим орнаментом // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 138; Станюкович А.К. Об одном редком типе древнерусских украшений (трефовидные привески) // СА, 1981, № 1 С. 57-65.
12. Исследование текстиля из Волковских курганов было начато и частично проведено несколько лет назад реставратором высшей категории А.К. Елкиной, а затем продолжено автором.
13. Кирсанова Р.М Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв. М., 1995. С. 259-260.
14. Левинсон-Нечаева М.Н. Указ. соч. С. 24-25; Нахлик А. Указ. Соч. С. 249.
15. Клейн В.К. Путеводитель по выставке тканей VII - XIX в. М., 1926.
16. Левинсон-Нечаева М.Я Указ. соч. С. 25.
17. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки (Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 годах). Ч. I. Народный костюм, прядение и ткачество. М., 1927. С. 34-35; она же: Прядение и ткачество восточных славян// Труды ИЭ АН СССР. Вып. ХХХI, М., 1956 С 529.
18. Левинсон-Нечаева М.Н. Указ. соч. С. 27.
19. Одиночные пряденые нити по две скручиваются между собой. Затем три или четыре полученных таким образом скрученных нитей свиваются вместе, но уже в противоположном направлении.
20. Климова Н.Т. Технология шелковых тканей из коллекции ГИМ // История икультура Восточной Европы по археологическим данным. М., 1971. С. 228.
21. Успенская А.В. Указ. соч. С. 129.
22. Лебедева Н.И. Народный быт...С. 36, 40.
23. Федорович Е.Ф. Простейшие методы исследования окраски древних и старинных тканей // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Вып. 3 (33). М., 1977. С. 98-106.
24. Елкина А.К. Крашение дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Вып. 6 (36). М., 1980. С. 95-96.
25. На такую возможность несколько лет назад впервые указала А.К. Елкина.
26. Настоящая работа является частью обширного цикла исследований русских средневековых погребальных памятников, который выполняется при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 01-06-80080.