VIII. Детская медицинская сестра отделения новорожденных
Клинические рекомендации (протокол)
«Оказание медицинской помощи
здоровому новорожденному в родильном зале и в операционной»
Оказание медицинской помощи
в родильном зале
I. Акушер-гинеколог
1. При поступлении женщины на роды получает согласие женщины на оказание ей помощи в родах и новорожденному ребенку после рождения в родзале.
2. В потужном периоде родов вызывает врача-неонатолога в родильный зал;
3. Извещает об основных сведениях, оказывающих влияние на состояние ребенка: какая беременность, какие роды, особенности течения беременности, лечебные мероприятия, проводимые матери во время беременности, группа крови и резус-фактор матери, наличие антенатальных и интранатальных факторов риска.
II. Неонатолог в родильном зале
1. Проверяет готовность оборудования и наличие необходимого реанимационного расходного материала, а именно:
Оборудование для согревания ребенка:
* Источник лучистого тепла (реанимационный стол)
Оборудование для отсасывания.
* Баллончик
* Катетеры для отсасывания NN 6,8,10
* Желудочные зонды №8
* Электроотсос
Оборудование для ИВЛ:
*Источник кислорода (центральная разводка)
*Соединительные кислородные трубки
*Саморасправляющийся мешок с клапаном постоянного давления в конце выдоха и манометром
*Лицевые маски двух размеров (с мягким обтуратором)
Оборудование для интубации трахеи:
* Ларингоскоп с прямыми клинками , №0 и №1
* Эндотрахеальные трубки размером 2.5, 3.0, 3.5, 4.0
Медикаменты:
* Адреналина гидрохлорид 0,1%
* Изотонический раствор натрия хлорида 0,9%
*Гидрокарбонат натрия 4%
Инструментарий для введения медикаментов:
* Шприцы объемом 1мл, 2мл, 5мл, 10мл, 20мл, 50мл
* Пупочные катетеры NN 6,8
Другое:
* Стерильные перчатки
* Сухие стерильные пеленки
* Ножницы
* Лейкопластырь шириной 1.0-1.5 см
2. Фиксирует время рождения ребенка, включает Апгар- таймер, оценивает по шкале Апгар на 1-ой минуте вместе с акушеркой (в период нахождения ребенка в лотке);
3.Оценивает состояние ребенка, ответив на 4 вопроса:
- Доношенный?
- Околоплодные воды светлые?
- Адекватно дышит и кричит?
- Хороший мышечный тонус?
Если на один из вопросов дается ответ «НЕТ», то ребенок передается акушеркой врачу-неонатологу (далее см.раздел IV)/
Если на все вопросы можно ответить «ДА», то далее см. раздел III.
III. Акушерка
1. Показывает матери пол ребенка;
2. Выкладывает новорожденного на живот матери;
3. Накрывает его сухой теплой стерильной пеленкой, производит первичный осмотр новорожденного и оценивает состояние ребенка по шкале Апгар на 5 минуте с врачом-неонатологом;
4.Ребенок остается лежать на животе матери до прекращения пульсации пуповины в течении 20-30 минут (за исключением указания на возможность развития ГБН: наличия титра АТ во время беременности, - в этом случае пуповина пересекается сразу)
5. Пересекает пуповину после прекращения пульсации;
6. Переносит ребенка под источник лучистого тепла и передает врачу-неонатологу.
IV. Неонатолог
1. Осматривает новорожденного:
- оценивает общее состояние: общую спонтанную двигательную активность, ее симметричность, цвет кожных покровов, пропорциональность телосложения, мышечный тонус, физиологические рефлексы новорожденного, подсчитывает число дыханий и сердцебиений в течение минуты;
- осмотр по системам: пальпация головы, швов и родничков, осмотр слизистой оболочки полости рта, шеи, грудной клетки, пальпация грудной клетки, ключиц, аускультация грудной клетки, осмотр живота, пальпация живота, определение размеров печени и селезенки, осмотр половых органов, определяет объем движений в тазобедренных суставах, устанавливает наличие анального отверстия;
- завершая осмотр ребенка, неонатолог еще раз оценивает реакцию новорожденного на проводимые манипуляции, анализирует отмеченные неврологические и соматические особенности, динамику состояния адаптации и фиксирует полученные данные в истории развития;
2. Сообщает матери о состоянии ребенка, акцентирует внимание на имеющихся особенностях развития (пороках развития), пол ребенка;
3. Получает письменное согласие/отказ матери на проведение вакцинопрофилактики от вирусного гепатита «В» и туберкулеза, на проведение необходимых лечебно-диагностических мероприятий в отделении новорожденных.
V. Акушерка
1.Проводит первичную профилактику гонобленореи:
-закладывает в глаза 1% глазную тетрациклиновую мазь или 1% эритромициновую мазь стерильной стеклянной палочкой, или закапывает 20% раствор сульфацила натрия однократно.
-девочкам дополнительно - в вульву.
Фиксирует в истории развития новорожденного.
2. Накладывает на пуповину скобу Роговина;
3. Отсекает остаток пуповины без вторичной обработки, используя стерильный материал;
4. Не снимает первородную смазку, убирает лишь ее избыток, либо, если она загрязнена меконием, сухим стерильным ватным тампоном путем осторожного промокания.
5. Взвешивает, измеряет длину тела, окружности груди и головы;
6. Подписывает и надевает на ручки браслетки;
7. Пеленает ребенка;
8. Прикладывает к груди матери.
Ребенок находится 2 часа в родильном зале у груди матери под контролем акушерки. Возможно нахождение ребенка на реанимационном столике или в кроватке для новорождённых по желанию матери.
VII. Акушер-гинеколог
Оформляет титульный лист истории развития новорожденного с заполнением всех граф подробно.
VIII. Детская медицинская сестра отделения новорожденных
1. По истечению 2-х часов сопровождает ребенка из родильного зала, с заполненной на него историей развития, вместе с матерью в послеродовое отделение в палату совместного пребывания «мать-дитя». Ребёнок находится на руках у матери или у медицинской сестры. В истории развития новорожденного фиксирует время поступления, проводит наблюдение с целью оценки состояния и при необходимости оказания ему медицинской помощи, результаты осмотров вносятся в медицинскую документацию новорожденного каждые 3 часа в первые сутки жизни (вкладыш в истории развития новорожденного). При ухудшении состояния вызывает врача-неонатолога.
Оказание медицинской помощи
в операционной
I. Акушер-гинеколог
1. При поступлении женщины на роды получает согласие женщины на оказание ей помощи в родах и новорожденному ребенку после рождения в родзале или операционной.
2. Перед обработкой рук вызывает врача-неонатолога в операционную;
3. Извещает об основных сведениях, оказывающих влияние на состояние ребенка: какая беременность, какие роды, особенности течения беременности, лечебные мероприятия, проводимые матери во время беременности, группа крови и резус-фактор матери, наличие антенатальных и интранатальных факторов риска.
4. Оповещает о показаниях к операции и особенностях анестезии.
5. После извлечения ребенка, пересекает пуповину;
6. Показывает матери, акцентируя внимание на пол новорожденного (в случае участия матери в родах).