Что мы знаем о нравственности, о духовности и духовной жизни?

Зубарев Евгений Николаевич,

миссионер Свято-Серафимовского собора.

А.П. Чехов в пьесе «Дядя Ваня» устами своего героя Михаила Львовича Астрова сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Писатель, употребив слово «должно» сформулировал некий общий закон о том, что у большинства людей есть глубинное стремление к совершенствованию. Недовольство своим нынешним состоянием и желание совершенствования возможны только тогда, когда есть идея о высоком предназначении человека. У М.Ю. Лермонтова в «Герое нашего времени» об этом общем для людей законе размышляет его герой Печорин: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» И это, порой неосознанное, неясное, представление о высоком предназначении человека в христианстве приобрело конкретное и ясное выражение.

Особенностью человеческой природы, по христианскому воззрению, являются образ и подобие Божие, которые были заложены Богом в неё при творении. «Мы обладаем одним (образом) по творению, приобретаем другое (подобие) по свободной воле; одна часть даётся тебе, тогда как другая оставлена незавершённой: это так, чтобы мог завершить её сам и мог бы быть достоин награды, происходящей от Бога» (святитель Василий Великий).

Библейскому понятию образа очень близко понятие ценности человека. Христиане верят, что образ Божий неизгладим из человека. Он может быть помрачён, но не извергнут. Поэтому ценностью обладает любой человек, независимо от его поступков и состояния души.

С библейским понятием подобия можно соотнести понятие достоинства. По своему первому смыслу «достоинство» означает некое положение, которое занимает человек в определённой системе: мироздания, социального или политического устройства. Кроме того, слово «достоинство» мы используем, чтобы положительно оценить человека. Про злодея мы никогда не скажем, что он обладает достоинством (т. е. подобием Божиим). Достоинство – это то, что ещё надо развивать: «И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Потому-то ПОКАЯНИЕ всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим получить спасение» (святой Исаак Сирин).

Достоинство (подобие) приобретается человеком в процессе правильной духовной жизни. Но что она собой представляет?

Однажды ученикам 11-го класса было предложено написать сочинение-размышление на тему «Моя духовная жизнь». Конечно, такого сочинения с такой темой давать было нельзя. Рассказывать об этом, о своей духовной жизни, - исповедоваться - можно только священнику на исповеди. Но что было сделано (по неразумию), то сделано.

Что из этого вышло? «Странно, но я никогда об этом не задумывалась», - одно из откровений. Действительно странно, так как точно знаем, что у нас, кроме желудка (о нём-то мы всегда помним), есть ещё мозги (чтобы думать о еде?) и ещё что-то, когда мы говорим: «Душа болит!» И именно от состояния этого «что-то» и зависит наше счастье. Итак, человек очнулся. Наконец задумались (впервые!) шестнадцатилетние и начали гадать-соображать, что же такое духовная жизнь (ещё и «моя») и в чём она проявляется? Мнения разделились.

Одни соотносили духовность с общей культурой человека и нравственностью: «Духовные люди – это люди более интеллектуально развитые, умные и интересные, интеллигентные, просвещенные, душевные, понимающие. Второй тип людей – это люди легкомысленные, праздные, недалёкого ума, нередко развязные и развращённые. К сожалению, второго типа людей становится больше, так как общество стремится к богатству, благосостоянию и забывает о духовном богатстве. Я не знаю, к какому типу отнести себя. Я не определился, но думаю, что буду всё же душевно богатым».

Другие духовными считают людей творческих: поэтов, художников, режиссёров и т. д.

Третьи отождествляют духовность с миром чувств: «Я не верю в любовь, любовь настоящую, самоотверженную. Сейчас нет почти людей, которые искренни в своих чувствах. Я была способна любить, но предательство, фальшь убивают во мне эту способность. Человечество превратило всё светлое в грязь, в которой само и погрязло, и вряд ли уже выберется из этого болота».

Сколько вопросов, требующих разъяснения: духовность и культура, духовность и нравственность, духовность и творчество, духовность и мир чувств и т. д. Да, все эти понятия связаны, но не тождественны. Это требование разъяснения иногда прямо высказано: «Не знаю, может, я не духовный человек, потому что ничего не могу написать про себя и свою духовную жизнь. Прошу не думать обо мне плохо и объяснить, что значит духовная жизнь».

Всё же, справедливости ради нужно сказать, что многие ученики духовность правильно связывали с верой в Бога, с поиском смысла жизни, с размышлением о вечном, о душе, о жизни и смерти: «Иногда бывали моменты, когда мне не хотелось жить, но мне всегда помогала вера в Бога», «В нашей сложной и нелёгкой жизни просто нельзя не верить в Бога».

Святоотеческая мысль различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относится литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех её проявлениях. Духовное – это вера, покаяние, молитва, пост и другие христианские подвиги.

Очень важно различать понятия духовности и нравственности. «духовность и нравственность – это взаимосвязанные, часто определяющие друг друга, но это совсем разные вещи. Нравственность – это характер нашего отношения к окружающему миру: как я отношусь к другому человеку, как я отношусь к законам, к самой природе, как я отношусь к своей семье. Я могу быть безупречным нравственно: я не нарушаю законов, я верен семье, я хорошо работаю, следовательно, я – нравственный человек! Посмотрите на меня и берите с меня пример! Можно, оказывается, быть нравственным человеком, но внутри при этом с презрением смотреть на других, которые мне кажутся недостаточно нравственными или даже вообще безнравственными, я чувствую, насколько насколько я выше пред этими презренными людьми. То есть нравственный человек может быть заражён гордыней. Недаром есть великолепное выражение – «святой сатана»: святой – нравственно, а сатана духовно. Избави Бог от такого духовно-нравственного состояния! Тут присутствуют и духовность и нравственность, только они противостоят друг другу. Православие видит задачу в том, чтобы одно другому не противостояло и чтобы нравственность не уничтожала духовности. Ибо что проку, когда человек нравственно безупречен, но весь кипит тщеславием, гордыней, завистью и прочими страстями», - так характеризует нравственность и духовность профессор МДА А.И. Осипов.

Центральное место в духовной жизни человека занимает покаяние, борьба со страстями и обретение добродетелей. Это, как правило, скрыто от других людей. Ф.М. Достоевский так кратко и точно сформулировал её суть: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». На чьей мы стороне – такова и духовность. Показать это можно в виде духовной лестницы (смотри схему).

Что мы знаем о нравственности, о духовности и духовной жизни? - student2.ru

И ещё об ученических сочинениях. Одно из них – свидетельство истинно духовной жизни, как её понимают в Православии: «Я верующий человек, хожу в Церковь, но мне не хватает воли, чтобы читать молитвы утром и вечером с усердием. Я начинала читать Библию несколько раз, но не закончила, хотя Евангелие прочитала почти полностью. Я уверена, что кроме материального мира есть другой, нематериальный, скрытый. Я уверена, что смерть является лишь переходом в этот мир. Ещё мне кажется, что этот мир, состоящий из энергий, связывает всё окружающее, то есть наши мысли, действия невольно изменяют всё вокруг нас, могут возникать необратимые последствия. Я стараюсь каждый день совершенствовать себя. Я встаю рано утром и думаю, что сегодня сделаю то-то и то-то, не буду делать других вещей. И честно стараюсь, но ничего не выходит. Наверное, не хватает силы воли. Я слишком ленива. А вообще моя духовная жизнь скорее бедная». Пишет: «Ничего не выходит…» По этому поводу святой Исаак Сирин говорит: «Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от неё помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за своё делание. Награда даётся не за делание, но за смирение, а смирению даётся благодать. Если же оно (смирение) оскудеет, то добродетель и труд ради неё будут напрасны».

Кстати, неудовлетворённость собою выразили практически все. А это уже предпосылка, условие для начала правильной духовной жизни. Начало – видение своих грехов, покаяние и вступление в борьбу со страстями с помощью благодати Божией.

Наши рекомендации