Характеристика работ этапа стилистических реставраций.
Стилистические реставрации наибольшее распространение получили во Франции, хотя их влияние может быть отмечено повсеместно. Их основоположником обычно считают знаменитого французского архитектора и реставратора Х1Хвека Виолле ле Дюка, хотя сводить его реставрационные работы к поискам единства стиля совершенно неправомерно. Значение Виолле-ле-Дюка как теоретика реставрации и историка архитектуры вообще бесспорно шире. Его исключительная роль в развитии реставрации во Франции общепризнана и определяется уже одним перечнем памятников, реставрированных им лично или в содружестве с другими архитекторами. В их число входят церковь Сент-Маделен в Везле, собор Парижской богоматери, Сент Шапель в Париже, соборы в Леоне, Амьене и Реймсе, церкви в Пуасси, Шалоне-на-Марне, Монреале, замок Пьерфон, Каркассонская крепость и многие другие. Не меньшее значение имели и его теоретические труды и в первую очередь - его «Систематический словарь французской архитектуры от Х1 до ХУ1 веков»
Как теоретик Виолле ле Дюк стоял на позициях рационалистического понимания архитектурных задач, во многих своих высказываниях предвосхищая идеи ХХ века. В искусстве готики он видел идеал рациональной, конструктивно и функционально оправданной архитектуры в отличие от романтической традиции видеть в ней воплощение мистического духа Средневековья и идеалов живописности. Виолле ле Дюк воспринял готику как последовательную и совершенную инженерную систему, в которой декорация служит выявлению структурной основы здания, что сыграло важную роль для лучшего понимания архитектурного наследия средневековой Европы. Если основное положение Виолле ле Дюка-историка архитектуры сводилось к пониманию средневекового зодчества как закономерной системы, то логическим выводом, сделанным им применительно к реставрации памятников, было понимание реставрации как восстановления нарушенной системы, а не только стилистических особенностей произведения прошлого.
Принципы реставрации Виолле ле Дюка откристаллизовались в ходе длительной практической деятельности. Первой крупной работой, выдвинувшей его на первое место среди архитекторов, занимающихся реставрацией, было восстановление сильно обветшавшей и находившейся на грани обрушения церкви Сент Маделен в Везле, являющейся святыней Франции, построенной в Х11 веке. Реставрация происходила с 1840-го по 1852 год на основании реставрационного задания, выданного Комиссией исторических памятников. В этом задании, составленном Проспером Мериме, говорилось: «Комиссия исторических памятников полагает, что нет нужды советовать господину Виолле ле Дюку неукоснительно сохранять в своём проекте реставрации все древние части церкви. Реконструкция вновь каких-либо частей здания может быть допущена только в случае невозможности их консервации». Сам Виолле ле Дюк достаточно ясно выразил, что должно отличать новый этап развития реставрационной практики от предыдущего этапа «романтических» реставраций: «Нужна просто религиозная сдержанность, полное отречение от всех личных мнений. Речь идёт не о том, чтобы творить искусство, но о том, чтобы подчинить себя искусству определённой эпохи, которое больше не существует. Архитектор должен реставрировать не только то, что ему кажется неудачным с точки зрения искусства, но, и мы не колеблемся утверждать это, также и то, что кажется ему неудачным с точки зрения конструкций». Таковы были начальные установки нового этапа развития реставрационной практики.
Придерживаясь задания Комиссии исторических памятников и новым подходам к реставрации, Виолле ле Дюк переложил или дополнил повреждённые части здания - аркбутаны, своды, значительные части облицовки. Считая причиной деформации нарушение изначальной рациональной тектонической структуры памятника при последующих перестройках, он внёс изменения в его конструкции, разобрав деформированные своды, выложенные в Х1У веке, и заменив их более низкими, соответствующими первоначальному уровню. Он также понизил кровлю боковых нефов, раскрыв старые окна, освещавшие средний неф. Не ограничившись изменениями, вызванными соображениями конструктивного порядка, Виолле ле Дюк внёс дополнения чисто стилистического свойства, восстановив на фасадах мотивы романской архитектуры. В конечном итоге, несмотря на ряд «стилистических вольностей», серьёзность предварительно проведённых исследований и впервые последовательно осуществлённый принцип укрепления памятника за счёт полного включения в работу его собственных конструкций были настолько новы в реставрационной практике, что реставрация в целом была признана обществом удачной.
Одной из самых значительных работ Виолле ле Дюка была реставрация собора Парижской Богоматери (совместно с архитектором Лассю). При реставрации церкви в Везле перед ним была поставлена классическая задача реставрации - укрепление памятника архитектуры и предотвращение его дальнейшего разрушения. Теперь в соборе Парижской Богоматери перед ним были поставлены другие цели - восстановление былого великолепия собора, продиктованные как романтическими тенденциями, так и требованиями католических кругов. При этом необходимо отметить, что собор находился в удовлетворительном техническом состоянии.
Противоречивость поставленной перед реставраторами задачи осознавалась в определённой мере и в Палате депутатов, где утверждался закон об ассигнованиях на производство работ. Один из депутатов - Леон де Меллавиль (председатель Комиссии исторических памятников) объяснял возложенное на Виолле ле Дюка и Лассю поручение следующим образом: «Их программа работ должна быть точной серединой между порывом увлечения авантюристически настроенных умов, которые в процессе реставрации видят лишь возможность закончить незавершённое произведение древнего искусства, возможность расширить, развить незаконченную идею, которые переделывают и искажают то, что им поручено сохранить, и, с другой стороны, ограниченными и педантичными представлениями тех, которые рассматривают всякую попытку восстановления как святотатство и варварство и которые скорее допустят объект их восхищения разрушить, обратить в руину, чем протянут ему руку помощи. Мы вполне соглашаемся с такой точкой зрения, если речь идёт о руине. Но если речь идёт о памятнике, значение которого вызывает уважение народа, нашим долгом является обеспечить его длительное существование, восстановить великолепие его обстановки, присущие ему особенности его внешнего облика».
В программе реставрации авторы заявляли о необходимости сохранения последующих добавлений как свидетельств жизни памятника. На деле, однако, эта программа соблюдалась далеко не последовательно. Так, ради выявления первоначального замысла была уничтожена часть окон Х111 века и на их месте восстановлены окна в формах Х11 века. Воссозданы заново скульптуры главного портала, переделанные в ХУ111 веке, и статуи «галереи королей», разбитые во время революции. Для них были использованы в качестве аналогий скульптуры других сооружений. Вполне самостоятельным творчеством Виолле ле Дюка были статуи химер над парапетом фасадов, от которых сохранились лишь незначительные следы. Восстановлен из чугуна, а не из камня утраченный шпиль над трансептом, известный по старым изображениям. Виолле ле Дюк дополнил его скульптурными изображениями себя, своих помощников и заказчиков, как бы символически приравняв архитекторов-реставраторов к средневековым мастерам. Тезис о самоотречении архитектора перед лицом реставрируемого памятника трансформировался, таким образом, в тезис о вживании современного архитектора в прошедшую эпоху, об отождествлении со средневековым строителем. Некоторые наиболее решительные предложения Виолле ле Дюка были отвергнуты, Так, например, остался неосуществлённым проект достройки никогда не существовавших шпилей над башнями главного фасада.
Число реставраций, выполненных Виолле ле Дюком, очень велико. Особенным размахом отличаются воссоздание средневековых укреплений города Каркассона и замка Пьерфон, в основном отстроенного из руин. В ходе этих работ его методические подходы к реставрационной деятельности несколько отличались от его первых работ. Наиболее концентрированно они изложены в получившем широкую известность определении, которое, правда, носит несколько полемический характер: «Реставрировать здание - это не значит его поддерживать, его чинить или восстанавливать его прочность, это значит восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». Из этого определения многими критиками «художественных» реставраций были сделаны не совсем корректные заключения.
Е.М. Михайловский, к примеру, считает, что, во-первых, «законченный вид» в данном контексте означает не только полноту восстановления, но и стилистическое единство памятника, достигаемое за счёт удаления всего чуждого эпохе, к которой он относится. На практике это должно приводить к массовому уничтожению позднейших наслоений и нередко к гибели произведений искусства высокой ценности. Во-вторых, другим следствием тезиса Виолле ле Дюка было бы перенесение основного внимания исследователя и реставратора с памятника на авторский замысел, с реально существующего сооружения на его угадываемый идеальный образ. Такое понимание реставрационных действий сводило бы на нет значение подлинности тех или иных частей сооружения, стимулировала бы замену всех сколько-нибудь повреждённых элементов новыми копиями, и вместе с тем - маскировала бы всё новое под подлинное. Памятник должен был бы предстать перед глазами зрителя как бы только что созданным, единым и неповреждённым, без следов существования во времени.
Конечно, приведённая выше трактовка определения реставрации не может исходить непосредственно из его текста и самим Виолле-ле Дюком практически не использовалась, но в качестве основной тенденции она получила в архитектурных реставрациях середины Х1Х века очень широкое распространение не только во Франции, но и по всей Европе.
Среди подвергшихся стилистической реставрации сооружений особую группу представляют церкви больших итальянских городов, получившие в этот период новые фасады. По техническим причинам мраморные облицовки средневековых итальянских храмов выполнялись только после окончания строительства и усадки кладки. Изменение исторической ситуации или возникшие экономические трудности приводили к тому, что многие здания остались вовсе без облицовки с выведенной на фасад рваной бутовой кладкой. Этот «недостаток» стали устранять. Так, в Х1Х веке возникли псевдо средневековые мраморные облицовки церкви Санта-Кроче (1863) и Флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре.
В Бельгии и Германии стилистические реставрации тоже получили широкий размах, особенно в последней. Один из самых известных примеров реставрации в Бельгии - знаменитый Мэзон-дю-Руа в Брюсселе, который, хотя и талантливо, но фактически почти целиком был сделан во время произведённых реставрационных работ. В Германии было перестроено много замков, церквей. В конце Х1Х - начале ХХ века широкую известность как реставратор-«стилист» получил архитектор Бодо Эбхардт. Одна из значительных его реставраций - восстановление замка Хоккёнигсбург возле Шлеттштадта.
Немало стилистических реставраций было проведено в то время в Австрийской империи. Одной из наиболее существенных была реставрация в Х1Х веке знаменитого чешского замка Карлштейн. Проведённой стилистической реставрацией он был превращён в совершенно новый, что вызвало бурный восторг поклонников стилистических реставраций. Но вскоре сухость его имитированных деталей, а особенно его интерьеров, вызвали разочарование. К числу реставраций этого рода в Праге относится и восстановление Пороховых ворот Старой Праги.
Однако с объективной точки зрения на уровень развития методологии архитектурной реставрации, невозможно отрицать, что если многие из этих работ не были бы осуществлены, то человечество могло лишиться в свою очередь большого числа своих самых выдающихся памятников. К ним можно отнести и уникальную базилику в Везле, и собор Парижской Богоматери. Первый вряд ли дождался более благоприятного времени для реставрационных работ и обрушился, а второй был бы снесён по требованиям общественности.
4.4. Роль «общественного заказа» в практической деятельности Виолле-ле-Дюка.
Ещё раз необходимо подчеркнуть, что перечисленные ранее практические реставрационные работы Виолле-ле-Дюка принципиально отличались друг от друга. Это отличие выражалось в разных задачах, поставленных перед ним «власть предержащими».
При реставрации базилики в Везле это была задача её реставрации в полном смысле этого слова с рекомендациями сохранения её подлинных частей. Она была выполнена блестяще.
В случае с реставрацией собора Парижской Богоматери это была задача его восстановления в былом великолепии, причём это великолепие понималось с точки зрения современников реставрации. Эти же современники прекрасно понимали специфику такой постановки задачи и её противоречивость. Задача восстановления былого великолепия собора была выполнена.
При работе с замком Пьерфон Наполеоном 111 была поставлена задача его воссоздания из руин, что опять же было выполнено убедительно.
Все попытки оценить перечисленные реставрации без учёта общественного заказа явно бессмысленны. Более того, именно эти работы Виолле-ле-Дюка демонстрируют значимость общественного заказа и бесперспективность прямого противостояния общественному мнению. Одновременно история с попыткой завершения башен собора Парижской Богоматери шпилями, не существовавшими ранее, продемонстрировала мощь общественного мнения, когда оно направлено в нужную реставраторам-профессионалам сторону, чем прекрасно воспользовался Проспер Мериме, предоставив убедительные для общества аргументы против такого дополнения.
Конечно, при выполнении этих «общественных заказов» Виолле-ле-Дюк, поощряемый их характером, явно переходил определённую грань достаточности, допуская вольности в трактовке реставрируемых объектов. Однако его глубочайшее знание особенностей их архитектуры и блестящий талант архитектора в определённой мере компенсировали эти вольности. Важно отметить и то обстоятельство, что эти реставрационные работы всё равно были бы выполнены в силу их общественной потребности, но менее одарённым архитектором и, возможно, с большими потерями для памятников. Достаточно вспомнить историю реставрации собора Сен-Дени.