VIII. Детская медицинская сестра отделения новорожденных

Клинические рекомендации (протокол)

«Оказание медицинской помощи

здоровому новорожденному в родильном зале и в операционной»

Оказание медицинской помощи

в родильном зале

I. Акушер-гинеколог

1. При поступлении женщины на роды получает согласие женщины на оказание ей помощи в родах и новорожденному ребенку после рождения в родзале.

2. В потужном периоде родов вызывает врача-неонатолога в родильный зал;

3. Извещает об основных сведениях, оказывающих влияние на состояние ребенка: какая беременность, какие роды, особенности течения беременности, лечебные мероприятия, проводимые матери во время беременности, группа крови и резус-фактор матери, наличие антенатальных и интранатальных факторов риска.

II. Неонатолог в родильном зале

1. Проверяет готовность оборудования и наличие необходимого реанимационного расходного материала, а именно:

Оборудование для согревания ребенка:

* Источник лучистого тепла (реанимационный стол)

Оборудование для отсасывания.

* Баллончик

* Катетеры для отсасывания NN 6,8,10

* Желудочные зонды №8

* Электроотсос

Оборудование для ИВЛ:

*Источник кислорода (центральная разводка)

*Соединительные кислородные трубки

*Саморасправляющийся мешок с клапаном постоянного давления в конце выдоха и манометром

*Лицевые маски двух размеров (с мягким обтуратором)

Оборудование для интубации трахеи:

* Ларингоскоп с прямыми клинками , №0 и №1

* Эндотрахеальные трубки размером 2.5, 3.0, 3.5, 4.0

Медикаменты:

* Адреналина гидрохлорид 0,1%

* Изотонический раствор натрия хлорида 0,9%

*Гидрокарбонат натрия 4%

Инструментарий для введения медикаментов:

* Шприцы объемом 1мл, 2мл, 5мл, 10мл, 20мл, 50мл

* Пупочные катетеры NN 6,8

Другое:

* Стерильные перчатки

* Сухие стерильные пеленки

* Ножницы

* Лейкопластырь шириной 1.0-1.5 см

2. Фиксирует время рождения ребенка, включает Апгар- таймер, оценивает по шкале Апгар на 1-ой минуте вместе с акушеркой (в период нахождения ребенка в лотке);

3.Оценивает состояние ребенка, ответив на 4 вопроса:

- Доношенный?

- Околоплодные воды светлые?

- Адекватно дышит и кричит?

- Хороший мышечный тонус?

Если на один из вопросов дается ответ «НЕТ», то ребенок передается акушеркой врачу-неонатологу (далее см.раздел IV)/

Если на все вопросы можно ответить «ДА», то далее см. раздел III.

III. Акушерка

1. Показывает матери пол ребенка;

2. Выкладывает новорожденного на живот матери;

3. Накрывает его сухой теплой стерильной пеленкой, производит первичный осмотр новорожденного и оценивает состояние ребенка по шкале Апгар на 5 минуте с врачом-неонатологом;

4.Ребенок остается лежать на животе матери до прекращения пульсации пуповины в течении 20-30 минут (за исключением указания на возможность развития ГБН: наличия титра АТ во время беременности, - в этом случае пуповина пересекается сразу)

5. Пересекает пуповину после прекращения пульсации;

6. Переносит ребенка под источник лучистого тепла и передает врачу-неонатологу.

IV. Неонатолог

1. Осматривает новорожденного:

- оценивает общее состояние: общую спонтанную двигательную активность, ее симметричность, цвет кожных покровов, пропорциональность телосложения, мышечный тонус, физиологические рефлексы новорожденного, подсчитывает число дыханий и сердцебиений в течение минуты;

- осмотр по системам: пальпация головы, швов и родничков, осмотр слизистой оболочки полости рта, шеи, грудной клетки, пальпация грудной клетки, ключиц, аускультация грудной клетки, осмотр живота, пальпация живота, определение размеров печени и селезенки, осмотр половых органов, определяет объем движений в тазобедренных суставах, устанавливает наличие анального отверстия;

- завершая осмотр ребенка, неонатолог еще раз оценивает реакцию новорожденного на проводимые манипуляции, анализирует отмеченные неврологические и соматические особенности, динамику состояния адаптации и фиксирует полученные данные в истории развития;

2. Сообщает матери о состоянии ребенка, акцентирует внимание на имеющихся особенностях развития (пороках развития), пол ребенка;

3. Получает письменное согласие/отказ матери на проведение вакцинопрофилактики от вирусного гепатита «В» и туберкулеза, на проведение необходимых лечебно-диагностических мероприятий в отделении новорожденных.

V. Акушерка

1.Проводит первичную профилактику гонобленореи:

-закладывает в глаза 1% глазную тетрациклиновую мазь или 1% эритромициновую мазь стерильной стеклянной палочкой, или закапывает 20% раствор сульфацила натрия однократно.

-девочкам дополнительно - в вульву.

Фиксирует в истории развития новорожденного.

2. Накладывает на пуповину скобу Роговина;

3. Отсекает остаток пуповины без вторичной обработки, используя стерильный материал;

4. Не снимает первородную смазку, убирает лишь ее избыток, либо, если она загрязнена меконием, сухим стерильным ватным тампоном путем осторожного промокания.

5. Взвешивает, измеряет длину тела, окружности груди и головы;

6. Подписывает и надевает на ручки браслетки;

7. Пеленает ребенка;

8. Прикладывает к груди матери.

Ребенок находится 2 часа в родильном зале у груди матери под контролем акушерки. Возможно нахождение ребенка на реанимационном столике или в кроватке для новорождённых по желанию матери.

VII. Акушер-гинеколог

Оформляет титульный лист истории развития новорожденного с заполнением всех граф подробно.

VIII. Детская медицинская сестра отделения новорожденных

1. По истечению 2-х часов сопровождает ребенка из родильного зала, с заполненной на него историей развития, вместе с матерью в послеродовое отделение в палату совместного пребывания «мать-дитя». Ребёнок находится на руках у матери или у медицинской сестры. В истории развития новорожденного фиксирует время поступления, проводит наблюдение с целью оценки состояния и при необходимости оказания ему медицинской помощи, результаты осмотров вносятся в медицинскую документацию новорожденного каждые 3 часа в первые сутки жизни (вкладыш в истории развития новорожденного). При ухудшении состояния вызывает врача-неонатолога.

Оказание медицинской помощи

в операционной

I. Акушер-гинеколог

1. При поступлении женщины на роды получает согласие женщины на оказание ей помощи в родах и новорожденному ребенку после рождения в родзале или операционной.

2. Перед обработкой рук вызывает врача-неонатолога в операционную;

3. Извещает об основных сведениях, оказывающих влияние на состояние ребенка: какая беременность, какие роды, особенности течения беременности, лечебные мероприятия, проводимые матери во время беременности, группа крови и резус-фактор матери, наличие антенатальных и интранатальных факторов риска.

4. Оповещает о показаниях к операции и особенностях анестезии.

5. После извлечения ребенка, пересекает пуповину;

6. Показывает матери, акцентируя внимание на пол новорожденного (в случае участия матери в родах).

Наши рекомендации