Тема 11 Познавательная мотивация как фактор обучения истории
Мотивы учебной деятельности. Пути и средства развития мотивации в зависимости от возраста учащихся. Способы организации активности сильных и слабых учеников. Проблема «оценки» и «отметки» в учебно-воспитательном процессе.
Раздел 3. Структура исторического материала. Основные приемы и средства обучения истории в школе.
Тема 12. Основные компоненты исторического материала. Исторические факты и их формирование.
Роль исторических знаний в формировании мировоззрения учащихся. Структура исторических знаний и ее роль в реализации задач образования, воспитания и развития школьников. Компоненты учебного материала: представления, понятия и закономерности исторического развития. Виды исторических фактов (единичные факты – события, факты – явления и факты – процессы), их специфика. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Эмпирический (эмоционально-ценностный) и теоретический уровни изучения истории. Традиционные и нетрадиционные пути формирования теоретических и эмпирических фактов.
Методика формирования исторических представлений школьников в процессе обучения истории. «Исторические представления»: определение, виды и роль в обучении истории. Пути создания представлений о фактах прошлого, о времени и пространстве. Традиционные и нетрадиционные пути и средства изучения хронологических представлений. Многообразие картографической наглядности. Традиционные и нетрадиционные пути и средства изучения локальных представлений.
Персонификация. Изучение роли народа и личности (участников исторических событий) в дореволюционной и советской школе. Традиционные и нетрадиционные пути и средства изучения личности. Проблема соотношения роли народа и исторической личности в истории. Быт и нравы как объект изучения на уроках истории. Приемы, методы и средства описания быта и нравов народов на уроке истории.
Тема 13. Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории.
Исторические слова и понятия как важнейший компонент учебного материала. Выделение существенных признаков понятий – термины. Роль понятий в изучении истории. Динамическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической и методической литературе. Классификация понятий. Основные условия, приемы и средства формирования понятий. Развитие и обогащение содержания понятий в процессе обучения истории. Выработка у школьников умений оперировать понятиями.
Связь между историческими фактами и закономерностями. Виды исторических связей – временные, локальные и причинно-следственные. Методические условия для формирования закономерностей. Повышение теоретического уровня обучения в старших классах. Черчение логических схем и текстовых таблиц.
Тема 14. Приемы работы со статистикой на уроках истории.
Статистический материал: определение, виды и специфика использования. Роль статистики в формировании исторических представлений школьников. Упражнения и познавательные задания для школьников с использованием статистики.
Раздел 4. Понятие о методах обучения истории.
Тема 15. Устный метод изучения истории.
Понятие о методах обучения истории. Различные классификации методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов обучения. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Взаимосвязь средств и методов обучения.
Роль устного слова в обучении истории. Приемы устного изложения: рассказ, сжатое сообщение, конспективное, образное и сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, характеристика и т.п. Роль беседы в обучении истории. Виды беседы. Взаимное сочетание разных методов устного изложения. Роль изложения учителя в организации познавательной деятельности учителя. Требования к устному изложению (доступность, научность, адекватность и др.). Использование различных источников знаний при изложении материала. Соотношение слова учителя и содержания учебника истории.
Тема 16. Наглядное обучение истории.
История разработки принципа наглядного обучения. Особенности и роль наглядного обучения. Классификация наглядных средств обучения: предметная, изобразительная и условно-графическая наглядность. Правила отбора и демонстрации предметной наглядности. Предметная наглядность и методика работы с ней (фонды и коллекции музеев, демонстрация макетов, моделей, муляжей и диорам). Изобразительная наглядность и методика работы с ней (учебная картина, карикатура, портреты и т.п.). Условно-графическая наглядность (карты, планы, схемы). Требования к использованию наглядности на уроках истории.
Тема 17. Лабораторный метод обучения истории.
История развития лабораторного метода обучения. Классификация документального материала. Особенности изучения различных документов у школьников разного уровня обучения. Приемы работы с историческими документами. Роль художественной литературы в обучении истории. Работа со справочной литературой и энциклопедиями.
Раздел 5. Формы учебных занятий по истории, их подготовка и проведение
Тема 19. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы по истории.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в школе. Структура урока истории. Классификация уроков истории. Характеристика основных видов, типов и форм уроков истории. Подготовка учителя к уроку. Роль и место комбинированного урока истории. Требования, предъявляемые к современному уроку истории. Технология проведения урока истории. Хронометраж урока.
Тема 20. Многообразие форм организации обучения истории в школе.
Многообразие форм учебной работы в школе. Специфические и сопутствующие формы работы по истории. Методика организации и проведения учебных экскурсий, факультативов. Методические варианты проведения консультаций, собеседования, групп выравнивания. Проблемы использования таких форм работы как дополнительные занятия и репетиторство.
Тема 21. Анализ и самоанализ учебного занятия по истории.
Методы педагогического исследования учебного занятия по истории. Общие подходы к анализу и обобщению педагогического опыта. Приемы обобщения результатов самоанализа и самооценки. Установление ориентиров для самообразования. Способы заполнения «Протокола анализа учебного занятия по истории». «Примерный лист самоанализа».
Тема 22. Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории. Проблемы меж предметной интеграции.
Дидактическая сущность межпредметных связей. Их роль в формировании системы знаний. Планирование межпредметных и внутрикурсовых связей в преподавании. Методические приемы и средства установления интегративных связей в ходе изложения учителем нового материала, беседы по пройденной теме, работе с текстом учебника. Проблема межпредметной интеграции. «Интегративные» уроки. «Интегративные» дни.
Раздел 6. Актуальные проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе.
Тема 23. Технические средства обучения истории и методика их использования.
Технические средства обучения: определение, технический и дидактический аспекты работы. История разработки и внедрения технических средств обучения в преподавании истории. Классификация современных технических средств обучения истории. Требования, предъявляемые к техническим средствам обучения. Методика использования технических средств обучения истории.
Тема 24. Компьютер в обучении истории.
Проблемы компьютеризации процесса обучения истории. Информационные и компьютерные технологии. Мультимедийные учебные пособия. Современные компьютерные программы: экзаменационные, обучающие, вспомогательные, игровые. Характеристика мультимедийного учебника «История России. ХХ век». Internet и его влияние на историческое образование.
Тема 25. Краеведческая работа в школе в курсе истории.
История развития и внедрения учебного курса «Краеведение» в общеобразовательную школу. Цели и задачи, направления и роль краеведческой работы в школе. Значение краеведения в привитии школьникам любви к родному краю и интереса к исторической науке. Методика организация краеведческой работы в школе. Проблема отбора краеведческого материала для урока истории и для внеклассной работы. Школьные краеведческие музеи. Обзор основной учебной и методической литературы по курсу «История Российского Приморья».
Тема 26. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.
Проблема изучения культуры в курсе истории. Пути изучения культурного наследия на уроках истории. Методические приемы и средства формирования знаний учеников в области культуры. Знакомство с опытом работы педагогов Ю.С. Рябцева, И.А. Лесковой, Р.Г. Косовой и др.
Тема 27. Обучение истории на основе игровых технологий.
Драматизация: определение и формы. Роль игры в обучении истории. Классификация игр по истории. Методика организации и проведения игр. Многообразие игр по истории (из педагогического опыта).
Тема 28. Элементы юмора на уроках истории.
Роль юмора в обучении истории. Основные приемы использования юмора на уроках истории: эпиграммы, карикатуры, анекдоты и др.