Феномен благотворительной деятельности в России.
Содержание
Введение……………………………………………………………… 3
1. Меценатство………………………………………………………….. 5
2. Меценатство в России……………………………………………….. 8
2.1. Феномен благотворительной деятельности в России……….. 12
3. Социальные и исторические аспекты явления
благотворительности……………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………….... 23
Список используемой литературы………………………………….. 26
Введение
Актуальность. В современных российских условиях остро поставлен вопрос о сущности культурной политики в целом и о финансово-экономических основах культурной деятельности в том числе. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последними перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В этой связи существование многих культурных организаций и в целом культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным.
Цель.Изучить меценатство и благотворительность в российском обществе в конце XIX – начале XX века.
Задача. Рассмотреть роль меценатство в России. Появления благотворительности, кто способствовал этому.
С появлением в России значительных частных и акционерных капиталов перед культурой открывается возможность стать объектом благотворительной деятельности, меценатства и спонсорства. Наметилась тенденция возобновления тех связей и отношений, которые некогда успешно, к взаимной выгоде, существовали между культурой и экономикой в дореволюционной России. Кроме того, уже утверждаются новые формы этих связей, отвечающие современным условиям цивилизованных контактов между данными сферами.
В то же время, меценатство вряд ли сумеет в ближайшие годы, да и не должно, заменить собой государственную деятельность в деле экономического поддержания культуры.
Отечественный экономический сектор, как государственный, так и частный, признающий значение культуры, еще не до конца осознал свою глобальную ответственность за состояние общества и его культуры, роль тех услуг, которые он может и должен оказать обществу, проявляя интерес к явлениям культуры, культурной среде, содержанию и уровню культурной
жизни. Далеко не всем предпринимателям ясно также и то, что их благополучие основывается на определенном уровне развития культуры общества, и наличествующая в обществе культура в немалой степени способна обеспечить их успешное предпринимательское будущее. Но это, скорее всего, временное явление. Мировая история дает немало свидетельств тому, что на смену дикой капитализации и бесконтрольному накопительству приходят цивилизованные формы ведения хозяйства, которые невозможны без поступательного развития культуры, а потому предполагают активное включение коммерческого сектора в процесс необходимого финансирования и стимулирования культурной сферы[1].
Меценатство
Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Отмеченные явления культурной и социальной жизни общества были широко распространены в дореволюционной России и постепенно начинают возрождаться уже в наши дни. Их описанию и анализу посвящено достаточное количество книг и статей. Однако изучение этих явлений до сих пор шло и по-прежнему продолжает двигаться преимущественно в историческом ключе: главное внимание исследователей концентрируется на биографиях выдающихся меценатов и благотворителей, в опубликованных работах даются оценки масштабов и направлений вложений меценатов в сферу культуры, вскрываются последствия этих решений. В результате проведенных исследований утвердилось справедливое мнение, что российские коллекционеры и меценаты - это достаточно большая, но весьма неоднородная как в социальном, так и культурном отношении социальная прослойка. В состав ее входят сложные, часто непохожие одна на другую личности. В их числе: Императрица Мария Федоровна, императрица Елизавета Алексеевна, представители дворянства И.И. Шувалов, П.Б. и Н.П. Шереметевы, А.С. и С.Г. Строгановы, П.А., Н.Н. и П.Г. Демидовы, Н.П. Румянцев, А.И. Мусин-Пушкин, С.С. Уваров; А.А.Бахрушин и П.И. Щукин, которые были возведены в титул дворянства в знак поощрения за благотворительные поступки; представители российских торгово-промышленных кругов и купечества П. П. Рябушинский, А. И. Гучков, М.Ф.Морозова, В. С. Гиршман, Е. И. Лосева, М. П. Рябушинский, СИ. Четвериков и др. О многих из них как меценатах, известно пока сравнительно немного. Еще менее известно о меценатстве как социальном и культурном феномене в целом, а также о подлинных мотивах меценатской деятельности. В частности, лишь очень немногие исследователи рассматривали религиозные корни русского меценатства, большинство же ученых, особенно в советский период, «забывали», что значительная часть русских меценатов рубежа XIX - начала XX в. были христианами - православными или старообрядцами[2].
До сих пор практически не исследовано меценатство как самобытное социальное и культурное явление. А между тем это явление стало одной из ярчайших страниц в развитии национальных традиций. В настоящее время -время серьезных социально-экономических, политических и духовных перемен - меценатство представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что деятельность российского дворянства и, особенно, торгово-промышленной буржуазии второй половины XIX - начала XX века, направленная на поддержание русской культуры, образования и искусства, является, в известном смысле, исторической предтечей благотворительной деятельности в сфере культуры теперь уже современного предпринимательства.
К сожалению, в советский период истории России это явление по объективным причинам утратило свою былую значимость. Однако сегодня меценатство вновь весьма актуально и является важной областью, на развитие которой, как показывает опыт, направлена культурная политика во многих странах.
Как отмечалось выше, меценатство стало, в каком-то смысле, основой возникновения такой современной формы благотворительности как спонсорство, которое в отличие от первого не носит все же бескорыстного характера, предполагая ответную реакцию на свое благотворительное действие - в виде рекламы, средства повышения имиджа компании и т.д. Спонсорство требует специального изучения и лишь частично рассматривается нами в работе при анализе опыта тех зарубежных стран в сфере благотворительности, где очень распространен этот вид благотворительной деятельности.
Проблема меценатства как своеобразной формы социально-культурной деятельности привлекает все большее внимание исследователей. Актуальность проблемы определяется тем, что вне ее раскрытия невозможно воссоздать объективную картину истории мировой, и, в том числе, отечественной культуры.
В этой связи представляется важным рассмотреть сущность и причины возникновения этого феномена, а также способы мотивации и оптимизации меценатства, практикуемые в зарубежных странах, показать, какие конкретные рычаги существуют в их культурной политике для обеспечения развития и поддержания благотворительной деятельности в условиях рыночных отношений, с тем, чтобы, ознакомившись с ними, предложить способы перенесения положительного опыта на почву российских реалий.
Меценатство в России.
Меценатство в России имеет глубокие исторические и духовные традиции в национальной культуре, исторически оно вытекает из таких нравственных критериев благотворительности, как милосердие, филантропия, берущих свое начало в христианской морали.
Исследуя социально-психологический портрет мецената, можно отметить тот факт, что представители торгово-промышленного сословия в последних поколениях существенно отличались от своих предшественников, были образованны, интеллигентны. Таким образом, в конце XIX в. сформировалось новое поколение предпринимателей; т. к. у них уже был сформирован значительный капитал, они не жалели средств на культурное и просветительское развитие. Кроме того, правительство активно стимулировало благотворительную и меценатскую деятельность.
Меценатская деятельность российского купечества в области культуры и просвещения разнонаправлена. Заметный вклад в культуру народа был внесен книгоиздателями, собирателями книг, создателями библиотек. Впоследствии большинство частных библиотек пополнили фонды государственных библиотек и музеев[3].
Благотворительность и меценатство вместе несли в себе общую смысловую нагрузку. Все виды деятельности купеческого сословия способствовали развитию просвещения, науки, живописи, милосердия к людям.
В дореволюционной России состояние и система школьного обучения для детей рабочих и работающих детей находились в неудовлетворительном состоянии. А так как на большинстве фабрик и заводах использовался детский труд, многие фабриканты - предприниматели начинают осознавать, что, создавая школы при своих заводах, они могут подготовить для предприятия квалифицированные кадры, тем самым повысить производительность труда. Таким образом, решалось несколько проблем: для фабрикантов - повышение производительности труда, увеличение прибыли; для рабочих и их детей -приобретение начальных общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков; для страны в целом - обретение экономической независимости в Европе, повышение культурного уровня народа. Образовательные учреждения, созданные частными лицами и общественными организациями, играли определенную роль в общественно-культурном развитии России[4].
Благотворительность, которая еще недавно воспринималась как явление историческое, вновь стала реальностью современной российской жизни. Ее правовой статус закреплен Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако само слово «благотворительность» в силу культурно-исторических и этимологических ассоциаций дает основание для предельно широкого истолкования соответствующего ему понятия, под которое в настоящее время подводятся самые разные по содержанию и форме виды социальной деятельности - от строительства дома для работников предприятия до подаяния нищему. Это актуализирует проблему уточнения понятия «благотворительность» применительно к современным условиям, с учетом реалий сегодняшнего дня. Чтобы решить эту задачу, необходимо определить его соотношение со смежными и родственными понятиями, выявить границы и специфику соответствующей предметной области[5].
С одной стороны, благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая исторически во многом сформировалась на ее основе, но строится на иных организационных началах. Социальная работа как область профессиональной деятельности институирована - она четко регламентирована нормативно-правовой базой, имеет определенную организационно-управленческую структуру, осуществляется в рамках специально созданных учреждений и организаций и т.д. Субъектами социальной работы выступают не только конкретные специалисты, но и социальные службы, ведомства, наконец, государство.
С другой стороны, благотворительность необходимо отграничивать от разного рода альтруистических проявлений отдельных лиц по отношению к посторонним людям в неформальном, в том числе обиходно-бытовом общении (подчеркнем, что в данном случае не имеются в виду родственные и дружеские отношения, которые должны органично включать заботу о близких). Такие поступки обычно совершаются спонтанно, под влиянием естественных гуманистических побуждений, часто на эмоциональной основе.
Поскольку благотворительность как социальный феномен занимает промежуточное положение между социальной работой и неформальными проявлениями помощи и поддержки, она закономерно несет в себе черты и того, и другого. Учитывая это, с понятием «благотворительность», на мой взгляд, следует соотносить бескорыстную добровольную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям.
С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность - наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов. В то же время она не имеет жесткой регламентации, что обеспечивает большую гибкость, мобильность, возможность для расширения круга адресатов социальной помощи и поддержки.
Добровольность и бескорыстность роднят благотворительную деятельность с благодеяниями отдельных людей, совершаемыми по велению души и сердца. Именно этот гуманистический компонент служит доминантой, направляющей развитие благотворительности в целом, хотя конкретные благотворители могут руководствоваться и другими мотивами.
Обозначенные особенности благотворительной деятельности обусловливают ее социальную значимость: с одной стороны, она дополняет сферу профессиональной социальной работы, помогая хотя бы в какой-то степени смягчить социальные проблемы, для решения которых пока еще не выработаны институированные формы или недостает материальных средств; а с другой - благотворительность дает возможность проявиться лучшим человеческим качествам[6].
Феномен благотворительной деятельности в России.
Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности - феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.
1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)11 Большой энциклопедический словарь, 2000 г.
2. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.22 Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.
3. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.33 Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983.
4. Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.44 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.
Благотворительность в узком смысле - оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле - безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
История благотворительности развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни[7].
Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.
Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в России еще в обычаях восточных славян. С.М. Соловьев писал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы, к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.
В слове «благотворительность» основной корень - «благо», т.е. «добро». Так изначально обозначалось отношение общества к актам помощи нуждающимся согражданам. Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета, во-вторых: необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это, кстати, четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.
Необходимость благотворительности всегда понимали власть имущие, и проблема заключалась только в одном - как определить «точку кипения» и как постоянно иметь ресурсы для снятия социальной напряженности. Все это привело к необходимости формирования, еще много веков назад, государственной системы развития благотворительности. У рабовладельческого, феодального, капиталистического государства никогда не было достаточных средств для решения всех социальных проблем общества. Несмотря на высокую централизацию власти и средств в руках князей и монархов, у зажиточной части населения все равно активов было во много раз больше. Собираемая дань и налоги не позволяли через государственную казну в полной мере решать эти проблемы. Поэтому, российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств для решения социальных проблем государства и общества[8].
Может быть потому, что в истории России редко выдавались спокойные годы, а чаще войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы, требующие сплочения общества, российскому менталитету, более чем другим, свойственны чувства гражданственности, патриотизма, общности и сострадания. На этом основывалась такая черта характера россиян, как стремление быть уважаемым человеком в обществе. Эти чувства и использовались правителями России для развития системы благотворительности.
Благотворительность всегда понималась гражданами как доброе дело, а правителями - как система решения социальных проблем и частичного перераспределения доходов в пользу малоимущих. В истории России можно проследить постоянную деятельность руководителей государства по моральному и материальному стимулированию гражданских поступков. Стимулировалась гражданская деятельность по защите страны, по развитию науки и техники, культуры и искусства, но также неизменно стимулировалась подвижническая деятельность, направленная на служение людям, стимулировалось направление частных средств на строительство больниц и сиротских приютов, театров и церквей, школ и курортов для инвалидов войн. В качестве материальных стимулов использовались льготы по налогам, раздача земель и поместий, причем эти льготы существовали не только при жизни благотворителя, но и передавались по наследству.
Очень значимыми были моральные стимулы, среди которых главным было присвоение титулов и званий, кстати, тоже сопровождавшееся материальными льготами. Важным также считалось присвоение государственных наград. Всем этим выделялись в обществе люди за гражданские поступки.
Некоторые из этих стимулов были сохранены и при советском строе. Благотворительность в социалистическом обществе не была столь значимой, поскольку все национальные активы находились в руках государства, и у граждан было не так много. Необходимость благотворительности всегда понимали власть имущие, и проблема заключалась только в одном - как определить «точку кипения» и как постоянно иметь ресурсы для снятия социальной напряженности. Все это привело к необходимости формирования, еще много веков назад, государственной системы развития благотворительности. У рабовладельческого, феодального, капиталистического государства никогда не было достаточных средств для решения всех социальных проблем общества. Несмотря на высокую централизацию власти и средств в руках князей и монархов, у зажиточной части населения все равно активов было во много раз больше. Собираемая дань и налоги не позволяли через государственную казну в полной мере решать эти проблемы. Поэтому, российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств для решения социальных проблем государства и общества[9].
С переходом России в 90-е годы в систему рыночной экономики вновь большинство национальных активов перешло в частные руки, резко обострилось расслоение общества, и вновь возникла необходимость возрождения системы благотворительности, как необходимой составляющей организации жизни общества.
Возрождение и развитие системы благотворительности в наши дни существенно тормозится, прежде всего, чиновниками всех уровней, работающих по стандартам социалистического государства и не понимающих важности создания государственной системы перераспределения доходов населения. В новом обществе необходимо создание новой системы моральных стимулов, в том числе новой системы гражданских статусов и званий. Необходимо создание системы материальных стимулов благотворителей, сегодня реально существующей во всех странах с рыночной экономикой. И здесь необходима, прежде всего, активная работа экономистов. Нельзя считать только конкретные доходы и расходы бюджетов различных уровней, необходимо также учитывать все реальные средства, которые получает общество в виде благотворительной помя как социальный феномен благотворительности.55 Фомин Э. А., Чикадзе Е. 3. Благотворительность как социо-культурньм феномен в России. СПб., 1999.
5. Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.66 Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 1999.
6. Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных к отвергнутых жизнью».77 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.
7. Благотворительность - бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.88 Абросимова Е. А. Диссертация «Благотворительные организации в Российской Федерации.
8. Благотворительность -- оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.99 Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.
9.Благотворительность -- это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.110 Беляева Н. В. «Коммерсант» от 8 июня 2001.0
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, _ это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.
Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В свете данного законотворчества может возникнуть представление, что в России до конца XX столетия не существовала филантропическая традиция. Это не так. Здесь необходимо исходить из содержания и характера исторических периодов, которые прошла страна в прошлые столетия и на протяжении бурного XX века. Доступные нам факты говорят о том, что российская филантропия конца XIX - первой четверти XX вв. имела достаточный размах и силу в деле помощи обездоленным, опираясь при этом на традицию, шедшею из прошлых веков.
Наиболее известные и распространенные определения понятий, связанных с благотворительной деятельностью, можно найти в знаменитом словаре В. И. Даля (1880 г.). Так, например, «благотворение» по В. И. Далю означает «благодеяние, добродейство, делание добра». Как можно заметить, семантика «благотворительность» в XX в. несколько иная. Ее суть в деятельности благотворителей.
Если рассматривать феномен благотворительности как негосударственное, а общественное явление, то сразу возникает в этом контексте роль денег, бизнеса (предпринимательства) в системе социальной помощи малоимущим и обездоленным гражданам. В силу понятных социоэкономических и социокультурных условий, как в дореволюционную, так и постсоветскую эпоху благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. Действительно, в нашем «бедном» обществе при слабых конфессиональных институтах реальную филантропическую помощь могут оказывать, в основном, люди бизнеса - либо от имени компании и фирм, либо от себя лично в порядке спонсорской поддержки, шефства, меценатства, через филантропические фонды и напрямую.