Источники изучения истории медицины и здравоохранения

Введение

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов–медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

История медицины как наука и предмет преподавания

Медицина, как и всякая другая область знаний, представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а ре­зультат длительного и сложного процесса развития. В каждый данный период медицина представляет определенный этап развития о том, что связано со здоровьем и болезнями людей, поэтому изучать историю медицины надо в ее историческом развитии. Изу­чение прошлого помогает нам лучше понять настоящее, предви­деть будущее.

Наше время характеризуется ускоренным развитием во всех областях, в том числе и в медицине. В связи с этим падает зна­чение усвоения готовых результатов науки, достигнутых на се­годняшний день; растет роль самостоятельного научного мышления каждого специалиста, в том числе врача. В связи с этим растёт необходимость исторического мышления как обязательной составной части мышления научного. Только исторически образо­ванный и исторически мыслящий врач будет готов к тем значи­тельным переменам в медицине, с которыми ему придется встре­титься в будущем.

История медицины - наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, в связи с общей историей культуры народов. Значение истории медицины в том, что она делает наглядными роль и достижения отечественных ученых в развитии медицинской науки, их место в мировом научном прогрессе. Влияние ученых на смежные отрасли науки и практики способствует осмыслению задач, поставленных перед здравоохранением. Необходимость знания истории своей специальности обусловлена еще и тем, что в настоящее время центральное место в производственной деятельности отводится человеку. Деятельность врача была и во все большей степени, чем прежде становится направленной на бережное отношение и сохранение влияющий на здоровье окружающей природы, и изучение тех общественно- экономических, социальных и культурных условий в которых зародились, развивались и накапливали свой богатый опыт медицинская наука и практика. Изучение каждой медицинской дисциплины начинают с анализа исторического пути ее развития. Детальное и обстоятельное знакомство с историей отдельных направлений медицинской науки и практики позволит полнее усвоить изучаемый материал, реализовать творческий потенциал студента или молодого специалиста.

Источники изучения истории медицины и здравоохранения

История медицины своим существованием обязана источникам. Они бывают естественные (физические, химические, биологические и др.) и общественные (исторические, философские и др.). Исторические источники подразделяются на первоисточники и вторичные источники.

Согласно классификации, предложенной в 40-х годах ХХ века проф. М.Н.Тихомировым, уточненной проф. А.П.Пронштейном все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники – это памятники прошлого, содержание которых передано с помощью графических знаков, то есть это рукописный или печатный документ, выполненный на бумаге, папирусе.

Вещественные источники разнообразны по форме. Основную их часть составляют археологические памятники, которые важны для изучения дописьменного периода. К вещественным источникам относится и палеоантропологический материал.

Этнографические источники – это явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох, сохраненные памятью и продолжающие в новой форме существование настоящее время. Это суеверия, верования, обряды, обычаи, поверья.

Устный (фольклорный) источник – это, созданный народом и характеризующийся устной формой передачи, образ реальной действительности. Данный источник не содержит точных сведений о лицах, фактах, времени событий.

Лингвистические источники – это отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Кинофотодокументы – это источники, появление которых было обусловлено развитием фотографии и кинематографии.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Переходную группу источников, стоящих на грани вещественных и письменных составляют произведения малых форм изобразительного искусства - это монеты, медали, марки, открытки и др., представляющие собой предмет изучения таких вспомогательных исторических наук, как нумизматика, филателия, филокартия и др.

Филателия – наука о знаках почтовой оплаты и их коллекционировании. Тема медицины может быть представлена разделами «Выдающиеся деятели», «Лекарственные растения» и др.

Филумения – собирание спичечных этикеток. Этот вид коллекционирования возник в 30-е годы ХIХ века.

Филокартия - коллекционирование открыток. Большое количество открыток посвящено выдающимся деятелям медицины.

Экслибрис – по латыни означает «из книг». В экслибрисах медицинских работников отражена медицинская символика и атрибутика.

Нумизматика – наука о монетах. Нумизматическими экспонатами являются также медали и жетоны.

Бонистика – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучени

ем бумажных денежных знаков. Более 40 врачей мира удостоены чести быть изображенными на деньгах, в основном, за политические заслуги.

Фалеристика – коллекционирование значков. Сейчас каждый международный съезд, конгресс, симпозиум, юбилей учреждения сопровождается выпуском значка.

Таким образом, история медицины как наука и предмет преподавания имеет большое значение для воспитания будущего врача, формирования его научного мышления и этики, расширения общекультурного и медицинского кругозора, позволяет благодаря источникам составить представление о медицине как науке, складывающейся в результате общественного развития.

3. Задачи преподавания истории медицины сложны и многообразны:

1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины.

2. Развитие исторического мышления в понимании процессов ста­новления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.

3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей.

4. Воспитание качеств морально-этического характера, способствующих становлению врача новой формации.

Заключение

История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.

Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Список использованной литературы:

1.Заблудовский П.Е. История медицины: Избранные главы /П.Е. Заблудовский. - М.: Медгиз, 1953. – Вып. 1. - 88с.

2.История медицины / П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. - М.: Медицина, 1987. - 352 с.

3.Лисицын Ю.П.История медицины / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -393 с.

4.Сайфулина Н.Ф. Курс лекций по истории медицины: Учебное пособие/ Н.Ф. Сайфулина. – Караганда, 2008.- 122 с.

5.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С. Сорокина. – 4-е изд., стер.- М.: «Академия»,2005.-560с.

Наши рекомендации