Деление простых предложений на группы 1 страница

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 1 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 2 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 3 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 4 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 5 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 6 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 7 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 8 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 9 ……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 10 ……………………………………………………………..

ЗАНЯТИЕ № 11 ……………………………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАНЯТИЕ № 1. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ …………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ……………………………….

ЗАНЯТИЕ № 3. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 4. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 5. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ …………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 6. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ……………………………

ЗАНЯТИЕ № 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 8. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ ………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 9. СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ …………………………………

ЗАНЯТИЕ № 10. СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ ……………………………………

ЗАНЯТИЕ № 11. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПО ПУНКТУАЦИИ ……………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАНЯТИЕ № 1. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 2. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ № 3. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 4. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 5. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ…………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 6. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 7. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 8. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ …………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 9. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ …………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 10. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ № 11. КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ ………………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи. В связи с этим авторы посчитали необходимым начать работу по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» с практического курса русского языка, направленного прежде всего на формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков на основе тематических упражнений и краеведческих текстов.

Основное содержание пособий по орфографии и пунктуации составляют обобщающие языковые таблицы, позволяющие усвоить общетеоретические положения; система упражнений с различными заданиями и диктанты с ключами, закрепляющие практические навыки и умения.

Хорошо известно, что эффективность обучения навыкам письма, чтения, аудирования, говорения во многом зависит от заинтересованности в восприятии той или иной информации. В связи с этим важным требованием к упражнениям и диктантам наряду с языковой и смысловой доступностью является их содержательность и занимательность, информационная новизна и емкость. С этой точки зрения наиболее удачными можно считать учебно-методические материалы культурологического и краеведческого характера, художественные тексты классической и современной литературы. Диктанты отобраны из обширной краеведческой литературы, способствующей формированию объективных представлений о России, национальном менталитете русского народа, его языке, культуре и истории и, в частности, о Курске и Курском крае.

Пособия по орфографии и пунктуации призваны помочь обучающемуся в организации самостоятельной работы, обеспечить его доступными дидактическими материалами. Они ориентированы на различный уровень знания русского языка и позволяют осуществить индивидуализацию обучения, выбор адекватных форм, заданий, упражнений, способствующих усвоению новой информации.

Авторы считают целесообразным комплексный подход, благодаря которому возможно интенсивное и продуктивное развитие личности обучающихся, овладение русским языком как средством общения, передачи информации и расширения общегуманитарного кругозора.

АВТОРЫ

ЗАНЯТИЕ № 1

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Сделайте синтаксический разбор простых предложений.

1. Машину я оставил на улице под липами.

2. Женщина кругло поклонилась мне, приглашая, и попятилась в комнату.

3. У ворот я стал спиной к липам и произнес горячую, бестолково-благодарную речь старушке и всему двору.

4. Я ехал в Ракитное, большое полустепное село, затонувшее во ржи и сливовых садах.

5. Человеку нужно временами побыть наедине с небом.

6. Куда может деться тот бесконечно огромный серый мартовский день?

7. Я остановился в Медведовке, решив дождаться вечера.

8. На площади не было тюрьмы, коновязи и базарных стеллажей.

9. Я видел только лошадь, статную и сытую.

10. Он вынул из кармана халата вчетверо сложенную несвежую газету, развернул ее и протянул мне.

(По К. Воробьеву)

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Выполните синтаксический разбор предложений.

1. Я проехал мимо разрушенной церкви и увидел приземистую поросль калинника, окаймлявшего ракитянский погост.

2. Многое было в этом вопросе в глазах и голосе дяди Мирона: и удивление, и разочарование, и насмешка, и досада пополам с сожалением.

3. Я протянул назад руку, нащупал на сиденье свои книги и кинул их на колени дяде Мирону.

4. Реденькая цепочка столбовых лампочек ломано убегала в конец невидимого села, разоряя в моем воображении привычный и давний облик Ракитного.

5. Прямо во дворе между старой и новой хатами был разбит квадратик палисадника, огороженный железной сеткой.

(По К. Воробьеву)

ДИКТАНТЫ

* * *

С…ло Вороб…евка З…лотухинского р…йона ш…роко извес…но как мест… где п…следние 15 лет св…ей жиз…ни жил и работ…л извес…ный ру(сс,с)кий п…эт XIX века Аф…насий Аф…насьевич Фет. С…ло р…сположено в 10 км. от ж…лезной до…оги М…сква–Курск. Извес…но оно с 1650 года. По пр…данию его н…звание произ…шло от Вор…бьевых гор (от)куда при Иване Грозн…м сосл…н был в Курск один м…сковский б…ярин. Поз…нее Вор…бьевка пер…ходит в род б…яр Ртищевых к…торые вл…деют ею ок…ло п…лутора в…ков. В 1877 г…ду Вор…бьевка была купл…на А.А. Фетом у одн…го из о…даленных п…томков Ртищева. Перес…лившись в Вор…бьевку в 1878 г…ду А. Фет занима…тся (благо)устройством уса…ьбы пер…стройкой каме(н,нн)ого (одно)этажного дома в (двух)этажный р…монтом т…плиц п…стройкой ко(н,нн)ого дв…ра и т.д. Уса…ьба выт…нута (в)доль русла р…ки Тускарь на 550–600 метр…в. В ц…нтральной час…ти уса…ьбы распол…гается компл…кс здан…й. Сост…яние нас… ждений Воробьевки в наст…ящее врем… (не) удовлетворительное. В ц…нтральной час…ти уса…ьбы наход…тся ч…тыре вяза в возр…сте 140 лет имеющ…е (наи)большую ист…рическую це(н,нн)ость три дуба и два белых топ…ля в возр…сте 100 лет.

Б…льшую зону уса…ьбы з…нимают п…ляны. Они игра…т существе(н,нн)ую роль в ф…рмировании л…н…шафта парка и образу…т в северо(западной) час…ти уса…ьбы целую с…стему. П…ляны разд…лены балк…ми с (водо)токами. Стор…ны балок зар…сли ч…ремухой выш… по склон…м зар…сли клена т…тарского. П…ляны ок…ймлены круш…ной б…ресклетом буз…ной б…рбарисом ч…ремухой. Кое(где) встр…чаются липа и вяз.

В бывш…м каб…нете А. Фета в 1986 г…ду сил…ми облас…ного (крае)ведческого музея открыта комната(музей) посвяще(н,нн)ая жиз…ни и деят…льности А. Фета в вор…бьевский п…риод.

(Из газет, 257 слов)

* * *

Трудн… представ…ть с…бе эт…т высок…й дом флиг…ль кирпич…ные п…стройки бе… лучист…го ра…светного со…нца отраже(н,нн)ого в з…ркальной глади (без)молвной Туск…ри. А в блик…х солнеч…ных …гней и в «лу(н,нн)ом с…янии» вст…ет пер…д наш…м взор…м мудрый вдохнове(н,нн)ый переполне(н,нн)ый рад…стью быт…я наш л…рический дерзнове(н,нн)ый ч…родей А.А. Фет.

Д…вно нет с нам… в…ртуоза(стихотворца) пр…дельно тонк… и гибк… чу…ствующего окружающ…й мир но (по)прежнему ман…т к с…бе т…нистый угрюмый са… в к…торый сумел вд…хнуть п…эт ж…вую силу в…лнует треп…т жиз…ни в кажд…й тр…винке в кажд…м дун…вении в…терка.

«Вор…бьевский отшельн…к» созд…л св…ю л…бединую пес…ню «В…черние …гни» гимн лег…ндарному все испытавш…му в св…ей су…ьбе сол…вьиному Курск…му краю.

(Не)смотря на грозный быт и (не)прех…дящие утраты эт…т замкнутый бл…городный ч…ловек вс…гда н…сил в св…ей груди «огонь с…льней и всей вселе(нн,н)ой».

Мы обяз…ны сохр…нить в св…их сер…цах п…редать из пок…ления в пок…ление в…сторг пер…д п…вучими исп…лненными т…пла и света фетовск…ми ст…хами.

В наше врем… врем… (сверх)скоростей и прибл…жения к другим пл…нетам чес…ный ч…ловек жажд…т сбереч… (не)преходящие духовные це(н,нн)ости сбереч… г…рмонию души обр…зы крас…ты и «прозрачн…го слога». Ч…тайте друз…я ст…хи в…ликого Фета и вы увид…те ч…до з…мли ч…до жиз…ни.

(По А. Алферовой, 175 слов)

ЗАНЯТИЕ № 2

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым. Письменно объясните наличие или отсутствие тире.

1. Честь и дисциплина святая святых в армии (П. Сальников).

_________

2. Сизая дымка горизонта просто туман и пыль великих буден, а романтика вообще это засаленный салон, вконец изношенный писателями еще в прихожей редакции журнала "Нива" (К. Воробьев).

_________

3. Рожновка небольшая деревня (К. Воробьев).

_________

4. Всякий проступок это порок, и он должен быть наказуем (П. Сальников).

_________

5. Применяемые противогазы и респираторы далеко не лучший выход (Е. Носов).

_________

6. Завод это рабочая школа (Е. Носов).

_________

7. Дворики крохотная по нашим степным местам деревенька хат в тридцать (К. Воробьев).

_________

8. Родное место мать родная, а чужбина мачеха (Посл.).

_________

9. Острый язык дарование, длинный язык наказание (Посл.).

_________

10. Сорок лет расцвет молодости, шестьдесят расцвет мужества (Посл.).

_________

11. Небо в ноябре словно звездный шатер (Е. Носов).

_________

12. Друзья прямые будто братья родные (Посл.).

_________

13. Озеро как изумруд (Е. Носов).

_________

14. Бедность не порок (Посл.).

_________

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Письменно объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1. Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, И за лесом благовест дальний, И кровлю, и крест золотой (А. Фет).

_________

2. Жандармы тем временем со всех четырех сторон бросаются на партизан с криком, свистом и улюлюканьем (К. Воробьев).

_________

3. На уголках альбомных листов Вася рисовал птиц, зверей и ангелов (П. Сальников).

_________

4. У него кряжистый стан, до глянца выбритый желтый череп, сильный квадратный подбородок и переспелые черешины спокойных непреклонных глаз (К. Воробьев).

_________

5. Писались и переписывались запросные бумаги, донесения, пищевые и вещевые отчеты и требования (П. Сальников).

_________

6. Теперь она какая-то тихая, светящаяся и ласковая на словах (К. Воробьев).

_________

7. Луна бесстрашно, светло и празднично шла навстречу неведомому (Е. Носов).

_________

8. Но тогда вся память умещалась в кружке с горькой, в груде камня и кирпича, сложенных на скорую руку, в слезах осиротевших (П. Сальников).

_________

9. Земная порука и огневые раны людей, заживая, все заметнее переходили в личную душевную боль (П. Сальников).

_________

10. Мишка просунул свои руки под воротник кожуха деда и обнял его морщинистую шею (К. Воробьев).

_________

11. Они красиво прогуливались вдоль вагонов, красиво ели мороженое, красиво смеялись и разговаривали с мужчинами, тоже красивыми, породистыми (Е. Носов).

_________

12. Он молча сгреб копнушку, раструсил ее между валками, разобрал косы и отнес их к мотоциклу (Е. Носов).

_________

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Расставьте знаки препинания и письменно прокомментруйте их расстановку. Обозначьте соответствующими цифрами предложения, в которых:

1) обобщающие слова стоят после однородных членов;

2) обобщающие слова стоят перед однородными членами, а после них предложение продолжается.

1. Уходя ничего не взял с собой Федор Андреевич ни старого кожаного кресла все еще крепкого удобного ни настольной лампы ни любимой финиковой пальмы (Е. Носов).

_________

2. Лишь иногда просеменит между хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни постоит склоненно в немом раздумье и одолев скорбь примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье оставляя травку поласковей вьюнок ромашку синие цветы цикория (Е. Носов).

_________

3. Деревня стожки сена дорожки все покрылось снегом (Е. Носов).

_________

4. Везде впереди сзади слева справа расстилались необозримые родные просторы (К. Воробьев).

_________

5. Стены крепости были дубовые с пятью башнями Пятницкой Красной Никитской Въездной и Тускарной (Из газет).

_________

6. В Курске в кратчайшие сроки за один 1779 год были построены административные здания для размещения наместничества присутственные места земский суд нижняя расправа и другие здания (Из газет).

_________

7. Утро пришло без обычных звуков без петухов собачьего бреха и стона коров (П. Сальников).

_________

УПРАЖНЕНИЕ № 4

Расставьте нужные знаки препинания и письменно прокомментируйте их расстановку. Укажите обособленные определения в тексте.

1. Старушки сбившиеся в свою особую кучку белевшую в стороне платочками торопливо зачастили перед собой (Е. Носов).

_________

2. Состояла баланда из чуть подогретой воды забеленной отходами овсяной муки (К. Воробьев).

_________

3. За огородом, на незасеянном поле поросшем пыреем и мелким воробьиным щавелем раскинулось немецкое кладбище (К. Воробьев).

_________

4. Кружевье жалости наплетенное в каждом "сочинении" перекраивалось на деловой крестьянский лад (П. Сальников).

_________

5. Это поветрие принесенное в деревню уже проникло и расползлось по людским душам (Е. Носов).

_________

6. Он прошел к гроту, но вход в него оказался заделанным толстой стальной решеткой заключившей в промозглой каменной дыре невеселый бюст поэта (К. Воробьев).

_________

7. Недалеко за ними был, оказывается, бассейн без воды окруженный зелеными кустами роз (К. Воробьев).

_________

8. Однако усталые, взмокшие пехотинцы обвешанные скатками подсумками саперными лопатками молча и сосредоточенно продолжали гуськом обтекать забитую машинами дорогу (Е. Носов).

_________

9. Внутри самого здания было много массивных приземистых колонн возведенных одна возле другой, но не несущих на себе никакой нагрузки (К. Воробьев).

_________

10. Рота приставила ногу и ждала его дружная, виноватая и безгласная (К. Воробьев).

_________

11. Курсанты вошли в подчинение пехотного полка сформированного из московских ополченцев (К. Воробьев).

_________

12. Они одновременно с ним шагнули к майору и одновременно протянули ему свои лейтенантские удостоверения полученные лишь накануне выступления на фронт (К. Воробьев).

_________

УПРАЖНЕНИЕ № 5

Расставьте нужные знаки препинания и письменно прокомментруйте их расстановку. Укажите, чем выражены приложение и определяемое им слово.

1. В открытии выставки привлекательность моменту придало участие О.В. Левитского внука известного кондитера (Из газет).

_________

2. По сохранившимся архивным данным в торжественном открытии состоявшемся 1 сентября 1902 года участвовал сын Александра III царствующий император Николай II приезжавший в Курск на военные маневры (Из газет).

_________

3. Командир дивизии генерал лет сорока стоял рядом.

_________

4. Низко плывут первые предвестники непогоды рваные клочья облаков.

_________

5. На углу виднелся белый двухэтажный дом музыкальное училище.

_________

6. Сторож человек уже старый угрюмый на все мои жалобы отвечал отрывистым ворчанием.

_________

7. Он этот деревенский балагур был необыкновенно ловок.

_________

8. Человек огромной эрудиции он мог увлекательно и живо рассказывать о старинных зданиях столицы.

_________

9. Леса и теперь сохранили почти недоступные места болота чащи.

_________

(По Е. Носову)

ДИКТАНТЫ

* * *

К…мердинер Илья пров…жал пол…цейского ч…новника до п…рога. На площа…ке у лес…ницы пор…внявшись опять с ч…сами урядн…к шаркнул в стор…ну как от пр…видения. Р…змашистые стрелки зам…рли в к…сой растопырке пр…били четв…рть. К…гда за урядн…ком захлопнул…сь дверь тот взд…хнул с т…кой жадн…стью бу…то с его шеи тольк… что сняли намыле(н,нн)ую вере…ку. Шумн… загр…бая м…роз в кв…дратный рот стал пр…хорашиваться как п…битый в драк… п…тух. Увид…в улыбающе…ося дворн…ка устыдился и зыристо зашар…л гл…зами по б…рьеру в…ранды. Плети его (не)было видн…. (То)ли с…ма св…лилась в сне… (то) ли дворн…к по брез…ливости сп…хнул ее держаком л…паты. Урядн…к с…рдито по…жав губы подн…л плеть и два…ды секанул ею с полн…го пл…ча. Остав…в к…сой сле… на су…робе плюнул и жив… заш…гал по расчище(н,нн)ой тро…ке к св…ему к…ню что ст…ял у въез…ных баш…н.

В промороже(н,нн)ый скв…зняками сире(н,нн)ик с м…линовым шум…м (в)новь ворв…лась н…рядная вата…ка сн…гирей и в с…ду (в)друг зацв…ло от них спел…й крас…той. У о(т,тт)аявшего …кна пр…валившись с…дой г…ловой к к…сяку ст…ял Лев Ник…лаевич. Его сп…койная рука л…жала на пл…че Т…тьяны. Отец… и доч… с…гласно люб…вались птич…ей вол…й в с…ду и (на)верное м…чтали о в…сне к…торая непреме(н,нн)о смен…т зиму. На дв…ре м…розно и тих…. Хл…потун дворн…к см…нив л…пату на м…тлу р…змашистым шаг…м пош…л по тро…ке разм…тая отмет…ны к…блуков урядн…ка.

(По П. Сальникову, 200 слов)

* * *

Д…мой М…твей Егор…вич возвр…щался прежн…й д…рогой. Кова(н,нн)ые к…блуки его с…пог вязли и оск…льзались в мутн…м снежн…м мес…ве п…дол шубы н…мок и от…желел. За эти (не)сколько ч…сов проведе(н,нн)ых им в (сель)совете пр…образился мир (пол)дневное со…нце раст…пило тума(н,нн)ую хмарь и неб… был… т…перь иссиня(зеленым) как родн…ковая глуб…на. (Не)прерывными сл…пящими блик…ми св…ркали в п…лях руч…и и луж… и в т…кучем знойн…м мар…ве др…жал (не)оглядный кру… г…ризонта.

У круто…о …врага прот…нувшегося от р…ки до выг…на путь М…твею Егор…вичу пр…градил сизый бурлящ…й п…ток. Пр…кинув его ш…рину и т…скующе погл…дев на соломе(н,нн)ый горб св…ей клуни в…дневшейся (из)дали М…твей Егор…вич попл…вал в св…бодную от бутыл… руку напружин…л к…лени и прыгн…л с (не)предполагаемой в с…бе резв…стью. Он еще (не)к…снулся н…гами прот…воположного края п…тока а уже знал что уп…дет на ч…твереньки и вык…нув (в)перед руки (не)увид…л бутыл… с кер…сином. «Оборв…лась пр…клятая!» пад…я отмет…л он но в…ревочное к…лечко на средн…м и ук…зательном пальц… его лев…й руки был… целым оно тольк… соск…льзнуло в ры…ке с горл…шка бутылк… .

З…сунув рук… в к…рманы шубы М…твей Егор…вич заш…гал по д…роге ст…раясь (не)думать о случи…шемся и к…гда огл…нулся наза… то на… мест…м вп…дения п…тока в …враг изумле(н,нн)о увид…л н…рядный (полу)круг радуги св…тившейся (не)порочно чист… и з…гадочно словн… сдел…ли ее люд… из св…его (не)сбывшегося с…астья.

(По К. Воробьеву, 206 слов)

ЗАНЯТИЕ № 3

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Подчеркните обособленные обстоятельства. Письменно объясните расстановку знаков препинания при обособлении обстоятельств.

1. Жеребец, завидя за версту проезжую подводу, ярится и встает на дыбы.

_________

2. Тогда Момич, не замечая меня, отшвырнул рычаг, приник к дубу и обнял его руками.

_________

3. Он сидел на корточках, низко пригнувшись, и просветленно, почти зачарованно глядел вверх, на столб дыма…

_________

4. Роман Арсенин, не переставая играть, воркующе смеется, а Настя поет сильно и чисто.

_________

5. Склонив кучерявую голову к подголосной части гармони, он старательно выводит плакуче-истомное страдание.

_________

6. Сам он шел пешком, ухватившись рукой за уздечку, а верхом на жеребце ехали два человека, связанные друг с другом пеньковым кнутом и ременным поводом от уздечки.

_________

7. Момич, исподтишка следя за мной, тоже начинал кренить голову вбок, заглядывая в окно, а Настя тогда хмурилась и резко, со стуком, клала на стол ложку.

_________

8. Он стоял, задрав голову, ожидая что-то от Момича, а тот несокрушимо сидел наверху, работал и молчал.

_________

(По К. Воробьеву)

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Прочитайте. Соответствующими цифрами отметьте предложения:

1) с деепричастным оборотом в конце предложения;

2) с деепричастным оборотом в начале предложения;

3) с деепричастным оборотом в середине предложения.

Письменно объясните постановку знаков препинания.

1. А тот, подпрыгивая и мелькая красными полосками, скакал с площадки в траву.

_________

2. Как большие метлы, они то вправо, то влево ходили по небу, разметая высокие облака.

_________

3. Добравшись до самой макушки, я уселся в развилке.

_________

4. Волейболисты умывались на речке и прибежали вместе с другими, на ходу обтирая носовыми платками мокрые лица и руки.

_________

5. Отец и Фаина стояли рядом, держась за кабину.

_________

6. Постукивая тупым концом карандаша по настольному стеклу, Федор Андреевич сумрачно нахохлился.

_________

7. Он спустил ноги с дивана, нащупал шлепанцы и, включив свет, прошел к окну взглянуть на термометр.

_________

8. Оставив должность, Федор Андреевич с самой весны засел на даче.

_________

9. И, послеживая за яичницей, перевела разговор на другое…

_________

10. Кассирша, возвращая мелочь, посоветовала бежать на стоянку, да поживее: может, еще успеет, если поспешит, хотя навряд ли…

_________

(По Е. Носову)

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Подчеркните обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями. В каких случаях запятая при одиночном деепричастии не ставится? В каких случаях ставится ? Письменно прокомментируйте.

1. По крыше стукнула шишка и покатилась, подпрыгивая.

_________

2. Жена покушалась выбросить ее, и Федор Андреевич, обидевшись, решил отвезти Твардовского на дачу.

_________

3. И, уходя, Федор Андреевич снисходительно похлопал преемника по плечу.

_________

4. Уходя, ничего не взял с собой Федор Андреевич: ни старого кожаного кресла, все еще крепкого, удобного, которое мог бы забрать на память…

_________

5. Но он, затаившись, сам видел, как некий старик стоял в лодке и выбирал вентеря и как билось в его снастях что-то крупное…

Наши рекомендации