Отечественная медиевистика.
В России исследование западноевропейского Средневековья восходит к эпохе Александра I, когда рядом приказов будет открыто сразу несколько крупнейших университетов в России, среди которых Петербургский, в 1819 году, Казанский, Харьковский, в Тарту, в Дерпте и т.д. В рамках университетов были предусмотрены направления, связанные с отечественной и всеобщей историей. Первая пол. XIX века пройдет под знаком окончательного водораздела между отечественной и всеобщей историей, тогда в университетах на историко-филологических факультетах будут функционировать кафедры всеобщей истории. Кафедры всеобщей истории в Петербургском и Московском университетах станут колыбелью отечественной медиевистики. Пальма первенства здесь принадлежит Москве.
Середина XIX века исследовательская работа отечественного медиевиста и основоположника изучения европейского средневековья у нас в России – Т.Н. Грановский. Его лекции по истории средних веков было единственным пособием и для студентов и для представителей общественности. Книга неоднократно переиздавалась у нас.
В СПб в 1-й пол. XIX века на должность преподавателя и лектора по истории средних веков на петербургском историко-филологическом факультете был принят Н.В. Гоголь. Тогда факультет находился в здании 12 коллегий, потом он был переведен во дворец Петра 3. Гоголь не смог до конца дочитать свой курс.
2-я пол. XIX века это становление российской исторической школы, в том числе и российской медиевистики. Москва и СПб являются лидерами. Что характерно для исследовательского почерка отечественных историков и отечественной медиевистики? Подавляющее большинство российских специалистов по истории средних веков находилось под мощнейшим влиянием протестантской немецкой историографии. Почти все крупные преподаватели, в том числе СПб университета, не только медиевисты, но и антиковеды, стартовали в качестве студентов, магистрантов различных немецких университетских семинаров.
Огромной популярностью пользовались 2 немецких университета: в Лейпциге и Гейдельберге. Это 2 кузницы немецкой исторической науки, причем в ультра-протестантских координатах. Отсюда характерные симпатии у Грановского по адресу всех тех сил, которые так или иначе находились в оппозиции католической церкви. Концепция истории и хронологии истории средних веков под пером этих исследователей фактически дублировала и концепцию и хронологию европейской, прежде всего немецкой протестантской науки. Средние века заканчиваются в XVI в. Лютер освобождает народы Европы от тысячелетнего мракобесия в лоне католической церкви. Ренессанс и Реформация – это хорошо, Средние века в смысле католической идеологии – это очень плохо. Так взгляд содержался в трудах большинства отечественных медиевистов по истории Средних веков.
1917 год. Переворот, большевистская революция приведут к слому имевшейся традиции. Напомню, что с 1917 по 1934 год преподавание российской истории в школах было запрещено. Она считалась идеологически вредной дисциплиной. Лишь в 1934 году состоялось новое открытие этой дисциплины, в том числе и научных подразделений, и открытие нашего исторического факультета.
С 1934 года у нас в Ленинграде существует не только исторический факультет, но и кафедра истории средних веков. История средних веков ориентировалась преимущественно на византийские исследования. До сих пор школа отечественной византинистики одна из лучших на нашей кафедре. Это не случайно. Этому во многом обязывала православная имперская традиция, берущая свое начало в идеологическом историко-философском осмыслении от эпохи Александра I и Николая I 1-й пол. XIX века, в рамках которой России и Российской империи несомненно была уготована роль и место правопреемницы старого православного мира, основанного на имперских регалиях Константинополя, т.е. греческо-византийских императоров. Историческая близость России к странам Балканского региона, к тому православному ареалу, который традиционно был ориентирован на Москву, на СПб, на Российский престол. Школа византивистики в нашей кафедре является одной из самых сильных до сих пор.
В разные годы на нашей кафедре работали специалисты по другим странам: Германия, Франция, эпоха Возрождения, история Скандинавских стран, Северная Европа. Школа английских исследователей тоже достаточно представительна.
В отличие от московской школы петербургская школа ориентируется на социокультурную проблематику. На нашей кафедре издаются сборники: Проблемы социальной истории и культуры истории Средних веков. Львиную часть этих сборников представляют статьи, посвященные широкому социо-культурному охвату.
Московская традиция иная. Там тоже сильно византийское направление. Но Москва в высшей степени ориентированы на социально-политические аспекты средневекового общества.
Эта разница между СПб и Москвой ощущалась вплоть до последнего десятилетия XX века.
Сейчас и в Москве и в СПб работают исследователи как в области европейской средневековой культуры, так и в области истории социально-политических отношений.
В качестве самого общего путеводителя по разного рода крупным периодическим изданиям, освещающим вопросы истории средних веков в нашей стране:
Главный рупор отечественной медиевистики это сборники «Средние века», московское издание.
Сборник «Одиссей», Москва. Посвящен преимущественно феномену человека в средние века, разного рода особенные явления в жизни средневекового европейского общества.
«Казус», Москва. Самый крупный московский исследователь Ю.Л. Бессмертный возглавлял. Нацелен на социо-культурную проблематику.
Альманах по проблемам гендерной истории «Адам и Ева», в более широком понимании «Мужчина и женщина», в основном средние века.
Долгое время наши отечественные медиевисты (по причине острого информационного голода, так как в советскую эпоху были закрыты доступы к обмену свежей литературой с западными странами, и поэтому ориентировались на фонд дореволюционной литературы), а потом, когда эти барьеры развалились, почти 20 лет наша медиевистика находилась под обаянием школы Анналов. Поэтому на рубеже 80-90-х годов было издано много монографий, ориентированных на Школу Анналов. Школа Анналов: политика, культура, церковь, хозяйство, экономика - все смешано вместе.
В настоящее время наша медиевистика находится на перепутье, на таком же, каком находится и европейская медиевистика. Вспоминают казалось бы давно забытые проблемы. а том числе и проблемы так называемого европейского феодализма. Был ли он? Если был, то что это такое? Если не было, то почему не было? А если не было, то что из себя представляла европейская цивилизация? В последние годы эта дискуссия резко обострена участием молодых московских и петербургских специалистов по проблемам средневековой истории. Используются отдельные региональные сюжеты, отдельные региональные источники. Все умозаключения строятся на хорошо исследуемых частностях. Емкой целой концепции до сих пор нет.
Вам выдадут учебники.