Конспект урока по окружающему миру
в 1-м классе на тему: «Как живёт семья»
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Задачи:
1. ценностно-смысловая ориентация учащихся,
2. действие смыслообразования,
3. умение выражать свои мысли,
4. обсуждать выступления учащихся.
5. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
6. волевая саморегуляция,
7. оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
8. оценивать значение семьи для человека и общества;
9. оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
10. оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус и загадку:(На доску вывешивается планшет с ребусом ).
7я
Учитель: Кто догадался? Ответы детей.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? ( СЕМЬЯ.)
III. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о семье.
Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.
IV. Изучение нового материала
1.Беседа по теме урока
Учитель: Как вы понимаете слово семья?
( ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей,детей,внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:
(На доске написано высказывание)
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Физкультминутка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).
2.Строительство Дома Мечты
Учитель: Родина каждого из нас начинается с семьи, с родного дома. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты. Какие бревнышки выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной?
( Дети коллективно из бревен строят дом своей мечты)
Учитель: как вы думаете, какое бревнышко главное?
(ответы детей)
Учитель: Теперь послушайте одну легенду.
Учитель: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Игра "Собери пословицу и объясни её"(на столах листочки со словами)