Раздел 1. Начало и формирование катехизации в первые века христианства в I - III вв
Украинская Православная Церковь
Киевская Духовная Академия
Кафедра церковно-практических дисциплин
На правах рукописи
Катехизация до 1054 года
Дипломная работа
студента ІV–го курса
Киевской духовной академии
Иваненко Сергея
Научный руководитель:
кандидат богословия,
протоиерей Андрей Ухтомский
Киев
Свято–Успенская Киево–Печерская Лавра
2016 год
Содержание
Введение. 4
Раздел 1. Начало и формирование катехизации в первые века христианства в I - III вв. 9
1.1. Введение. 9
1.2. Первоначальный период становления катехизации. Христос и его ученики – апостолы. 10
1.3. Катехизация в послеапостольский век. Мужи апостольские. 15
1.4. Ипполит Римский и его "Апостольское предание".........…................................................................................................19
1.5. Александрийская школа. 23
Раздел 2. Особенности катехизации в исторических церковных центрах в период ее расцвета в IV- V вв. 30
2.1. Катехизация после Миланского эдикта 313 года. 30
2.2. Катехизация в Иерусалимской церкви. 34
2.3. Катехизация в Антиохийской школе. 40
2.4. Практика Римской Церкви. 44
2.5. Карфагенская церковь (IV-V вв.). 52
2.5.1. Жизнь блаженного Августина как яркий пример катехумена своего времени. 52
2.5.2. Катехизация Карфагенской Церкви. 55
Раздел 3. Период заката катехизической традиции в VI- VII вв. 60
3.1. Общие причины заката катехизации. 60
3.2. Некоторые особенности катехизации данного периода в Римской, Иерусалимской, Армянской, Сирийской и Карфагенской Церквях. 60
3.3. Возрождение практики катехизации в Испанской церкви в VI-VII вв. 65
3.4. Заключение. 68
Раздел 4. История катехизации с VIII в. до разделения церквей в 1054 г.
4.1. Введение. 69
4.2. Состояние катехизации к VIIIв. 69
4.3. «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) ……………………………………………………………………………….. .70
4.4. «Великое» и «Малое» «Оглашения» прп. Феодора Студита (759-826)………………………………………………………………………………..74
4.5. «Огласительные слова» прп. Симеона Нового Богослова (949-1022)...79
4.6. Становление катехизации на Руси в IX-Xвв…………………………….85
Выводы…..……………………………………………………………………….90
Список использованых источников и литературы.. 92
Введение.
Актуальность темы и степень ее исследования:
В последнее десятилетие все чаще стал подниматься вопрос о необходимости изменения практики приема в Церковь новых членов, которая сложилась во время периода безбожного лихолетья. Семьдесят лет безбожного времени не могли пройти бесследно. Государственная машина, направленная на уничтожение всего, что было связано с верой, подавляла и пыталась полностью уничтожить все институты Церкви. Утеря института катехизации до принятия Святого крещения стала закономерным итогом этой безжалостной борьбы. Практика Крещения без должного оглашения стала довольно распространенной и продолжает использоваться до сих пор, т.к. в рамках церковной икономии этот вопрос был оставлен на самостоятельное рассуждение пастырей. Однако все сильнее со стороны богословов нашего времени раздаются голоса о необходимости изменения этого положения. Не случайно Синодальной библейско-богословской комиссией Русской православной церкви, возглавляет которую председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), в настоящий момент активно ведется работа по подготовке нового Православного катехизиса. Владыка Иларион (Алфеев) неоднократно говорил о необходимости и важности изменения отношения к катехизации на многих богословских форумах. Авторству митрополита Илариона (Алфеева) принадлежит несколько трудов относящихся к вопросу катехизации. Среди них «Во что верят православные христиане? Катехизические беседы», «Как прийти в Церковь», «Как обрести веру», «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» и монументальный 2-х томный труд «Православие».
О том, как тщательно подходила Церковь к принятию в свое лоно новых членов, мы можем найти в трудах Отцов и Учителей Церкви первых веков. К сожалению, в дальнейшем подготовка к таинству крещения стала приобретать формальный характер и получила свои крайние формы в XX веке. Институт катехуменов столь важный в начале христианской эры был бесследно утерян.
Однако реальность требует от нас катехизаторской работы не только с кандидатами, желающими стать частью Церкви Божией, но и с теми, кто уже принял Таинство ранее без достаточной подготовки. Этих людей сейчас не так мало, и они нуждаются в настоящем воцерковлении. Все это наталкивает на мысль о крайней необходимости возрождения института катехуменов, который существовал в древней Церкви.
Среди наиболее значимых системных трудов, посвященных истории катехизации в жизни Церкви, следует отметить работы: «Вступление в Церковь» протоиерея Николая Афанасьева, «Катехетическая миссия Церкви» протоиерея Яна Зозуляка, «Катехуменат в истории Церкви» священника Владимира Хулапа и «История катехизации в древней церкви» диакона Павла Гаврилюка. В последнем из них наиболее полно и систематично рассматривается затронутая проблематика в период I-VII века.
Что же касается периода после VII века, то он практически вообще не освящен. Катехизация не исчерпывается простым слушанием вероучительных истин в пределах церковной ограды. Словом «Катехизация» в широком смысле обозначается весь процесс изучения основ христианского вероучения. В этом свете для нас являются чрезвычайно важным исследовать особенности катехизации в период с VIIIв. по нач. XIв. на основании памятников церковной литературы, авторами которой являются отцы Церкви. Среди них особое место занимает творчество прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова.
Вопрос катехизации затрагивается во многих публицистических работах, таких как: «Катехизация в истории Церкви», свящ. Владимир Хулап; «Посттрадиционное общество и катехизация. Проблемы и задачи», архим. Ианнуарий (Ивлиев); «Церковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология», протоиерей Эриксон Х. Джон; «Сколько времени нужно оглашать?» Адаменко Н.А. Особо затрагивается эта тема в работах преподавателей Московского Свято-Филаретовского православно-христианского института: священника Георгия Кочеткова, Александра Копировского, Давида Гзгзяна. Однако, что касается научно-богословской деятельности в этом направлении священника Георгия Кочеткова, то после тщательного исследования его трудов Комиссия по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова (председатель протоиерей Сергий Правдолюбов) и президиум Синодально-богословской комиссии РПЦ (председательМитрополит Минский Филарет) пришли к заключению, что «…катехизисы священника Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы» и «В начале было Слово», а также работа «Таинственное введение в православную катехетику», содержат неправославные, двусмысленные и недопустимые по форме выражения…» и поэтому «они не должны использоваться ни для подготовки людей к принятию Таинства св. Крещения, ни при дальнейшем вхождении новокрещеных в церковную вероучительную традицию».
Тем более важно исследовать вопрос катехизации в древней церкви, мнения святых отцов и церковную литургическую практику, для выявления правильного отношения к катехизации и ее православного наполнения.
Цель и задачи исследования:
Целью является раскрытие необходимости возрождения института катехуменов на современном этапе жизни церкви.
Задачей настоящего исследования является изучение, обобщение и систематизация трудов и исследований по вопросу катехизации в древней Церкви до разделения в 1054 году.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· Описать историю катехизации в древней Церкви на примерах произведений святых отцов;
· Описать причины появления катехизических практик младенцев и взрослых;
· Показать региональные отличия в катехизации;
· Показать причины упадка катехизической практики;
· Показать на примере катехизической традиции древней Церкви важность и целесообразность возрождения института катехизации.
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования являются труды отцов и учителей древней церкви, а также современных богословов по данной проблематике.
Предметом исследования является изучение особенностей катехизических огласительных практик в древней Церкви до момента разделения в XI веке.
Методология и теоретические принципы исследования:
Из специально научных методов исторического исследования автором применялись: историко-генетический (выявление причин, условий и происхождения явлений), историко-сравнительный, системно-аналитический, причинно-следственный и контекстуальный методы; исследование, изучение и систематизация критической богословской литературы, а также полемических статей и сборников, посвященных вопросам катехизации.
Хронологические (географические) границы исследования:
Хронологические границы исследования охватывают период с первых веков христианства до XI века.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
Обобщение исторических практик оглашения и Крещения в древней Церкви для выявления целесообразности и возможности их применения на современном этапе.
Теоретическое и практическое применение работы:
Настоящее исследование призвано обратить внимание на важность качественного критерия при совершении таинства крещения и принятия новых членов Церкви, опираясь на исторический опыт древней Церкви.
С теоретической точки зрения работа может быть использована для продолжения изучения отношения к катехизации в более поздние периоды жизни Церкви, а также для составления практических сборников по катехизации.
С практической точки зрения оно может быть применимо в повседневной пастырской деятельности для облегчения поиска ответов на возникающие вопросы при крещении новых членов церкви, чиноприеме инославных и воцерковлении уже принявших Крещение.
Раздел 1. Начало и формирование катехизации в первые века христианства в I - III вв
Введение
Вопрос катехизации в последние годы возникает в церковных кругах с большей или меньшей степенью остроты. Обращаются к нему и с высоких трибун, обращенных к общественности и в тесном кругу приходского священства. Вряд ли найдутся должные и убедительные аргументы, которые смогут кого-либо убедить в том, что катехизация является рудиментом, давно изжила себя и это лишь дань благочестивой традиции прошлого. Если мы признаем Церковь как определенную «организацию», а она отчасти ей является, то должны согласиться с тем, что любая организация обладает определенными правилами и идеей, которые ее отличают от других. Ведь, когда вы собираетесь стать членом общественного движения или партии, то обязательно знакомитесь с тем, что это движение или партия исповедует и к чему стремиться. Конечно, это сравнение не совсем применимо к Церкви Христовой, однако и в определении Бога в догматическом богословии мы часто прибегаем к терминам понятным нашему человеческому разуму, хотя они не в состоянии отобразить сущность Божества. Поэтому как каждый, кто желает стать частью какой-либо организации знакомится с ее уставом, правилами и идеологией, так и желающий стать членом Церкви обязательно должен пройти этап знакомства с тем, чем она живет и к чему призывает людей.
Так что вопрос о необходимости катехизации очевиден – без нее обойтись нельзя. Вопрос заключается лишь в том, каковы должны быть ее формы. Для этого мы и обратимся к изучению истории катехизации с момента основания Церкви Иисусом Христом и до возникновения в ней болезненного разделения, которое произошло в 1054 году.