Романтизм и реализм в русской литературе

Задание

Сопоставьте приведенные ниже различные точки зрения литературоведов на проблему художественного метода в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Обоснуйте наиболее плодотворный и исторически верный (по вашему мнению) подход к лермонтовскому произведению. От конкретных наблюдений перейдите к теоретическим обобщениям о сущности романтизма и реализма, руководствуясь формулировками плана.

Законспектируйте основные тезисы (определение, характеристика романтизма и реализма).

План

1. Историко-типологические черты романтизма: философско-эстетический субъективизм, романтическое двоемирие, антагонизм идеала и действительности, романтический максимализм. Близость автора к герою, лирическая окраска авторской речи.

2. Сущность реалистического метода: воссоздание действительности в ее объективных закономерностях, историзм, изображение типических характеров и типических обстоятельствах. Разнообразие средств авторской характеристики героя.

3. Эстетическая критика романтического индивидуализма русскими писателями-реалистами.

"Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова в интерпретации современных исследователей (проблема творческого метода)

К.Н. Григорьян: "…Трудно не заметить, игнорировать отчетливо выраженные в романе Лермонтова характернейшие черты романтической эстетической системы, романтического стиля" (Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении "Героя нашего времени". К проблеме романтизма // Русская литература. –1973. №1. С.59).

В.М. Маркович: в лермонтовском романе "критический реализм середины века в его классически чистой и законченной форме" (Маркович В.М. "Герой нашего времени" и становление реализма в русском романе // Русская литература. –1967. №4. С.56).

К.Н. Григорьян: "Что касается романа "Герой нашего времени", то реалистические тенденции сказались в обрисовке картин повседневной жизни горцев, русских воинов, "водяного" общества, в тонких метких наблюдениях… но все дело в том, что они не вылились в эстетическую систему" (Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении "Героя нашего времени". К проблеме романтизма // Русская литература. –1973. №1. С. 78).

Д.Д. Благой: "…по методу типизации, по видению и воссозданию объективной действительности, наконец, по своему стилю … "Герой нашего времени" … продолжает, развивает, углубляет и упрочивает традиции пушкинского "Евгения Онегина" к "Герою нашего времени" (Проблемы романтизма. Сб. статей. –М., 1967. С.315).

К.Н. Григорьян: "Образы, общий колорит, способ выражения – все заимствованно из поэтики романтизма, языка раннего Пушкина, еще в большей степени Жуковского" (Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении "Героя нашего времени". К проблеме романтизма // Русская литературы. – 1973. №1. С.60).

К.Н. Григорьян: "Печорин весь, по характеру миросозерцания и жизненной позиции, в романтизме. Его индивидуализм, резко подчеркнутая гордая независимость – средство утверждения личности, самозащиты, обозначения четкой грани между собой и враждебной средой. Нелепо требовать от Печорина ясности идеала, этой ясности не было и у автора романа. Поэтому и идеал романтический" (Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении "Героя нашего времени". К проблеме романтизма // Русская литература. –1973. №1. С.68).

Д.Д. Благой: "…Отделить в творческом акте создания романа себе от такого своего героя, поставить себя рядом с ним и по существу над ним было важнейшим моментом становления в лермонтовским творчестве метода реалистической типизации, величайшим торжеством Лермонтова как художника-реалиста" (Проблемы романтизма: Сб. статей. –М., 1967. С.312).

К.Н. Григорьян: "Да, критическое начало в "Герое нашего времени" весьма существенно, но какого свойства этот критицизм? Каково авторское отношение к "саморазоблачениям" Печорина? Одно, во всяком случае, ясно – автор не судит о нем со стороны, он кровно заинтересован в судьбе героя, и если и чинит суд над Печориным, то чинит суд и над самим собой. Дело не в реализме, а в личности Лермонтова" (Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении "Героя нашего времени". К проблеме романтизма // Русская литература. –1973. №1. С.61).

Б.И. Бурсов: Лермонтов "одновременно и романтик и реалист… Крупнейшее его сочинение в прозе – роман "Герой нашего времени" – по преимуществу реалистично" (Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1967. С.175).

Д.Е. Максимов: "Герой нашего времени" стоит на грани романтического и реалистического периода в истории русской литературы и сочетает в себе характерные черты обоих этих периодов" (Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.; Л., 1964. С.107).

Б.Т. Удодов: "Творческий метод Лермонтова открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека сразу в нескольких измерениях. Это своеобразный "реализм в высшем смысле" (выражение Достоевского), выходящий за рамки привычных определений, синтезировал достижения реализма и романтизма своего времени" (Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. С.108).

Литература

1. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков: Книга для учителя. – М., 1983. С.62-173.

2. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. С.246-262; Динамика русского романтизма: Пособие для учителей литературы, студентов-филологов и преподавателей гуманитарных вузов. – М., 1995.

3. Николаев П.А. Реализм как творческий метод (историко-теоретические очерки). – М., 1975. С.196-275.

4. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе Х1Х века. – Л., 1971. С.5-22, 80-102, 204-205.

5. Усок И.Г. К спорам о художественном методе М.Ю.Лермонтова // К истории русского романтизма. – М., 1973. С.283-302.

Словари и справочные издания

1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи).

2. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru


Наши рекомендации