Личность Джамухи в исторических хрониках.
В исторических хрониках и летописях Джамуха предстает как злейший враг и опаснейший соперник Чингисхана в борьбе за власть. Детская, наивная дружба, священная клятва, связывавшая их всю жизнь, стала непреодолимой преградой для обоих. В «Сокровенном сказании монголов» с малейшими подробностями описан обряд побратимства Чингисхана и Джамухи: «§116. Темучжин с Чжамухою сообща расположились на Хорхонах-чжубуре. Стали они вспоминать свою старую дружбу-побратимство и уговорились еще сильнее углубить свою взаимную любовь. В первый раз ведь они поклялись друг другу быть андами еще когда Темучжину было 11 лет. Чжамуха подарил тогда Темучжину альчик от казули, а Темучжин ему в знак дружбы - свинчатку, и они вместе играли в альчики на льду реки Онона. После этого, когда они весною стреляли из детских луков-алангир, Чжамуха подарил Темучжину свою свистун-стрелу-йори, сделанную из двух склеенных рогов бычка двухлетки, с просверленными дырочками, а Темучжин одарил его детской стрелой-годоли с кипарисовым лобком, и они поклялись друг другу в верности, как анды. Так-то они побратились вторично.§117. Они слышали от старших, что закон побратимства состоит в том, что анды, названные братья, - как одна душа: никогда не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности. Уговорившись теперь еще раз подтвердить свое побратимство, они обменялись подарками. Темучжин опоясал Чжамуху золотым поясом, захваченным у Меркитского Тохтоа, и посадил его на Тохтоаеву кобылу, по прозвищу Эсхель-халиун (Выдра). А Чжамуха опоясал анду Темучжина золотым поясом, добытым у Меркитского Даир-Усуна, и посадил Темучжина на Даир-Усунова же коня Эберту- унгун (Рогатый жеребчик). Затем, на южном склоне Хулдахаркуна, что на урочище Хорхонах-чжубур, под развесили и веселились, а ночью по обычаю спали под одним одеялом» [43, «Сокровенное сказание монголов»]. В летописи говорится, что причиной вражды, переросшей в войну между бывшими друзьями, стала смерть младшего брата Джамухи Тайчара: § 128. «Вскоре после того вышло такое дело. Младший брат Чжамухи, Тайчар, находясь в Олегай-булахэ, что по южному склону Джамала, вздумал отогнать у нашего Чжои-Дармалы табун с урочища Саари-кеере. Он отправился туда и действительно угнал у Чжочи-Дармалы табун. Ограбленный Чжочи-Дармала вынужден был отправиться в погоню один, так как его товарищи не осмеливались. Ночью же он догнал свой табун. Затем, припав к луке своего коня, он настиг Тайчара и наповал убил его, прострелив его в спину. Захватив свой табун, Чжочи-Дармала той же ночью вернулся домой» [49, «Сокровенное сказание монголов»]. С этого момента бывшие друзья становятся непримиримыми врагами на всю жизнь.
У Рашид-ад-Дина Джамуха также предстает в облике кровного врага Чингисхана: «После того, как он неоднократно убегал от Чингиз-хана, восстал против него и уходил к врагам, Он-хану и Таян-хану, однажды собралось много племен из различного рода моголов, избрали его на царство и дали ему гур-ханский титул. Каждый раз, когда Чингиз-хан выступал на войну с ними, он одерживал над ними верх. Джамукэ увидел, что человеку нет возможности сопротивляться Чингиз-хану, и, ограбив всех нукеров, которые посадили его на царство, он вторично присоединялся к Чингиз-хану. Он потом неоднократно становился с ним во враждебные отношения и войну между Чингиз-ханом и Он-ханом он разжег. В конце концов дело его кончилось тем, что когда он бежал от Чингиз-хана, его собственные нукеры схватили и передали в руки войска Чингиз-хана. В том положении, когда его схватили, он сказал в присутствии посланных, которые вели его Чингиз-хану: “Пусть мой анда означит тех, что уже следовали за мною, и хорошенько разберется в приведении дел в порядок”. Когда его, схватив, привели к Чингиз-хану, тот спросил: “Когда схватили Джамуку, то что он сказал?” Его слова повторили. Чингиз-хан понял, к чему этот намек. А смысл этих слов таков: раз мои нукеры меня, который был их господином, схватили и по отношению ко мне не соблюли верности, то в отношении кого они ее соблюдут! Так как Чингиз-хан называл Джамуку «анда» (побратимом), то он не пожелал его убить и подарил его своему двоюродному брату Элджидай-нойону, которого он любил, с нукерами и со всем его домом и имуществом. Элджидай, спустя несколько дней умертвил его. Утверждают, что Элджидай приказал отделить его члены друг от друга по одному. Джамукэ сказал: “Право принадлежит вам! У меня была мысль, что я обрету помощь неба и разрублю вас на части. Так как поддержка неба оказалась на вашей стороне, быстрее разрубите на части!” И он их торопил и показывал им свои суставы, говоря: “Режьте здесь”. И совершенно не боялся» [220 Чингисиада]. У Рашид-ад-дина Джамуха постоянно чинит по отношению к Чингисхану козни, вероломство и обман, подговаривает противников Чингисхана на войну с ним, стремится забрать у него его власть любой ценой.
Если в «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина Чингисхан расправляется с андой с помощью своего двоюродного брата, то в «Сокровенном сказании» Чингисхан лично отдает приказ казнить Джамуху: § 201. «В далекой юности, на урочище Хорхонах-джубур, в ту пору, когда братились мы с ханом, другом моим, ели мы пищу, которая не сварится, говорили речи, которым не забыться, делились одним одеялом. Но вот подстрекнули нас противники, науськали двоедушные, и мы навсегда разошлись. “Мы ж говорили друг другу задушевные речи!” – думал я, и будто бы кожу содрали с темного лица моего, я не терпел к нему прикосновения, я не мог выносить горячего взгляда хана, анды моего. “Говорили друг другу незабвенные слова!” – думал я, и будто бы содрана была кожа с моего кроваво-красного лица, я не смог выносить правдивого взгляда проницательного друга моего. Ныне, хан мой, анда, ты милостиво призываешь меня к дружбе. Но ведь не сдружился же я с тобою тогда, когда было время сдружиться. А теперь, друг, теперь ты замерил все окрестные царства, ты объединил разноплеменные народы, тебе присудили и царский престол. К чему ж тебе дружба моя, когда перед тобою весь мир? Ведь я буду сниться тебе в сновидениях темных ночей; ведь я буду тяготить твою мысль среди белого дня. Я ведь стал вошью за воротом или колючкой в подоле… Сделай же милость, анда, поскорее «проводи» меня, и ты успокоишь свое сердце, если можно, мой друг, то, предавая меня смерти, казни без пролития крови… Выслушав эти слова, Чингисхан сказал: “Как не различны были наши пути, но не слышно было, как будто бы, ни об оскорбительных речах моего друга-анды, ни о покушениях на самую жизнь. И мог бы человек исправиться, да вот не хочет. Гадали уж о предании его смерти, но жребием то не показано. Человек же он высокого пути не должно посягать на его жизнь без основательной причины. Пожалуй что, ставьте ему вот какую причину. Скажите ему: ‘Друг Чжамуха, помнишь ли ты как некогда загнал меня в Цзереново ущелье и навел тогда на меня ужас? Ты тогда несправедливо и коварно поднял брань по делу взаимном угоне табуна между Чжочи-Дармалой и Тайчаром. Ты напал, и мы бились в урочище Далан-бальчжут. А теперь- скажите-ты не хочешь принять ни предложенной тебе дружбы, ни пощады твоей жизни. В таком случае да позволено будет тебе умереть без пролития крови. Так скажите ему и, позволив ему умереть без пролития крови, не бросайте на позорище его праха, но с подобающей почестью передайте погребению’. Тогда предали Чжамухе и погребли его прах, подняли кости его» [100, «Сокровенное сказание монголов»].
Таким образом, в приведенных нами источниках Джамуха предстает как главный соперник и злейший враг Чингисхана в борьбе за власть. Почти во всех источниках отмечается зависть Джамухи, его стремление любым путем добиться своей цели, пусть даже эти пути будут неправомерными, противоречащими законам и обычаям Степи. Джамуха до последнего остается верен себе и умирает от рук своего анды, не пожелав принять его подданство.