Бревенчатые многоугольные юрты

Юрта этого типа (рис.3) называется у теленгитов – черткен айыл (рубленая), у алтайцев – агаш айыл (деревянная). Такие юрты бывают четырёх-, пяти-, шести-, семи-, восьмиугольными. Сооружение её требовало знания особой строительной техники. Такие юрты бытовали за исключением Курайской и Чуйской степей, на всей территории Горного Алтая.

Многоугольные юрты появились сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Они строились в первую очередь той частью населения, которая перешла к оседлости. Отсюда можно сделать вывод, что многоугольный тип – это переходный от юрты к срубной избе.

По своей конструкции многоугольные юрты второй половины XIX века имеют полную аналогию с современными срубными юртами.

Юрты этого типа в тёплое время служила кухней, а с наступлением холодов – складом.

Сруб юрты складывается из брёвен, рубленых в паз. Сруб состоит

обычно из 8 – 10 венцов (высота 170 – 180см., длина одного звена 360 – 365 см.). Крыша у такой юрты бывает двух видов: полусферическая и конусообразная.

У юрты с полусферической крышей от последнего венца стены сруба кладка брёвен продолжается, но длина их уменьшается постепенно, т. е. остов крыши напоминает суживающуюся кверху клетку, алыйман. На брёвна кладут кору лиственницы, начиная снизу и по кругу, т. е. в том же порядке, как и у конусообразной юрты. Кору сверху придавливают жердями или короткими чурками.

У юрты с конической крышей остов крыши делают из тонких жердей, нижние концы которых укрепляют на верхнем венце сруба, а верхние вставляют в жерди с развилкой. Общая конструкция такого жилища состоит из сруба бревенчатой юрты и остова конусообразной юрты. Корой покрывают так же, как и в первом случае. Вверху, против очага, оставляют дымовое отверстие тунук.

Двери в алтайских юртах открываются навстречу к солнцу. Утром, выйдя из дому, человек должен в первую очередь поклониться солнцу.

Двери в аил делали низкими. Любой гость, войдя в аил, поневоле наклонялся и, таким образом, он выражал свое почтение матери – очагу – хранительнице жизни, независимо от сана, от богатства, силы или бедности, с каким бы ты делом не пришел в этот дом, ты должен уважать мать - очаг. Таким образом народ усмирял и высокомерие, и излишнюю гордость сильных мира сего.

Жилище северных алтайцев

Северные алтайцы вели оседлый образ жизни, поэтому жилища их были постоянными, непереносными.

В. И. Вербицкий пишет, что летние юрты или делаются из стоек, обтянутых берестой, или срублены из тонкого леса в четыре стены, как те, так и другие покрыты на два ската берестой.

Срубная бревенчатая юрта, имеющая в основе прямоугольник, была широко распространена у всех племён группы северных алтайцев. Различия были только в покрытии крыш. У жилищ кумандинцев и челканцев крыша была из брёвен; юрта тубаларов имела четырёхскатную крышу, для которой использовалась кора берёзы кара тос.

Традиционные жилища кумандинцев и челканцев были двух типов: бревенчатый сруб и двухскатный остов. Их крыша – накат жердей, который забрасывался землёй или покрывался корой берёзы.

Юрты этих племён близки к русским избам. Эти жилища – традиционные у этих племён и не являются переходными от юрт к русской избе, как у южных алтайцев.

У тубаларов существовало два типа жилища – четырёхугольная бревенчатая юрта с крышей из коры берёзы и конусообразная юрта. Позднее появилось у них и многоугольная срубная юрта.

У кумандинцев и у шорцев много общих черт не только в одежде, но и в жилище. У них существовал обычай строить свадебное жилище для невесты. Из 7 – 9 берёзок на дворе жениха ставили специальный шалашник – шалык одог. Верхушки берёзок связывали вместе, шалаш покрывали пластинками бересты, в более позднее время - половиками. Туда жених вводил невесту, раскладывал в шалаше перед ней костёр. Невеста варила там тутпаг – блюдо из мяса и теста. После окончания свадьбы это жилище разбиралось.

У кумандинцев, челканцев и тубаларов традиционным жилищем была прямоугольная срубная бревенчатая юрта, кроме того, у кумандинцев и челканцев – двухскатная, а у тубаларов – конусообразная юрта.

Следовательно, у северных алтайцев не было единства в типах жилища: если срубная бревенчатая юрта присуща им всем, то у кумандинцев и челканцев отсутствовала конусообразная, а у тубаларов не было двухскатной юрты.

Различались и покрытия жилищ: у кумандинцев и челканцев крыша была без брёвен и досок в виде наката на сруб и покрывалась корой берёзы или забрасывалась землёй, а у тубаларов – четырёхскатное покрытие жилища делалось из коры берёзы.

Жилища северных алтайцев имеют большое сходство с жилищами шорцев и хантов. Это является свидетельством этнокультурных связей в прошлом между этим народами.

Основные типы традиционного переносного жилища у южных алтайцев – конусообразная, покрытая корой (алтайцы), берестой и войлоком (теленгиты) и цилиндрическая решётчатая, покрытая войлоком, юрты. Конусообразная юрта южных алтайцев, покрытая корой, по форме напоминает чум сибирских народов.

Но в отличие от чума основу юрты составляли толстые жерди, которые вставлялись в развилки, образуя у дымохода отверстие. Основу чума составляли тонкие жерди, которые образовывали у дымохода веерообразный пучок. Кроме этого, юрта покрывалась берестой, корой, а чум – шкурами животных.

Можно сделать вывод, что конусообразная юрта с её внутренним устройством и убранством была типичной только для южных алтайцев.

Следовательно, исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод: жилища северных и южных алтайцев существенно отличались друг от друга. Это можно объяснить тем, что издавна у этих племён сложились два разных культурно – хозяйственных типа.

У северных алтайцев больше сходства с шорцами, хантами, чем с южными алтайцами.

У северных алтайцев в отличие от южных отсутствовало деление юрты на женскую и мужскую половины. У кумандинцев и челканцев она делилась по стенам, вдоль которых устанавливались нары и лавки. Левая стена от входа только для хозяина, хозяйки и детей. Передняя для почётных гостей, в правой – остальные члены семьи – сёстры, братья, родители, т. е. родственники.

Лавка у левой стены была запретной. Никто, кроме членов семьи - матери, отца и детей – не могли на неё садиться.

Древняя печь шол, служившая очагом, находилась всегда у стены слева от двери. Она состояла из трёх элементов: глиняной основы, глиняной стены, прикреплявшейся к стене юрты (чтобы предохранить её от огня) и полуглиняной - полудеревянной трубы.

Для освещения жилища в крыше перед печью прорубалось продолговатое отверстие.

Таким образом, можно сделать вывод: к концу XIX века у южной группы алтайцев сохранялось три основных типа жилищ – цилиндрическая войлочная, конусообразная корьевая и войлочная, корьевая многоугольная юрта, которая составляла 97,4 % от числа жилищ, а срубные жилища (дом, изба) – только 2,4 – 2,6 %.

У северных алтайцев к концу XIX века основным типом жилища стала изба, дом, которые составляли 80% от числа жилищ, и юрта, тоже срубная.

Наши рекомендации