Верхотуров Дмитрий Николаевич 13 страница
Русские ловили соболя другими методами. Они на определенном участке леса расставляли многочисленные ловушки и капканы с приманкой, в которые попадался самый разный пушной зверь, от белки до соболя. Это был эффективной, но в то же время варварский способ ловли, который истреблял популяцию соболей. Подсчитано, что русские, захватив звероловные угодья, выбивали и вылавливали соболя примерно за 20 лет [39].
В-третьих, летом и осенью соболь носит серую шерсть, в начале зимы линяет, и шерсть становится черной и блестящей. Если взять соболя слишком рано, по первому снегу, то шкурка не будет иметь ценности, и ясатчик ее завернет и потребует заменить. А брать соболя в середине или конце зимы намного сложней, потому что леса уже завалены снегами.
В общем, даже самый опытный охотник за сезон брал не более пяти-шести соболей. Почти все они уходили на ясак, поскольку он раскладывался на всех мужчин совершеннолетнего возраста, «натягивающих лук». Но реально добывать соболя приходилось самому опытному в роду охотнику. Это был тяжелый налог, тем более, что ясатчики очень неохотно брали белку взамен соболя, да и соболей старались брать самых лучших, с густым и красивым мехом.
Какой размер ясака собирался с подвластных земель, показывают писцовые книги, в которых учитывалось количество плательщиков ясака. В середине XVII века в Томском уезде ясак платили 530 самоедов и 2485 тюрок. Всего 3015 человек. В Кузнецком уезде, подчиненном русским с начала 20-х годов XVII века, ясак платили 5435 тюрок. Всего получается 8450 плательщиков ясака [15, с. 37]. Это 8,5 тысяч собольих шкурок ежегодно или их эквивалентов.
Сколько же это в пересчете на деньги? В XVII веке соболь стоил рубль. Рубль того времени был равен 17 николаевским серебряным рублям XIX века. Хорошие шкурки, с пышным мехом, и не подпорченные охотником, шли чуть подороже, за три рубля. Итого, примерно 150 тысяч рублей николаевскими серебряными рублями.
Это были закупочные цены, то есть такие цены, которые устанавливались в Сибири. Но продажная цена того же соболя в Московии или в Европе составляла уже 200-300 рублей. Только ясак с одного Томского уезда при продаже в Европе давал почти 3 млн. рублей деньгами XVII века, или 50,5 млн. рублей николаевским серебром.
Или вот еще цены того времени. Мука стоила 15 копеек за пуд, железный топор — 30 копеек, пешня — 20 копеек. Дощаник стоил 5 рублей [40, с. .84—85]. То есть на вывозе только одной соболиной шкурки из Сибири и продаже ее в Московии можно было стать обеспеченным человеком. На одну шкурку соболя человек мог завести себе пашенное хозяйство. На сто шкурок соболя мог стать богатым посадским жителем и начать торговлю. А тысяча шкурок делала человека богачом.
Московия так быстро восстановилась после тотального разорения Иваном Грозным и Смутой только благодаря сибирскому ясаку. В конце XVI века весь бюджет Государства Российского, державшего гигантскую армию, строившего гигантские засечные черты и воевавшего со всеми соседями, составлял всего 900 тысяч рублей в год, а к середине XVII века он вырос более чем на 400 тысяч рублей. Что и говорить, перспективное и прогрессивное было дело — присоединение Сибири! Если Иван Грозный обдирал (а заодно сажал на кол и жарил) своих собственных крестьян, то Алексей Михайлович Тишайший обдирал сибирских татар. Прогресс, однако!
Ясак свозился в крупные сибирские города, в тот же Томск и Тобольск. Воеводы отвечали за полноту сбора ясака и отправки его в Москву. Через них шли огромные суммы. В 1652 году в Томск было свезено 14 тысяч шкурок соболя, 1226 шкур бобров. В следующем году — 10 тысяч соболей. Всего с сибирских земель собиралось ясака на сотни тысяч рублей. В 1660 году доходы Государства Российского составляли 1 млн. 311 тысяч рублей, из которых 660 тысяч рублей поступило из Сибири [40, с. 80].
Присоединение Сибири и выкачивание ясака в таких размерах было способно озолотить практически любую страну. Европейцы тогда делали свои состояния на более прозаичных вещах, вроде специй, шерсти, сукна, рома или тюльпанов (знаменитая тюльпанная лихорадка в Амстердаме в 1627 году, когда луковица тюльпана стоила целое состояние). Но только не Московию! В Московии эти колоссальные средства тратились на укрепления, на засеки и крепости, на пушки и порох; проедались полчищами стрельцов и рейтаров. Московские государи кормили греческую патриархию, поддерживали православное движение в Речи Посполитой, в общем, занимались большой политикой. Средств тратилось столько, что даже при всей прогрессивности присоединения Сибири приходилось попутно обдирать и свой собственный народ, изыскивая способы облегчения его карманов то соляным налогом, то медными деньгами.
Положение воевод, и их контроль над выплатой ясака, давали им хорошую возможность для казнокрадства. Через них проходили тысячи шкурок ежегодно, и почти всегда была возможность взять что-то из этого богатства в свой карман. Чем больше ясака поступает в казну, тем больше возможности отложить из него для своего личного достояния. Скорее всего, именно этот мотив личной выгоды толкал сибирских воевод на дальнейшее расширение русских владений в Сибири даже тогда, когда это дело было сопряжено с большим риском.
Еще и пограбить...
Расширение владений давало воеводам и служилым еще две возможности для личного обогащения. Это грабеж улусов во время военных походов и последующий сбыт награбленного на торге, а также вымогательство даров сверх обычных подарков, принятых по обычаю, и сверх ясака. Такое обогащение было распространенным явлением, и с этим мы еще не раз встретимся.
Сибирь по тем временам была самым настоящим Востоком, с характерными традициями и обычаями, со своеобразным этикетом.
Был, например, обычай, известный у казахов под названием «хабарлау» или «узун-кулан». Это был обычай, когда путник должен был останавливаться во встреченном ауле и рассказывать принявшим его хозяевам все, что видел в дороге. Эти сведения были чрезвычайно важными для кочевника, поскольку от этого могли зависеть его жизнь и благополучие. От проезжающих путников люди получали сведения о перекочевках скота, о нападениях врагов, об эпидемиях и многом другом. Появилась даже пословица: «Казахи живут слухами» [45, с. 199].
Например, в большом ходу был обычай одаривать гостей небольшими подарками. Особенно охотно сибирские народы одаривали подарками воевод и должностных лиц. Это был универсальный обычай, хорошо приспособленный к нравам того времени. Такой подарок мог быть просто знаком внимания хозяина к гостю, мог быть даром за ценные сведения, мог быть замаскированной данью, а мог быть, по существу, взяткой. Все зависело от конкретных обстоятельств. У тех же самых казахов бытовала мудрая пословица: «Если хозяин дает, то батыр берет из его рук. Если не дает, то сам возьмет» [45, с. 257].
Этот обычай был распространен не только в низах общества, но и в верхах. Было принято гостей одаривать подарками, даже если гости равные или ниже по положению. Но сами подарки и их ценность, конечно, разнились в зависимости от положения гостя. Богатые подарки — князьям и ханам, победнее — богатырям, мурзам, есаулам. Ну а простонародью — и совсем скромные, лишь как знак княжеской милости. Часто подарки были настолько скромными, что их нельзя было считать данью или наградой. Русские называли такие дары «памятками» или «памятью».
У русских значение таких даров было другим. На Руси подарки подносились снизу вверх в качестве выражения покорности, и сверху вниз, в качестве знака высокой милости. Он так и назывался — жалованье. Пожаловал царь холопу своему соболью шубу с плеча царского.
Русские воспринимали такие дары от местного населения как знак их покорности русскому царю, хотя это далеко не всегда было так. А то и просто грабили население, пользуясь этим обычаем. И это часто приводило к возмущению:
«У всех восточных, в особенности же у сибирских народов, существовал обычай встречать небольшими подарками приезжающих к ним гостей, и особенно воевод и других начальников. Это так нравилось сибирским воеводам и служилым людям, что они часто, не удовлетворяясь тем, что приносили им добровольно, разным насильством вымучивали гораздо больше. Это приводило к тому, что остяки и другие народы, не разбираясь в подобных насилиях, совершаемых отдельными лицами, считали их присущими всем представителям русской власти, и будучи доведенными до отчаяния, не щадили иногда своей жизни, когда представлялась возможность освободиться от такой власти» [33, с. 302].
Любопытные картины рисует Миллер. Оказывается, местное население не так хорошо относилось к русским, и сами русские не так хорошо относились к местному населению, как это писалось в трудах уважаемых профессоров, академиков и светил исторической науки Бахрушина или Окладникова.
Итак, русские воеводы и служилые люди занимались, кроме всего прочего, обычным вымогательством, не удовлетворяясь добровольными подношениями, положенными по местному этикету.
Первая война с кыргызами
Ясак ясаком, а только вот владения уже сами собой в руки не шли, и за них постоянно приходилось воевать. Эпоха легких завоеваний для русских кончилась.
Русские, оскорбившие кыргызов неосмотрительным поступком томского воеводы, столкнулись с их упорным нежеланием пускать русских в свои владения и собирать ясак с подвластных себе родов. Когда русские немного оправились от поражения в 1609 году и снова приступили к подчинению Кузнецкой котловины, им пришлось выдержать первую войну с кыргызами. Инициатива в ней была на стороне кыргызов.
В 1611 году кыргызский хан Номча с сыном Ишеем прошел походом и разорил несколько ясачных волостей по Чулыму. Русские ответили несколькими рейдами по кыргызским землям.
Через два года, в самом начале 1614 года, хан Номча подготовил общее выступление кыргызов и чулымских татар против русских. В тот год состоялся большой поход на русские волости и Томск. По всей видимости, отряд Номчи был большой, а нападение оказалось неожиданным для русских. 8 июля 1614 года Томск подвергся нападению, а вся подгородная волость — разгрому Кыргызы осадили город и перебили в подгородных селах много служилых казаков, стрельцов и пашенных крестьян. Осажденные казаки делали вылазки из острога и сумели убить в бою нескольких знатных кыргызов. Впрочем, полностью доверять таким реляциям нельзя, потому что казаки нередко подавали прошения о повышении жалованья, где в красках описывали, как они лично в бою зарубили князя или мергена.
Разорив и разграбив весь Томский уезд, кыргызы ушли. Томский воевода Таврило Хрипунов стал готовить ответный поход.
В 1615 году Хрипунов отправил в Кузнецкую волость отряд служилых во главе со стрелецким сотником Иваном Гущиным и атаманом Баяном Константиновым. Отряд снова был большой, около 200 человек. Скорее всего, он формировался при помощи тобольского и сургутского воевод и усиливался за счет ослабления томского гарнизона.
Этот поход был настоящим завоеванием и разорением Кузнецкой волости. Русские стали выбивать ясак у кузнецких татар, расправляясь с непокорными и захватывая заложников. Скорее всего, кузнецкие татары, оказавшись неспособными отразить нападение, обратились за помощью к кыргызам и ойратам. В Кузнецкую волость пришло большое войско, общей численностью до 5 тысяч человек.
Русский отряд был окружен и осажден в укрепленном городке. Казаки просидели в осаде 10 недель, после чего им удалось с боем прорвать окружение и вырваться в Томск [33, с. 320]. О потерях нет никаких сведений, но невозможно поверить в то, что после осады в два с половиной месяца русский отряд ушел совсем уж без потерь. Скорее всего, вырваться сумела только небольшая часть отряда.
Но неудача похода не обескуражила томского воеводу. На следующий год, в августе 1616 года, он снова отправил большой отряд в Кузнецкую волость. Кыргызы вновь пришли в Кузнецкую землю с войском и выставили большой отряд из кыргызов и чулымских татар. Русскому отряду удалось разгромить кыргызов. После этого кузнецкие татары стали платить дань русским.
Русские воспользовались благоприятной ситуацией. Томские служилые прошли походом по землям чулымских татар. В 1617 году томский отряд дошел до Енисея и обложил данью тубинцев и маторцев [33, с. 325].
В 1618 году Хрипунов отправил отряд под командованием сына боярского Остапа Харламова из 45 казаков, которые в центре Кузнецкого улуса поставили Кузнецкий острог. С этого момента Кузнецкая волость стала русской ясачной волостью.
Первая русско-кыргызская война 1611—1618 годов закончилась тем, что кыргызам пришлось уступить контроль над Кузнецкой котловиной русским. Однако, несмотря на поражение, кыргызы сдаваться не собирались.
Попытка подчинить ойратов
В 1616 году русские в третий раз пошли завоевывать Кузнецкую котловину. Ойраты не смогли помочь кузнецким татарам, потому что разразилась война между ойратами и Алтын-ханом; большая части сил ойратов была занята на этом направлении. Халхасцы смогли нанести ойратам поражение и заставить часть родов платить дань в пользу Алтын-хана [49, с. 23].
В 1616 году тобольский воевода снова сделал попытку подчинить своей власти ойратов-торгоутов и направил к торгоутским тайджи Хо-Урлюку, Далаю, Кузену и Чингиру посольство Т. Петрова и И. Куницына. Предложение то же самое: перейти в русское подданство.
Торгоуты, несмотря на тяжелые поражения, голод и джут[20] зимы 1614 года, были еще сильны. У четырех старших тайджи было суммарно 40 тысяч человек войска. Но среди них уже были противоречия по поводу дальнейшего противостояния с казахами и Алтын-ханом. Тайджи Хо-Урлюк склонялся к продолжению войны, а Далай склонялся к миру, пусть бы и ценой присоединения к какой-то из сторон. Поэтому на переговорах с русскими послами Далай заявил о своем желании перейти в русское подданство при условии перекочевки поближе к Таре и защиты со стороны русских [49, с. 23—24].
Об исходе этих переговоров данных не сохранилось. Трудно сказать, перешел ли тайджи Далай в русское подданство или нет. Судя по дальнейшим событиям, — нет. Вполне возможно, что и на этот раз речи о подданстве не шло, а имелся в виду военный союз Далая с русскими.
Русские сами стали играть на противоречиях сторон. Переговоры шли не только с ойратами, но и с их врагами — Алтын-ханом. Первая попытка установления дипломатических отношений с халхаским владетелем была сделана в 1608 году, но русского посланника Ивана Белоногова из Томска к Алтын-хану не пропустили кыргызы. Не пропустили — это мягко сказано. Хорошо, что не убили.
Новое посольство состоялось в 1616 году. К Алтын-хану был направлен Василий Тюменец, которому удалось добраться до ставки хана и провести с ним переговоры.
Судя по скупым сообщениям документов, русский посол обсуждал с Алтын-ханом возможность военного союза. Еще в 1608 году томскому воеводе стало известно, что хан обладает большим войском. Кроме того, поднимался вопрос об урегулировании отношений русских с кыргызами через их сюзерена.
Алтын-хан Шолой Убаши заверил русского посла в своей дружбе и пообещал помочь военной силой и оружием. Он также признавал военные успехи русских в Кузнецкой котловине и дал согласие на взимание дани с кыргызов. Судя по всему, на этом договоры завершились, поскольку хан не был уверен в новом участнике международных отношений в Сибири. Сразу же он отправил ответное посольство во главе с Каян-мергеном и Кичеем, главной задачей которых был сбор сведений о Московии [49, с. 23-24].
Эти сведения о переговорах показывают, что у русских по-прежнему были определенные проблемы с военной силой.
От хана Шолоя Василий Тюменец узнал о большой стране за его владениями — Китае.
В 1617 году халхаское посольство побывало в Москве. В Посольском приказе их визит был воспринят как выражение готовности монголов принять русское подданство. В обратную дорогу вместе с монгольским посольством поехал Иван Петлин, задачей которого было продолжение переговоров с Алтын-ханом и визит в Китай. В 1620 году Иван Петлин поехал в Москву в сопровождении монгольского посланника Тархан-ламы. Алтын-хан просил у московского царя военной помощи против ойратов и присылки оружейных мастеров. В Посольском приказе Тархан-ламе было официально заявлено, что помощь будет оказана только в случае принятия русского подданства [49, с. 34].
Вот, казалось бы, чего еще надо? Переговоры идут хорошо, с русскими готовы заключить выгодный военный союз, который совершенно необходим для укрепления русских в Сибири. Военный союз или хотя бы договор о невмешательстве позволил бы выиграть время, набрать для Сибири новые войска, укрепить гарнизоны. Но нет, не считаясь ни с чем, русские требовали только подданства.
В этой истории с переговорами русских послов с Алтын-ханом мы видим, что центральная власть Московии вела в Сибири близорукую политику. В Москве явно переоценивали ситуацию, преувеличивая мощь русских войск на юго-восточной границе страны и приуменьшая мощь степных ханств. Преувеличивалось также желание сибирских народов принять русское подданство.
Как мы видим, на деле сибирским народам нужно было не подданство русскому царю, а хороший союзный договор, который позволил бы продолжить войну с соседями и добиться гегемонии над ними.
Падение ойратов
Вконце 1616 года на южносибирской военно-политической арене появляется новый участник: ойраты-чоросы. Их владения находились в верхнем и среднем течении реки Или, впадающей в Балхаш, и вокруг озера Алаколь. На севере ойраты-чоросы граничили с ойратами-торгоутами, а на востоке — с ойратами-хошоутами и ойратами-хойтами, живущими по Черному Иртышу и вокруг озера Зайсан.
Во время войны торгоутов с халхасцами Алтын-хана последним удалось потеснить торгоутов с прежних кочевий в верховьях Иртыша. До этого момента чоросы не вмешивались в войну в прииртышской степи, предпочитая воевать с Могулистаном, чьи владения простирались южнее чоросских кочевий.
Но вот на севере к границам чоросов придвинулись враждебные войска Алтын-хана, и чоросы под руководством тайджи Хара-Хулы вступили в войну.
В 1617 году ойраты Хара-Хулы вторглись в верховья Иртыша, Бии и Катуни, в приграничные телеутам земли. Вскоре поход перекинулся и на телеутские владения. Абак, столкнувшийся с сильным противником, послал гонца в Томск и запросил военной помощи. Томский воевода пообещал союзнику помощь, но так и не прислал. Вторжение чоросов было телеутами отбито с большим напряжением сил. После этого Абак разорвал союзный договор с русскими.
В прииртышской степи продолжалась война ойратов, торгоутов и чоросов с казахами и Алтын-ханом. Это была изнурительная рейдовая война, когда войска противоборствующих сторон не вступают в крупные сражения, но все время нападают на небольшие отряды и улусы противника.
В этой войне преимущество было на стороне казахов и Алтын-хана. Выигрывала не та сторона, у которой была лучше и многочисленней армия, а та, у которой было более устойчивое хозяйство. Все три противоборствующие стороны имели практически одинаковое кочевое животноводческое хозяйство. Только вот казахи имели лучшие зимние пастбища, чем ойраты. На зиму казахи откочевывали в низовья Сырдарьи, к побережью Аральского моря, где было мало снега и рано теплело. Здесь они занимались также земледелием. Летом казахи перекочевывали со скотом к верховьям Ишима, где были хорошие летние пастбища, и там воевали с ойратами [45, с. 617].
Ойраты же кочевали по прииртышским степям, которые зимой засыпало глубоким снегом, где было мало подснежной травы и иногда выдавались губительные для скота джуты.
Основные кочевья халхасцев Алтын-хана находились за степным проходом по долине Черного Иртыша, где климат совершенно другой и где зимой мало снега. Там они могли спокойно откармливать скот на зимних пастбищах, отгоняя его к северным склонам Тянь-Шаня.
Хозяйство противников ойратов было куда как устойчивее ойратского. В долгой и упорной войне торгоуты заметно слабели и сдавали позиции. В 1619— 1620 годах они потерпели сильнейшее поражение в войне с казахами. В 1619 году торгоутские тайджи совершили несколько набегов на казахские улусы, но их нападения были отбиты. В ответ хан Есим собрал большое казахское ополчение и вторгся в ойратские кочевья, разгромив войско и разграбив улусы.
Ойратские тайджи: Далай, Хо-Урлюк и Чокур, направили посольство к хану Есиму с просьбой о перемирии. Они рассчитывали, что хан отвлечется на переговоры, и одновременно напали на казахские улусы. Ответ хана Есима был страшным. Он приказал перебить все посольство, а весной следующего года снова собрал ополчение и снова вторгся в кочевья торгоутов. В том же году он заключил антиойратский договор с Алтын-ханом. Весной 1620 года и он тоже начал поход против ойратов, выбив их из долины Черного Иртыша.
Чоросский тайджи Хара-Хула пытался сдержать натиск Алтын-хана, но неудачно. Ему удалось во главе отряда из 4 тысяч человек удачно напасть на ставку Алтын-хана, захватить богатую добычу На обратном пути отряд Хара-Хулы стал преследовать монгольский отряд из 7 тысяч человек, который Алтын-хан разделил на две части, намереваясь окружить и захватить Хара-Хулу. Чоросам пришлось бросить всю свою добычу, свои кочевья и даже ставку тайджи. Ставка Хара-хулы оказалась разгромленной, а его семья попала в плен [с. 93].
Разгромленные ойраты вынуждены были бросить кочевья по Иртышу, откочевать на левобережье Оби и поставить там на Чумыше укрепленный город для защиты от нападений [37, 21—27]. В 1621 году ойраты Хара-Хулы появились в верховьях Оби и Томи в поисках безопасных кочевий. Телеутский князь Абак принялся устанавливать более или менее мирные отношения со своими новыми соседями.
Сокрушительный разгром ойратов в прииртышских степях еще раз изменил политическую обстановку на юго-восточных границах Московии в Сибири. Вновь в ход пошла дипломатия. В 1619 году тобольский воевода отправил посольство тобольского литвина Яна Кучи[21] к чоросскому тайджи Хара-Хуле. В 1620 году ответное посольство от чоросов во главе с Айнучаем побывало в Москве. Снова, вероятно, обсуждались вопросы кочевий рядом с русскими границами и перехода в русское подданство. Как мы уже знаем, московское правительство все дела в Сибири рассматривало с точки зрения перехода в подданство [49, с. 26—27]. Царю страстно хотелось заполучить в подданство крупные сибирские княжества.
В 1621 году посольство в Томск послал Абак. Он восстановил союзный договор с русскими ввиду большой опасности от ойратов, которые теперь кочевали на левобережье Оби, совсем недалеко от его владений.
В начале 20-х годов XVII века в Москве стало ясно, что крупные сибирские ханства и княжества — Телеутский улус, Халхаское ханство Алтын-хана, ойратские тайджи — не собираются переходить в русское подданство, а стремятся заключить военный союз с русскими, получить военную помощь для использования в войне, пополнить свои арсеналы хорошим русским оружием. Больше всего монголов интересовало, конечно, огнестрельное оружие, которое они беспрепятственно покупали в русских городах. В Москве решили сложившееся положение переломить.
В 1623 году вышел царский указ о запрещении проезда ойратов и хотогойтов в Москву, о запрещении монгольской торговли в русских городах, а также о строжайшем запрещении продажи им оружия, ружей, пороха и свинца [49, с. 28].
Ойратские тайджи были сильно оскорблены таким отношением. До этого самые сильные и влиятельные тайджи: Батур, Чугур и Хара-хула считали, что с русскими нельзя ссориться. Но после царского указа им пришлось изменить свою позицию.
В ответ на такой указ ойраты стали нападать на русские ясачные волости и поднимать в них восстания против русских. Положение русских в Сибири стало очень сложным. Практически вся юго-восточная граница русских владений сделалась опасной. Это около 1500 километров почти по прямой линии от Тюмени, через Тару до Томска. Добавим к этому еще 300 километров границы с очень воинственными кыргызами, которым уже два раза удавалось нанести серьезные поражения русским.
Любопытно, что именно в это время, в 1622 году, в Тобольске собрали последних оставшихся в живых участников похода Ермака, записали их рассказы и составили синодик павших в битве у Чувашского мыса казаков. Архиепископ Тобольский Киприан, назначенный на кафедру в 1621 году, приказал воздавать Ермаку «вечную память» как пострадавшему за христианскую веру [21, с. 6].
Видно в это время русские в сибирских городах почувствовали себя перед лицом очень серьезной угрозы. Понадобилась объединяющая героическая идеология.
Русских в Сибири в это время было слишком мало, чтобы суметь отразить объединенный удар степняков. Это был момент, когда русские могли быть выбиты из Сибири. Достаточно было ойратам перейти в общее наступление на русские границы, чтобы им достались обширные земли бывшего Сибирского ханства, завоеванные русскими.
Но этого не произошло. Ойраты потерпели поражение в долгой войне с казахами и Алтын-ханом. Они утратили свои прежние кочевья и оказались скученными в Барабинской степи, оттеснив барабинских татар на правобережье Оби. Ойратов терзала внутренняя междоусобица.
Поражение внесло в ряды ойратов глубокий раскол между сторонниками мира и сторонниками войны. Он был и до этого, но сейчас углубился и обострился. Самый активный среди торгоутов сторонник продолжения войны, тайджи Хо-Урлюк, принял решение откочевать из приобских степей на запад и поискать там для себя свободных земель. В 1623 году ойраты-торгоуты, которые подчинялись тайджи Хо-Урлюку, двинулись на запад, вдоль русских границ, обходя казахские улусы, в поисках лучших земель. Они проделали по степи более 3 тысяч километров, пока, наконец, не осели окончательно в низовьях Волги, в ее степном правобережье. Так возникла современная Калмыкия.
Оставшийся в приобских степях тайджи Далай занялся упрочением своего положения. Он вскоре заключил союз с чоросским тайджи Хара-Хулой, а в 1624 году заключил мирный договор с казахским ханом Есимом. Долгая ойрато-казахская война окончилась [37, с. 27].
Таким образом, по независящим от русских причинам на большей части русской границы в Сибири установился относительный и временный мир. Он дал русским передышку от вялотекущей войны на своих рубежах и позволил закрепить свои владения. Как раз в это время начинается массовое переселение из Московии. Переселенцы активно заселяли Тобольский, Верхотурский, Березовский и Тюменский уезды, создавая там хозяйство русского типа.
ГЛАВА 13
В обход!
Историками много превозносилось «движение встречь Солнцу», которое якобы и составляло главное содержание русского завоевания Сибири. Мол, у русских не было никакого другого занятия, кроме того, чтобы идти «встречь Солнцу», вот они и захватили всю Сибирь от Урала и до Тихого океана.
На деле же, если внимательно посмотреть на обстоятельства начала этого похода, то видно, что начался он не от хорошей жизни. Заставила неотложная необходимость. Еще со времен завоевания Сибирского ханства перед русскими встала проблема безопасных путей сообщения. Никакие реки, пересекавшие Сибирское ханство: Обь, Иртыш, Тобол, Тавда, несмотря на то, что ими активно пользовались, тем не менее не были полностью безопасными. Время от времени караваны судов перехватывались и грабились местными народами. В царском указе, который содержал наставления для строительства Томска, специально указывается, чтобы при ночевках и при передвижении выставлялись дозоры и охранение. Передвигаться по Сибири было небезопасно даже для крупных отрядов.
Но снабжать города и гарнизоны, а также, самое главное, вывозить ясак как-то надо было. Вот тогда-то, в начале XVII века, когда начались первые крупные войны на южных и юго-восточных границах сибирских владений, русские стали использовать северные реки для безопасного сообщения. В Заполярье появились русские города — Мангазея на Тазе, Туруханск на Енисее. Мангазея довольно долго, вплоть до 50-х годов XVII века, была перевалочным пунктом для вывоза ясака, собранного в верховьях Оби, по Енисею и Ангаре.
Енисей, текущий практически строго в меридиональном направлении, оказался очень удобной транспортной артерией. Большой, широкий, он был удобной дорогой как летом, для стругов и дощаников, так и зимой, для обозов. Кроме того, он не пересекал никаких враждебных русским земель, и вообще, в среднем и нижнем течении был малонаселен. Поэтому неудивительно, что Енисей стал осваиваться русскими довольно рано, в 1604 году, когда была основана Мангазея и был освоен переволок из Таза в Енисей. В 1605 году на Енисее был основан Туруханск, а в 1619 году напротив впадения Ангары в Енисей, на крупном перекрестке водных путей был основан Енисейск.
Преимущество енисейского пути, несмотря на его протяженность и трудные условия (все-таки Приполярье: сильные морозы, ветра, бураны и крайне редкое население), он обладал в глазах русских одним крайне важным качеством — был практически безопасен.
Борьба за перекресток водных путей
Однако овладение и этим важным перекрестком водных путей — слияния Ангары и Енисея, который и открыл дальнейший путь на восток, не обошлось для русских без борьбы.
На восточной границе русских владений в Сибири, которые соприкасались с владениями кыргызов, мира не было. В начале 20-х годов XVII века томский воевода Таврило Хрипунов, поняв, что с кыргызами ему не сладить, предпринял новые усилия по захвату и объясачиванию новых земель восточнее своих владений, в обход кыргызских владений. С одной стороны, томский воевода пошел по пути наименьшего сопротивления, Севернее кыргызов жили довольно редкие и слабые роды, для которых русские были серьезной военной силой. Но, с другой стороны, те места отличались своей дикостью, глухой тайгой и обилием таежного гнуса. Нижнее течение Кети, Чулыма и всех его нижних притоков, в первую очередь Кемчуга, шло по самой восточной окраине Васюганских болот.