Аннотированный указатель названии элементов костюма

аппликация (от лат. applicatio — прикладывание), способ художественного декорирования изделий из ткани, кожи или войлока путем наклеивания или нашивания на основу разноцветных кусочков другого или такого же материала, составляющих орнамент или изображение 19-21,53,54, 56,57,59,60,65,80,86,87,115

архалук (тюрк, arkalyk — куртка), одежда прямого покроя, с перекидным плечом и с широ-кими рукавами, пришитыми к стану под прямым углом ниже линии плеча. На Кавказе архалуками называют отрезные и присборенные у талии кафтаны, застегивающиеся на крючки от ворота до пояса 93

арчитпа, простейший вид обуви у народов Северного Кавказа, сшитый из сыромятной кожи, внутрь подкладывали сухую траву 15,19,85

белъдек, поясная мужская одежда у киргизов, алан и половцев. Утепленная юбка из кожи или войлока 57,58,107,115

бельдемчи, поясная одежда, деталь национального женского киргизского костюма: рас­пашная юбка на широком поясе, надеваемая поверх плечевой одежды — платья или халата. Изготавливали бельдемчи из бархата, шелковых тканей, войлока и овчины, украшали вышивками, аппликациями, оторачивали или подбивали мехом. Киргизские женщины, как правило, надевали ее после рождения первого ребенка 57

бешмет (тат. Bismat), верхняя плечевая мужская или женская одежда, распашная, при­таленная, с расклешенными полами, застегивающаяся от стоячего воротника до та­лии на мелкие частые матерчатые пуговицы или металлические застежки-крючки. Разновидность кафтана. У народов Северного Кавказа — традиционный вид одеж-ды, имеющий единое название с тюркским корнем в основе (адыгейск — къэптан, кабардинск — къэптал, карачаевск и балкарск. — кьаптал, чеченск и ингушек — Повтал) 61,63,69,73,75,85,92,93,95

бурка, войлочная безрукавная накидка-плащ у народов Северного Кавказа — типичный элемент костюма путника или пастуха. Выполняется из войлока естественных цветов: белого, черного и бурого 5,34,54,58,75,85-89

венчик, девичий головной убор в виде обруча из металла, ткани или кожи 20,109

галун (от фр. galon — галун, позумент; или польск. gallon — кант), плотная тканая либо плетеная тесьма из золотой, серебряной или мишурной нити для украшения одежды, в том числе для создания композиций в форме каймы или бордюра. Используется также для окантовки элементов золотного шитья и соединения их в единый узор 52,60,75,82,86,105

гончурки (гончарыки), обувь из выделанной кожи. «Гон» — выделанная кожа, «чарык» — вид крестьянской обуви 85

диадема, в древности — полоска ткани, кожи или металла, которую в качестве налобной повязки носили мужчины и женщины 20,22,42,91,108

епитрахиль (от греч. epitrachelion), часть обязательного при богослужении облачения священника, сшитая из двух широких лент с узорами, надеваемая на шею и спускаю-щаяся до земли 32

золотное шитье, вышивка золотыми или серебряными нитями гладью или вприкреп. На Северном Кавказе было распространено шитье вприкреп. Орнаментальный мотив вырезали из плотной ткани, на которую параллельными рядами укладывалась метал­лическая нить и в нескольких местах прикреплялась шелковой нитью к основе. Когда весь элемент был полностью покрыт золотом или серебром, его после специальной обработки нашивали на ткань изделия, контур обшивали галуном и галуном же соеди­няли с другими мотивами орнамента. Таким образом, северокавказское золотное шитье представляло собой вид аппликации 111

кандис, длинный, до щиколоток, с удлиненными узкими рукавами распашной кафтан в персидско-иранском комплексе костюма. Носили кандис внакидку; руки просовыва­ли в рукава только перед царем 101,103,107

кос, персидский плащ с завязками у горла 101

кафтан (перс, kaftan), верхняя плечевая одежда, распашная, свободного или приталенно­го покроя, застегивающаяся на пуговицы, крючки, завязки, длиннополая (до щиколо­ток) или короткая (до колен). Базовая форма, послужившая для создания различных разновидностей: бешмета, архалука, бекеши, ферязи, черкески, чекменя, казакина и тд. 12-18,20,26,27,29-31, 33, 36,41, 52-59,63, 65,70,74,75,80-82,94,99,101-105,107,109

корсет, элемент костюма кавказских девушек знатного происхождения, предназначен­ный для придания фигуре формы, соответствующей кавказскому идеалу красоты. Девушка должна была быть стройной, иметь плоскую маленькую грудь и тонкую талию, которая по объему равнялась завязке для ноговиц (то есть 50-55 см). Корсет изготавливали из сафьяна или кожи простой выработки, в него вставляли деревянные пластины, одна из которых поддерживала позвоночник, а две другие давили на грудь, мешая ее развитию. Корсет начинался от плеч и спускался до бедер. Впереди его туго шнуровали. Надев корсет в 10—12 лет, девочка почти не снимала его до замужества 57,74,90,99,109,115

мафорий, женский византийский головной убор — покрывало, закрывающее голову и верхнюю часть фигуры 108

меси, кожаные носки. Название у всех народов Кавказа имеет иранский корень, восхо­дящий к слову «овца» (адыгейск. — майст, местэ, кабардинск. и черкеск. — мест, карачаевск. — месси, балкарск. — меси, осетинск. — мес, чеченск. и ингушек. — маьхьси) 19

митенки (от фр. mitaine — рукавица), полуперчатки без пальцев. В европейском костюме элемент женского ансамбля, который удерживался на руке при помощи перемычек между пальцами или за счет эластичности материала, из которого митенки изготав­ливали 19

накосник, в аланском женском головном уборе прямоугольный мешочек, как правило, из холщовой ткани, крепившийся к округлой шапочке и предназначенный для того, чтобы тщательно спрятать волосы. Нашел дальнейшее развитие в женских головных уборах народов Севернрого Кавказа. См. чухта и чач-салгъан 22,29,91,92

ноговицы, часть одежды, закрывающая только голень, то же, что гетры 15, 19, 53, 73, 75, 78,81,95,103,106

омофор, часть облачения архиериев, знак епископского сана, длинная широкая полоса, спускающаяся одним концом спереди, другим сзади 32

парча (от татарск. рагса — парча, узор; возможно, от перс, рагса — клочок, обрезок), шел­ковая ткань с утками, выполненными золотой или серебряной нитью, образующими сложный орнамент 52, 54,63,70,115

скуфья, островерхая шапочка христианского священнослужителя, в которой требы со­вершались на открытом воздухе. Изготавливалась обычно из ткани черного цвета. В качестве поощрения священнослужителям разрешали носить скуфью из фиолетово­го бархата 32

сутаж, вид тонкой плотной тесьмы для отделки одежды, аппликации, плетения макраме и т.п. 27,60

тафта (перс, tafta — сотканное), шелковая ткань полотняного переплетения из очень ту­го скрученных нитей основы и утка, что обеспечивало тонкость и жесткость ткани 21,63

Т-образный силуэт, силуэт, образованный на основе туникообразного покроя 27, 35, 36, 85,107

туникообразный покрой, покрой прямой неразъемной спереди одежды, как правило, без воротника, имеющей перекидное плечо (со сгибом, а не со швом), прямой стан, рукав, пришитый к стану под прямым углом с ластовицей или полуластови­цей 107

тюбетейка (тюрк.), мелкая шапочка округлой или квадратной формы, как правило, вы­полненная из клиньев. Элемент национальных костюмов у народов Средней и Перед­ней Азии 27,77,80,84

фелонь, первоначально в Риме — широкий плащ без рукавов, покрывавший все тело. Позже — до XV в. — облачение священнослужителей христианской церкви высокого ранга в виде широкого одеяния без рукавов с круглым отверстием для головы и плавно вырезанным передним полотнищем от середины груди до низа. Во время литургии фелонь символизировала хламиду Христа. Облаченный в фелонь священнослужитель изображает Спасителя, приносящего себя в жертву 32, 34

халат (арабск. hil'at — почетное платье), основной элемент национального костюма многих народов Востока. Представляет собой разновидность кафтана без перехвата в поясе 56,63-69,71,75,81,92,105,107

чалма (тюрк.), у народов Востока традиционный головной убор в виде полотнища тка­ни, многократно обернутого разными способами вокруг головы, как правило, эле­мент мужского костюма, надеваемый поверх фески или тюбетейки. Чалму носил пророк Мухаммед, поэтому она являлась обязательной принадлежностью мусульма­нина 84

чач салгьан, карачаевский женский головной убор в виде продолговатого мешочка, укра­шенного кисточками и вышивками, предназначенный для того, чтобы тщательно пря­тать волосы 108

черкеска, верхняя плечевая одежда, типа кафтана, без воротника, с глубоким вырезом на груди, затянутая в талии и украшенная газырями. Основной элемент национального кавказского мужского костюма 5,85,93,95,99,100,105

чухта, чеченский головной убор замужней женщины, представляющий собой узкий ме­шочек с незашитыми краями. Завязки в верхней части закреплялись на темени или сзади. Чухту носили в сочетании с шалью 108

штаны-чулки, не сшитая поясная одежда, представляющая собой длинные ноговицы, надевавшиеся до паха и прикреплявшиеся к поясу завязками 53,105

шуба (араб, jubba — одежда с длинными рукавами), верхняя мужская и женская одежда из меха или на меху, свободного покроя. На Кавказе в VII-Х вв. в женском ансамбле была не распашной, но с осевым разрезом спереди 13,19, 34,85,87,88,114

Наши рекомендации