Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методический комплект по литературе:
· Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Природа и человек» 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
· Данилов Д.Д., Данилова О.А., Кузнецов С.С. «Человек и человечество». 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
2.Учебники предназначены для организации учебной деятельности учащихся;
· Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2 частях.
3Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;
· Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,4 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2011
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности уч- | Планируемые результаты | Дата | ||||||
ся | ||||||||||
план | факт | |||||||||
Глава I. Человек и его строение - 16ч | ||||||||||
1. | Как | устроен | организм | Общее представление | 05.09 | 05.09 | ||||
человека. Основные системы | о строении и | Регулятивные УУД: | ||||||||
органов тела человека и их | основных функциях | Самостоятельно формулировать цели урока после | ||||||||
роль в жизни организма. | организма человека. | предварительного обсуждения. | ||||||||
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||||||||
2. | Кожа | – | «пограничник» | Характеризовать | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | 07.09 | 07.09 | |||
организма. Строение кожи. | основные функции (Н) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с | ||||||||
Кожа и её роль в защите от | и особенности | учителем. | ||||||||
холода и жары, внешних | строения (П) систем | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||||||
воздействий, | микробов | органов человеческого | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||||||
(бактерий). | Проверочная | тела. | Познавательные УУД: | |||||||
работа №1 на тему: «Как | Характеризовать | Перерабатывать полученную информацию: делать | ||||||||
устроен | организм | правила оказания | выводы на основе обобщения знаний. | |||||||
человека» (20 мин) | первой помощи при | Коммуникативные УУД: | ||||||||
несчастных случаях | Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||||||||
(Н). | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||
Выявить потенциально | Познавательные УУД: | |||||||||
опасные ситуации для | Добывать новые знания: извлекать информацию, | |||||||||
сохранения жизни и | представленную в разных формах (текст, таблица, схема, | |||||||||
здоровья человека (Н). | иллюстрация и др.). | |||||||||
Извлекать (по заданию | ||||||||||
учителя) необходимую | ||||||||||
информацию из | ||||||||||
учебника и | ||||||||||
дополнительных | ||||||||||
источников знаний | ||||||||||
(словари, |
энциклопедии, | |||||||||||
справочники) об | |||||||||||
особенностях строения | |||||||||||
и жизнедеятельности | |||||||||||
организма человека, | |||||||||||
подготовка докладов и | |||||||||||
обсуждение | |||||||||||
полученных сведений | |||||||||||
(П). | |||||||||||
3. | Как | человек | двигается. | Общее представление | 12.09 | 12.09 | |||||
Внутренний | скелет, | его | о строении и | ||||||||
преимущества и недостатки. | основных функциях | ||||||||||
Непрерывный | рост костей. | организма человека. | |||||||||
Кости и их прочность. | Участие в диспуте, | ||||||||||
Суставы. | Практическая | посвященном выбору | |||||||||
работа №1 «Составление | оптимальных форм | ||||||||||
режима дня» (15 мин) | поведения на основе | ||||||||||
4. | Путешествие | бутерброда. | изученных правил | 14.09 | 14.09 | ||||||
Органы | пищеварения. | Зубы | сохранения и | ||||||||
и жевание. Рот и язык. | укрепления здоровья | ||||||||||
Глотка, пищевод, желудок, | (П). | ||||||||||
кишечник, | печень. | Извлекать (по заданию | |||||||||
Проверочная работа №2 на | учителя) необходимую | ||||||||||
тему: «Кожа и опорно- | информацию из | ||||||||||
двигательная система» (20 | учебника и | ||||||||||
мин) | дополнительных | ||||||||||
источников знаний | |||||||||||
(словари, | |||||||||||
энциклопедии, | |||||||||||
справочники) об | |||||||||||
особенностях строения | |||||||||||
и жизнедеятельности | |||||||||||
организма человека, | |||||
подготовка докладов и | |||||
обсуждение | |||||
полученных сведений | |||||
(П). | |||||
Характеризовать | |||||
основные | |||||
функции (Н) и | |||||
особенности строения | Регулятивные УУД: | ||||
(П) систем органов | Самостоятельно формулировать цели урока после | ||||
человеческого тела. | предварительного обсуждения. | ||||
Характеризовать | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||
правила оказания | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
первой помощи при | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с | ||||
несчастных случаях | учителем. | ||||
(Н). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||
5. | Как удаляются ненужные | Выявить потенциально | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||
вещества. Органы выделения | опасные ситуации для | Познавательные УУД: | |||
и их роль в удалении | сохранения жизни и | Перерабатывать полученную информацию: делать | |||
вредных веществ и лишней | здоровья человека (Н). | выводы на основе обобщения знаний. | 19.09 | 19.09 | |
воды из клеток. Почка, | Моделировать в ходе | Коммуникативные УУД: | |||
мочевой пузырь. | практической работы | Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||
ситуации по | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
применению правил | Познавательные УУД: | ||||
сохранения и | Добывать новые знания: извлекать информацию, | ||||
укрепления здоровья, | представленную в разных формах (текст, таблица, схема, | ||||
по оказанию первой | иллюстрация и др.). | ||||
помощи при | |||||
несчастных случаях | |||||
(П). | |||||
5. Для чего и как мы дышим. Выявить потенциально Органы дыхания: носовая опасные ситуации для полость, глотка, трахеи, сохранения жизни и бронхи, легкие. Гигиена здоровья человека (Н).
дыхания. | Проверочная | Моделировать в ходе | ||
работа | №3 | на тему: | практической работы | |
«Пищеварение | и | ситуации по | ||
выделение» (20 мин) | применению правил | |||
6. | Волшебная восьмёрка. Круги | сохранения и | ||
кровообращения. | Сердце – | укрепления здоровья, | ||
насос. | по оказанию первой |
7. Что такое кровь? Перенос помощи при
питательных | веществ и | несчастных случаях | |||
кислорода | ко | всем | клеткам | (П). | |
тела. Кровь и её красный | |||||
цвет. | |||||
8. | Почему | наш | организм | Общее представление | |
работает слаженно. Мозг – | о строении и | ||||
орган управления. | Нервная | основных функциях |
21.09 | 21.09 | ||
Познавательные УУД: | 26.09 | 26.09 | |
Перерабатывать полученную информацию: делать | |||
выводы на основе обобщения | знаний. | ||
Коммуникативные УУД: | 28.09 | 28.09 | |
Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||
Доносить свою позицию до других: высказывать свою | |||
точку зрения и пытаться её обосновать, приводя | |||
аргументы | 03.10 | 03.10 | |
Коммуникативные УУД: | |||
Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||
система: мозг и нервы. | организма человека. | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||
Проверочная работа №4 на | Познавательные УУД: | |||||||
тему: | «Дыхание | и | Перерабатывать полученную информацию: делать | |||||
кровообращение» (20 мин) | выводы на основе обобщения | знаний. | ||||||
Коммуникативные УУД: | ||||||||
Доносить свою позицию до других: высказывать свою | ||||||||
точку зрения и пытаться её обосновать, приводя | ||||||||
аргументы | ||||||||
9. | Окна в окружающий | мир. | Выявить потенциально | Коммуникативные УУД: | 5.10 | 5.10 | ||
Полушария – самая главная | опасные ситуации для | Доносить свою позицию до других: высказывать свою | ||||||
часть мозга человека. Наши | сохранения жизни и | точку зрения и пытаться её обосновать, приводя | ||||||
ощущения. | Мышление. | здоровья человека (Н). | аргументы | |||||
Проверочная работа №5 на | Моделировать в ходе | Познавательные УУД: | ||||||
тему: «Нервная система» | практической работы | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно | ||||||
(20 мин) | ситуации по | предполагать,какая информация нужна для решения | ||||||
10. | применению правил | учебной задачи в один шаг. | 10.10 | 10.10 | ||||
Многогранный мир чувств. | сохранения и | Регулятивные УУД: | ||||||
Нос – орган обоняния. Ухо – | укрепления здоровья, | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||||
орган слуха. Язык – орган | по оказанию первой | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||||
вкуса. Кожа – орган | помощи при | Регулятивные УУД: | ||||||
осязания. Орган равновесия. | несчастных случаях | Самостоятельно формулировать цели урока после | ||||||
Боль – сигнал опасности. | (П). | предварительного обсуждения. | ||||||
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с | ||||||||
учителем. | ||||||||
Познавательные УУД: | ||||||||
Перерабатывать полученную информацию: делать | ||||||||
выводы на основе обобщения | знаний. | |||||||
Добывать новые знания: извлекать информацию, | ||||||||
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, | ||||||||
иллюстрация и др.). | ||||||||
11. | Родители | и | дети. | Характеризовать | 12.10 | 12.10 | |||||
Размножение | – | свойство | основные функции (Н) | Регулятивные УУД: | |||||||
живых организмов. Эмбрион | и особенности | Самостоятельно формулировать цели урока после | |||||||||
– | орган | матери. | строения (П) систем | предварительного обсуждения. | |||||||
Проверочная работа №6 на | органов человеческого | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | |||||||||
тему: «Органы чувств» (20 | тела. | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||||||||
мин) | Характеризовать | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с | |||||||||
12. | правила оказания | учителем. | 17.10 | 17.10 | |||||||
первой помощи при | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||||||||
несчастных случаях | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||||||||
Отчего мы иногда болеем. | (Н). | Познавательные УУД: | |||||||||
Травмы. | Микробы | – | Выявить потенциально | Перерабатывать полученную информацию: делать | |||||||
возбудители | болезней. | опасные ситуации для | выводы на основе обобщения | знаний. | |||||||
Бактерии | и | вирусы. | сохранения жизни и | Коммуникативные УУД: | |||||||
Проверочная работа №7 на | здоровья человека (Н). | Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||||||||
тему: «Родители и дети» (20 | Моделировать в ходе | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||
мин) | практической работы | Познавательные УУД: | |||||||||
ситуации по | Добывать новые знания: извлекать информацию, | ||||||||||
применению правил | представленную в разных формах (текст, таблица, схема, | ||||||||||
сохранения и | иллюстрация и др.). | ||||||||||
укрепления здоровья, | |||||||||||
по оказанию первой | |||||||||||
помощи при | |||||||||||
несчастных случаях | |||||||||||
(П). | |||||||||||
II Происхождение человека | 3ч | ||||||||||
13. | Наши предки | – | древесные | Характеризовать | 19.10 | 19.10 | |||||
жители. | Хорошо | развитая | основные функции (Н) | Регулятивные УУД: | |||||||
рука, зрение и сложный мозг. | и особенности | Самостоятельно формулировать цели урока после | |||||||||
Двуногое | передвижение, | строения (П) систем | предварительного обсуждения. | ||||||||
вертикальная | постановка | органов человеческого | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | ||||||||
тела, освобождение рук | от | тела. | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
функций | передвижения | и | Характеризовать | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с | ||||||||
высоко посаженная голова. | правила оказания | учителем. | ||||||||||
14. | На | заре | человечества. | первой помощи при | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при | 24.10 | 24.10 | |||||
Обезьянолюди – древнейшие | несчастных случаях | необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||||||||
люди | нашей | планеты. | (Н). | Познавательные УУД: | ||||||||
Изготовление орудий труда. | Выявить потенциально | Перерабатывать полученную информацию: делать | ||||||||||
Проверочная работа №8 на | опасные ситуации для | выводы на основе обобщения знаний. | ||||||||||
тему: | «Происхождение | сохранения жизни и | Коммуникативные УУД: | |||||||||
человека» (20 мин) | здоровья человека (Н). | Слушать других, пытаться принимать другую точку | ||||||||||
15. | Повторение | по | теме | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 26.10 | 26.10 | ||||||
Познавательные УУД: | ||||||||||||
«Человек | и | его | строение» | |||||||||
Добывать новые знания: извлекать информацию, | ||||||||||||
Контрольная работа № | ||||||||||||
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, | ||||||||||||
на | тему: | «Строение | и | |||||||||
иллюстрация и др.). | ||||||||||||
происхождение | человека» | |||||||||||
(35 мин) | ||||||||||||
Глава II. Рукотворная природа -18ч | ||||||||||||
16. | Рукотворная жизнь. | Породы | Влияние деятельности | Познавательные УУД: | 7.11 | 7.11 |
и сорта. Искусственный человека на природу. Перерабатывать полученную информацию: делать
отбор. Проверочная работа | выводы на основе обобщения знаний. | |||||||
№9 на тему: «Рукотворная | Коммуникативные УУД: | |||||||
жизнь» (20 мин) | Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||||||
17. | На службе | у | человека. | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 9.11 | 9.11 | ||
Породы | и | сорта. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою | |||||
Искусственный | отбор. | точку зрения и пытаться её обосновать, приводя | ||||||
Животноводство | и | аргументы | ||||||
растениеводство, их роль в | Коммуникативные УУД: | |||||||
хозяйстве человека. | Слушать других, пытаться принимать другую точку | |||||||
18. | Покорение | силы | Наклонная | зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 14.11 | 14.11 | ||
плоскость и колесо и их | Познавательные УУД: | |||||||
применение | человеком. | Перерабатывать полученную информацию: делать | ||||||
Клин, | блок, | ворот. | выводы на основе обобщения знаний. | |||||
Проверочная | работа №10 | Коммуникативные УУД: | ||||||