Вопрос №7. Функции и классификации словесных методов (монологическая и диалогическая формы). Проблемы устного сообщения исторического материала
В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Устное слово является из наиболее экономных способов передачи обобщённого и систематизированного опыта человечества. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новейшие данные исторической науки, проблемы современности. Функции словесных методов: 1). Информационная – воссоздание целостных картин прошлого и современности; 2). Логическая функция – позволяет делать выводы, оценки, понять закономерности исторического процесса; 3). Воспитывающая.
С помощью словесных методов в первую очередь достигается решение задач обучения истории с учётом специфики данного класса, а также и отдельных групп учеников.
Классификация словесных методов (разработана А. А. Вагиным).Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение,школьная лекция.
Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.
Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. Детализация места действия возбуждает воображение школьников. В виде рассказа учитель излагает материал при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное и воспитательное значение (например, Куликовская битва); когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении (например, источники рабства); рассказ учителя вооружает учащихся историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Рассказ учителя чаще всего применяется в 5-8 классах. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в разных классах различно. В среднем звене значительное время в изложении нового материала занимает рассказ. В старших возрастает удельный вес объяснения.
Описание – изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры и т. д. Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, военной организацией общества и т. д. Аналитическое описание часто приближается к объяснению. Источники описательного исторического материала многообразны, т. к. в описании важны яркость, эмоциональность. Нередко они заимствуются из мемуарной и художественной литературы.
Разновидность описания – характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления. Характеристика может быть краткой и развёрнутой. В изложении материала характеристика вводится с целью конкретизации, информации.
Объяснение – объясняет сущность и значение сложных явлений, понятий, закономерностей. Объяснение в той или иной мере присутствует в изложении учителя на каждом уроке. Устное объяснение имеет целью разъяснение сложных положений, понятий, терминов, приведённых в учебнике.
Школьная лекция применяется в старших классах. Это обусловлено задачами обучения, содержанием и характером изучаемого материала, возрастными возможностями школьников. В лекции преобладает теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрений, источником для выводов служит конкретный материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствует и повествование, и описание, и характеристика. К лекционной форме учитель обращается тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме разделу, изложить программный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы. В школьной лекции используются различные наглядные пособия. Лекция часто занимает весь урок. Поэтому учащиеся должны чётко воспринимать членение лекции на логически завершенные части. Для этого перед началом её сообщается план или даётся задание учащимся самим по ходу лекции составить его. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию. Для облегчения восприятия лекции важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать её содержание хорошим литературным языком, заинтересованно, эмоционально.