Творчество М. Горького: от «сверхчеловека» к «слабому интеллигенту»
Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Сам сменил множество профессий, объехал и обошел пол-России. В 1892 г. жил в Тифлисе, где в газете «Кавказ» опубликовал первый рассказ «Макар Чудра». В 1895 г. жил в Самаре, работал в «Самарской газете», где писал очерки и фельетоны. В этом же году появились рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», а также «Песня о Соколе». Этим обратил на себя внимание.
Переломным для Горького стал 1898 г., когда вышли два тома его сочинений. Издание мгновенно разошлось. А через год вышли уже три тома его сочинений и первая повесть «Фома Гордеев». Потом появилась «Песня о Буревестнике» и была немедленно запрещена цензурой, что не помешало ее распространению. Многие знали ее наизусть. За считанные годы Горький превратился из неизвестного писателя в живого классика. Но настоящая слава пришла к Горькому после обращения к театру. Его пьеса «Мещане» (Художественный театр) шла по всей России, а пьеса «На дне» (МХАТ) – по всей Европе.
Секрет успеха в том, что Горький ставил те же «проклятые» вопросы, но ставил их по-своему. Он пришел в литературу во время кризиса критического реализма. Читателям надоел образ Страдающего Человека, Которого Надо Жалеть. Горький вывел Человека-Борца, способного Одолеть Зло Мира. В этом выступил как романтик. Никто еще не создавал такого гимна Человеку («Человек! Это звучит гордо!») В этой связи увлекся Ницше с его «сверхчеловеком», но ницшеанство не удовлетворило его. Вскоре от идеи Человека Горький пришел к идее Человечества. Под этим он понимал благоустроенное общество, объединяющее всех людей Земли на пути к новым свершениям. Воплощение этой идеи нашел в социализме.
Произведения Горького о революции действовали на общество сильнее любых прокламаций. Поэтому неудивительно, что у него были проблемы с полицией. События Кровавого воскресенья побудили его написать: «Подобный порядок не должен быть терпим, приглашаем всех граждан России к немедленной борьбе с самодержавием». За это был заключен в Петропавловскую крепость. Но известие об аресте вызвало такую бурю протеста, что через месяц Горького отпустили под залог.
После подавления декабрьского восстания Горькому пришлось эмигрировать. По заданию ЦК он отправился в США для сбора денег в кассу большевиков. В США написал роман «Мать» - «Евангелие социализма». В нем христианская символика и аналогия между революционерами и апостолами. Друзья Павла Власова в грезах его матери сливаются в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре и ассоциируется с Христом, а Ниловна – с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод – первомайская демонстрация, которая в глазах одного из героев превращается «в крестный ход во имя Нового Бога».
В 1913 г., воспользовавшись амнистией, Горький вернулся в Россию. Его мироощущение стало более скептическим. Вера в Человека и социализм остались, но появилось сомнение в том, что современные рабочий и крестьянин способны воспринять социалистические идеи так, как нужно. В статье «Две души» Горький, отдавая должное богатству души русского народа, писал, что он мечтателен, ленив, может легко вспыхнуть и так же легко угаснуть. Эту тему развил книге «Несвоевременные мысли». Писал, что нужно различать революцию (разумное преобразование общества) и «русский бунт» (бессмысленный и беспощадный). Поэтому пока не время для революции.
Но случился именно русский бунт. Когда Временное правительство было свергнуто и толпы большевиков громили дворцовые погреба, Горький писал о разгуле анархии. Отношения с Лениным обострились. Обострилось и отношение к народу. В книге «О русском крестьянстве» писал: «Жестокость революции я объясняю исключительно жестокостью русского народа». Именно в русском крестьянстве видел источник всех бед России.
Переутомление и дурной климат вызвали у Горького обострение туберкулеза. Он уехал на Капри. Там написал автобиографию «Мои Университеты» и первые два тома эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Дописывал уже в России.
В этом романе Горький прощается с иллюзиями по отношению к интеллигенции. Жизненная катастрофа Самгина – это катастрофа всей русской интеллигенции, которая в переломный момент оказалась не готова возглавить народ. В философском смысле это поражение Разума перед темной стихией Масс. Теперь, по Горькому, для торжества социализма нужно было применить насилие. Нужен был новый Петр. Именно это немного примирило Горького со Сталиным, хотя Горькому больше нравились Бухарин и Каменев. Однако отношения вождем были ровными до самой смерти.
В последние годы Горький был тяжело болен и не знал многого из того, что творилось в стране. Под предлогом болезни к нему не пускали неудобных людей, не передавали их письма, специально для него печатали номера газет, в которых отсутствовали одиозные материалы. Горький понимал, что «его обложили», но ничего поделать не мог. Умер он в 1936 г6. Лирический герой С. Есенина: отрок, пророк, хулиган или «чёрный человек»?
Вы никогда не задумывались над тем, как рождается поэт? Что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие думы? Каждый вправе думать по-своему. Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем «впечатлениям бытия», и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Кто знает?! Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта.
Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов: и внешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт.
В «пришествии» С. Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда: явившись из «вековой тишины», где серенький ситец «бедных небес» и «чахлый кустарник», он поднялся по великолепным лестницам на вершину, которая для некоторых так и осталась непокоренной, недостигнутой. Это дает полное право причислять С. Есенина к великим мастерам поэзии, прошедшим жизнь в полном служении ей.
Родная земля сделала есенинскому герою поистине бесценный подарок, священными узами связав с народом. Это были и общие взгляды на жизнь и мудрость, и представление о добре, о счастье и несчастье, выработанные в течение столетий. В лирическом герое жила народная душа, воспитанная всем крестьянским обиходом родного села, теми песнями, поверьями, частушками и сказаниями, которые были главным источником творчества. Поэтому-то приходилось С. Есенину со своими героями разделять участь народа и в короткие радостные мгновения и в долгие годы горя и печали.
Тема единения с народом, любви к своим исконным корням непосредственно связана, с темой родины, представленной в стихах обобщенным образом русской земли, с ее бескрайними степями, отороченными на горизонте лесом, с ее спокойными, лениво текущими в отлогих берегах реками.
Лирический герой предстает перед читателями верным сыном своей родины, восхищающимся ее «сказочными уголками», где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Ему дорога Россия в любом ее проявлении: И сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая, заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Именно патриархальность и самобытность России всегда будоражили чувства героя, а любая попытка разрушить эту своеобразную гармонию воспринималась в штыки.
Но не так был встречен октябрь 1917 года, действительно новым светом озаривший есенинскую поэзию. Он казался символом грядущих перемен, осуществления надежд и мечтаний, преображением всего сущего на земле. Перевоплотившись в пророка, лирический герой начинает создавать свой мир — тот христианский рай, о котором давно мечтали люди. Есенинский герой рисует сказочную страну в «Инонии» и других произведениях этого периода. Страну, которая, к сожалению, была только предчувствуема.
Картины, создаваемые поэтом, — это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой стороны, лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушилась мечта о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир счастья.
Этот период как и самого С. Есенина, так и его лирического героя был отмечен мировоззренческим кризисом, превратившим молодого влюбленного юношу в пьянствующего гуляку, обитателя кабаков и подворотен, скандалиста. В цикле «Москва кабацкая» мы слышим мотивы одиночества, отвергнутости. Образ хулигана, поражающего цинизмом слов и выражений, хлесткостью фраз, явился, по мнению самого С. Есенина, наиболее подходящей позой, резким, предельно откровенным рассказом о несчастной судьбе, о горе, о тоске, о душевной боли и неудовлетворенности, единственным способом самовыражения. Да, бессмысленно продолжать топить горе в вине, загоняя свою боль глубже и глубже. Но где взять силы, чтобы выбраться из болотной трясины, из топкой грязи, отмыть себя и залечить душевные раны?
Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока, пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.
Но даже Босфор и сказочная голубая Персия, даже «цветы Хороссана» и любовь прекрасной персиянки не смогли всецело завоевать сердце есенинского героя. Глазами, наполненными тоской и умиленьем, смотрел он из «ковровой Персии» на Россию и опять видел в ней Русь — «голубую» и «златую», «деревянную» и «полевую», «задремавшую» и «буйственную». И вновь тянуло героя обратно в «родимый дом», в «край дождей и непогоды», в «край разливов грозных и тихих вешних сил».
Вернувшись на родину с желанием переосмыслить светскую действительность, лирический герой находит в себе силы для смирения. Но, увы, даже принеся такую жертву, он остался ненужным, чужим. Так «грустная радость» возвращения сменяется чувством отчуждения и неприкаянности: и мельница стоит с закрытыми глазами, и отцовский дом сгорел, и герой чувствует себя печальным странником и иностранцем в своей стране, перестает понимать даже язык сограждан. Одно из центральных и показательных произведений этого периода — «Черный человек», ставшее финалом жизненной драмы героя и его создателя.
В предсмертном бреду встречается он с Черным человеком, понимая, что это не кто иной, как отражение всего грязного, скорбного, больного, что копилось в его душе долгие годы. Выпотрошив из себя все черное, лирический герой остается опустошенным, так как «презренный гость» был его душой, очерненной болью и терзаниями.
Символична концовка «Черного человека». С. Есенин хотел сказать, что герой полон неукротимой ненависти к проявлениям человеческой гнусности, но беззащитен перед ней.
Окончательному слиянию Черного человека с лирическим героем способствует повторение одной детали — цилиндра, вначале принадлежавшего Черному человеку, а в конце уже и поэту. Этим доказывается нереальность Черного человека, созданного больным воображением героя и превратившегося в его второе «Я». И нет в нем больше силы начать новую жизнь, потому что былая рана дает о себе знать, кровоточит, вселяя ужас и страх в душу героя.
Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое горькое, в постоянных разочарованиях.
Но, несмотря на трагический финал, поэзия Сергея Есенина с ее вечными темами будет жить в сердцах потомков. Время не властно над ней.
И пусть давно ушли в прошлое события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи, есенинские творения не забываются. Новые поколения открывают в них нечто новое, близкое и дорогое, благодаря исключительному умению поэта найти тесный сердечный контакт с читателем, волновать его, пробуждая самые сокровенные чувства.
Природа — это не только душа всех стихов, хотя без нее они не могут существовать, утрачивая неповторимость и очарование, не только «колыбель» для поэта и его лирического героя, а своего рода поэтическая «школа» С. Есенина, дает силы жить и творить. Скромный, но пленительный пейзаж с глубокой трепетной любовью, словно живое существо, рождает «песни дождей и черемух» и стих, вишневым соком брызнувший в небо, «грусти ивовую ржавь» и «чувственную вьюгу», «синюю голубицу радости», и «журавлиную тоску сентября» — словом, все то, чем жил, восхищался и наслаждался лирический герой.
Он не только представлял себя частицей природы, а был полностью уверен, что растворен в ней, прямо говоря: «Зори меня вешние в радугу сливали». Герой верит в то, что природа его не оставит, первая придет на помощь: «Языком залижет непогода прожитый мой путь». Да, есть что-то общее с природным миром у поэта, ведь не зря он говорит:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.