Язык ножей и вилок: как не остаться голодным на приеме
Язык знаков в ресторане нередко заменяет слова. Чтобы вас правильно понимали, нужно овладеть им в совершенстве.
У вас в жизни наверняка были случаи, когда в ресторане вы выходили позвонить и оставляли на столе полупустую тарелку, надеясь позже доесть понравившийся салат. Но вот ужас: вы возвращаетесь, а блюдо уже унесли! И не надо в данной ситуации ругать официанта – наверняка вы сами дали ему понять, что обед завершен. Язык знаков в ресторане нередко заменяет слова. Чтобы вас правильно понимали, нужно овладеть им в совершенстве.
Трапеза продолжается
Большинство знаков за столом принято подавать с помощью приборов. Если хочется ненадолго освободить руки (чтобы взять хлеб или спокойно поговорить с соседом), вилку следует положить слева, а нож справа так, чтобы ручками они опирались на стол, а кончиками, слегка развернутыми от едока, – на тарелку. Если пользуетесь только вилкой, точно так же водрузите ее справа от себя.
Иногда во время трапезы требуется немного отдохнуть, отойти по своим делам, выйти покурить или поговорить по телефону. Для столь длительных пауз существуют свои сигналы. Приборы перекрещивают на тарелке, причем нож кладут острием влево, а вилку – зубцами вправо. Это будет знак официанту, что трапеза еще не закончена и блюдо уносить не нужно. Данное правило иногда даже слишком скрупулезно соблюдается в европейских странах. Порой сидящие за столом люди долгое время ждут следующего блюда лишь из-за того, что один из них не знает правил этикета (скрестил приборы на тарелке), ведь в ресторанах принято менять кушанья всей компании одновременно, и вымуштрованный официант будет ждать, пока все не закончат.
Обед закончен!
Если хочешь показать официанту, что твою тарелку пора убирать, не нужно отодвигать ее от себя или кидать в нее грязные салфетки. Достаточно просто положить приборы параллельно друг другу так, чтобы ручки соответствовали стрелкам, указывающим на полшестого. При этом лезвие ножа смотрит на едока, а зубцы вилки – вверх. Точно так же следует класть вилку и ложку после того, как съешь десерт.
Сигнальная ложка
Столовой ложкой правильно просигнализировать официанту сложнее. Обычно суп подается в глубокой тарелке, стоящей на мелкой. После завершения трапезы в европейских ресторанах принято вынимать ложку и класть ее на нижнее блюдо. Прибор, оставленный в супе, будет расценен как знак, что гость хочет продолжить дегустацию. В наших ресторанах считается допустимым оставлять ложку в тарелке независимо от того, решила ты просто отдохнуть или закончить трапезу. Внимательный официант, конечно, уточнит, что именно вы имеете в виду, но если не хотите раньше времени расстаться с супом, следите, чтобы его ненароком не унесли.
Точно так же принято поступать, когда салаты или десерты подают в глубоких вазочках или пиалах, куда положить нож или вилку невозможно. Такую посуду обычно ставят на мелкое сервировочное блюдо. Пока не закончите дегустацию, пусть ваши вилка и нож опираются на него кончиками, как на обычную тарелку, а в завершение положите приборы параллельно – это должно привлечь внимание официанта. Если же вазочка позволяет, допустимо оставить ложку прямо в ней.
Восточные премудрости
В восточных ресторанах существуют свои премудрости. Если вы в китайском заведении, закончите еду, положив палочки поперек миски концами влево, – это будет сообщением официанту, что настало время убрать лишнюю посуду. А вот в японском заведении так поступать нельзя. Во время и после окончания трапезы хаси кладутся на прежнее место, то есть на прямоугольную подставку, острыми концами вверх.
Салфетка у тарелки
Собственной сигнальной системой обладает и тканевая салфетка.
Если вы решили ненадолго отлучиться из-за стола, ее нужно оставить на стуле, а вернувшись, опять аккуратно сложить вдвое и поместить на колени.
Когда вы покидаете ресторан, следует положить салфетку использованной стороной внутрь слева от тарелки – тогда официант поймет, что человек больше не придет и его посуду можно убирать.
Главное – никогда не кладите тканевые салфетки в посуду!
Тщательно сворачивать их или пытаться придать исходный вид, сооружая фигуры, тоже не стоит.