Vinnie Paz, Jedi Mind Tricks
Если ты выступаешь в группе, которая генерирует столько энергии, сколько мы, то между работой в студии и живым выступлении разница колоссальна. Может быть у людей, делающих более спокойную музыку это не так, но у нас это переход от расслабленной студийной сессии в эпицентр урагана среди концертной аудитории.
Часть энергетики черпается из самой музыки.
Fredro Starr, Onyx
Наша музыка заряжена дикой энергетикой. Когда начинает звучать “Slam” (189), за всю историю рэпа я не видел трека, который бы рвал толпу так же, как он, пока не видел. Стоит ему зазвучать, это конец. Мне жаль тех, кто выступает после нас.
Многие эмси также часто говорят о том, что они подпитываются энергетикой поклонников.
Sheek Louch, D-Block/The LOX
Энергия поклонника, который любит твою музыку, заплатил деньги, чтобы тебя увидеть, который читает вместе с тобой все тексты, это кайф. Я люблю такую энергетику.
Steele, Smif N Wessun
На концерте ты ощущаешь окружающую тебя энергетику и впитываешь её, а взяв в руку микрофон, просто взрываешься.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПО СЦЕНЕ
Многие хип хоп артисты считают, что на сцене необходимо много двигаться, не только раскачивать толпу и поддерживать высокий энергетический накал, но и быть визуально интересным.
Big Daddy Kane
[Полезно овладеть] азами сценического движения, чтобы понимать как себя вести на сцене. Ты понимаешь, что у сцены есть левое и правое крыло, и что народ справа от сцены будет чувствовать себя обделённым если ты весь концерт простоишь посредине. Ты не берёшь с собой на сцену всю бригаду своих кентов, которые будут там торговать лицом, а зрители даже не увидят человека, который выступает.
David Banner
Я не только стою на сцене. Я прыгаю в толпу, делаю всё, чтобы людям было интересно, будь то молитва на сцене, да что угодно. Нет ничего лучше, чем видеть, как люди увлечены. Хочешь быть хорошим артистом – бегай, качайся.
Royce Da 5’9″
Чувак, ты просто выходишь на сцену и работаешь, а по окончании шоу с тебя должен течь пот в три ручья. Ты должен показать, что деньги, заплаченные людьми, окупились – именно такое шоу я считаю хорошим. Так выступает Busta Rhymes, Up In Smoke Tour был наверно самым лучшим хип хоп шоу, которое я когда-либо видел. Я видел отрывки The Glow In the Dark Tour, Kanye там даёт жару. Это люди, которые пашут. У Usher реально хорошее шоу, он выходит и вкалывает. Такие шоу мне нравятся.
Твои движения на сцене могут даже отражать содержание твоих текстов, помогая зрителям вникнуть в твою музыку.
Cashis
Нужно быть живым. Если я читаю о том, как я бегу по кварталу, или как полиция меня ищет, или я показываю фак, то всё это я разыгрываю перед зрителями. Я изображаю, как я убегаю от полиции, я полностью погружаюсь в сюжет, и люди, наблюдая за мной, подпитываются моей энергетикой. И даже если раньше этот трек им не особо нравился, теперь он им понравится, потому что переслушивая его, они вспомнят то, что видели на концерте.
ОБЩЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ
Большинство эмси говорят, что определённая степень общения с аудиторией создаёт более прочную связь с поклонниками и делает шоу интереснее.
Crooked I
[Должно происходить] общение с аудиторией, чтобы зрители почувствовали, что ты выступаешь для них, что ты служишь им, что не ты тут пуп земли.
Big Daddy Kane
Общаться с аудиторией нужно – посмотреть в глаза тёлочке в толпе, снять с кого-нибудь кепку и надеть себе на голову и тому подобное, чтобы люди понимали, что они тебе небезразличны.
Fredro Starr, Onyx
Я умею общаться с людьми – меня многому научили Run-DMC на своих шоу, и Jam Master Jay, когда говорил: “Э, братан, надо обращаться к аудитории, они должны чувствовать твоё отношение, они должны тебя любить, братан, они должны тебя понимать ещё до того, как ты откроешь рот.”
Такие яркие методы общения с толпой, как плавание в море людей или игра в завершение фраз – отличный способ вовлечь аудиторию в концертное действо.
Rock, Heltah Skeltah
Ничто не сравниться с кайфом, когда ты кричишь в толпу: “Я говорю Heltah – вы говорите Skeltah,” – и потом тут же кричишь: “Heltah,” – а они в ответ: “Skeltah.” А если я проделаю это сотню раз, я – “Heltaaaaaaaaaah,” они – “Skeltaaaaaaaaaaah”… Если я прыгну в толпу они начнут передавать меня по кругу как косяк. У меня рост метр девяносто, они будут носить меня, и если я укажу пальцем на сцену, меня понесут к ней и выбросят обратно как раз к моменту вступления моего куплета. Эта сила ни с чем не сравнится… И я приземлюсь прямо на ноги, потому что я свеженький.
Ещё один способ углубить общение с аудиторией – это больше разузнать о городе, в котором выступаешь, чтобы подстроить шоу под местные особенности.
MURS
Нужно побольше общаться с аудиторией, если это в другом городе, то будь наблюдательней. По пути в концертный зал заметь чем этот город отличается, чтобы твоё шоу тоже как-то отличалось, потому что в разных городах концерт проходит по-разному.
Спонтанность, импровизация и фристайл
Если артисту удаётся сделать своё выступление более спонтанным, то повышается вероятность, что оно понравится аудитории и запомнится. Tash из Tha Alkaholiks говорит: “Не веди себя предсказуемо. На наших концертах аудитория никогда не знает, чего ожидать. Будь спонтанным и действуй импульсивно.”
Фристайл – один из прекрасных способов придать своему выступлению элемент спонтанности (см. гл. 9). Можно исполнять либо самостоятельные фристайлы, либо импровизировать отдельные части готовых треков.
Cashis
[Я фристайлю на концертах], в большинстве своих выступлений. Когда подворачивается удобный момент, обычно в конце шоу, я ухожу со сцены, а потом возвращаюсь и такой “Ну чё!” И без всякого бита я фристайлю на тему того, где я нахожусь, и о людях из толпы. И фанатам это нравится, потому что они знают, что это настоящий фристайл. Это много даёт, потому что он оставляет в памяти нечто особенное, что зритель заберёт с собой с концерта, что я не смогу повторить на следующем концерте. Каждый, кто присутствует на этом концерте, оставляет себе ту его частицу, которой кроме них ни у кого никогда не будет.
Если ты хороший фристайлер, то сможешь адекватно отреагировать на всевозможные неожиданности, неизбежно случающиеся на выступлениях. Независимо от того, что произойдёт во время выступления, ты сможешь продолжать читать.
Akir
Я постоянно тренирую фристайлы с разными артистами, с которыми общаюсь. Это очень ценный навык, потому что во время выступления тебя в любой момент может что-нибудь сбить, что-нибудь в толпе, что поменяет атмосферу, поэтому всегда нужно иметь в своём багаже навыки, которые помогут выкрутиться в нестандартной ситуации.
Способность импровизировать особенно важна, когда ты сам допускаешь ошибку и, не имея возможности остановиться, должен исправлять её находу.
O.C., Diggin’ in the Crates
Понятно, что в студии можно остановиться. На сцене же всё иначе, ты не можешь, исполняя трек, вдруг остановиться и сказать: “Опа, а тут будет панч.”
MURS
Ты должен быть постоянно наготове импровизировать, так можно вовлечь толпу в концертное действо… Если ты облажался, то нужно уметь выкрутиться и проявить смекалку.
Допущение ошибки и её исправление способно даже украсить шоу, если твоя импровизация запоминается.
One Be Lo, Binary Star
Во время живого выступления полно возможностей, можно допустить ошибку, но весь прикол не в ошибке как таковой, а в том, как ты выходишь из положения, удачно или нет. Можно уронить на сцену бутылку и тут же спонтанно начать об этом читать, это будет смешно и не будет воспринято как “у-у, да у этого парня руки дырявые”.
Дополнительная программа
Одни артисты предпочитают выступать со своими наиболее известными треками, исполняя их максимально близко к альбомной версии, и эта стратегия часто себя оправдывает. Но другие предпочитают вносить в свои треки изменения и предлагать зрителям то, чего они не услышат на записи, нечто вроде сюрприза или поощрения за то, что они пришли на концерт.
Royce Da 5’9″
Прикольно обескураживать толпу, когда она не знает, чего от тебя ожидать – сюрпризы на хип хоп концертах это всегда хорошо.
Big Daddy Kane
Я считаю, что ты должен предложить людям какую-нибудь дополнительную программу, а не просто прийти, исполнить свои хиты и свалить, потому что с таким же успехом они могут остаться дома и послушать твой альбом. Дай им нечто большее, пару фристайлов, станцуй чего-нибудь, если у тебя есть настроение, не знаю насколько хороший из тебя брейкер, пусть твой диджей исполнит соло со скрэтчами, устрой разбрасывание футболок в толпу, что-нибудь помимо того, что они постоянно слышат в треках. Даже читая текст, ты можешь изменить последние четыре строчки куплета, покажи что-нибудь новенькое, отличное от того, что можно услышать на альбоме.
Иногда эмси прибегают к сочетанию двух этих методов. Одни треки по их мнению звучат лучше в их оригинальной версии, тогда как другие можно видоизменить, заставив их звучать свежее и интереснее.
Schoolly D
Определённые треки нужно исполнять [так же, как на записи], как например у меня “Gucci Time” (191), “PSK” (192) и “Saturday Night” (031). Другие могут звучать больше похоже на фристайл, поэтому нужно знать какие треки в каком виде лучше преподносить, и как заставить аудиторию почувствовать, что они слышат нечто действительно особенное. Если я выступаю с группой музыкантов, “Saturday Night” и “Gucci Time” я могу исполнить в их сопровождении, но “PSK” лучше исполнять под оригинальный инструментал.
Работа с напарником, диджеем или группой
Всегда неплохо иметь на сцене напарника, будь то диджей, хайпмэн (человек, который читает бэки и адлибы и помогает расшевелить толпу, как Flavor Flav в Public Enemy), или, если ты участник группы, твои коллеги по группе. Если же ты сольный артист и выступаешь водиночку, тебе придётся прилагать больше усилий, чтобы подогревать интерес зрителей.
Akil the MC, Jurassic 5
[В группе выступать] гораздо легче – у зрителей есть больше объектов для наблюдения. Если ты на сцене один, или только с диджеем, то всё ложится на твои плечи, нужно заставить людей смотреть только на тебя, [но если ты в] группе, у людей больше точек фиксации внимания. Если тебе как зрителю чем-то не понравился один, можно его проигнорировать и смотреть на другого. А если ты выступаешь водиночку, то ты должен быть особенно хорош.
Другие исполнители могут помочь тебе сэкономить энергию, заменить тебя, чтобы ты отдышался, или ещё как-нибудь поддержать, обеспечив плавный ход выступления.
Royce Da 5’9″
У меня классный напарник, мой брат Kid Vicious. Он буквально слышит, когда у меня заканчивается воздух и всегда меня подхватывает, никогда не подводит. Если бы я должен был выступать водиночку, то хотя бы с адлибами мне бы помог мой диджей. Просто у меня во многих куплетах флоу настолько плотный, что мне нужен кто-нибудь на поддержку, у меня хороший хайпмэн, так что всё всегда получается.
Lateef, Latyrx
Выступая живьём, тебе скорей всего нужно будет решить как ты будешь дышать, потому что ты находишься в постоянном движении. Во время пятого трека тебе может понадобиться поддержка в каком-то месте, чтобы сделать вдох, или просто перемена флоу, которая позволила бы набрать воздух. Обычно для этого нужно, чтобы кто-то подхватил одну строчку или слово, этого вполне достаточно, это может сделать или твой диджей, или люди на бэках.
Заимствование опыта
Хорошим методом развития инивидуального артистического стиля является изучение опыта других артистов, тех, которых ты считаешь мастерами живого выступления, будь то твои коллеги эмси или представители других музыкальных жанров.
Joell Ortiz
Раньше эмси больше уважали своё дело и их выступления были бомбовыми. Я учусь по старым записям концертов KRS-One, LL Cool J и Run-DMC.
MURS
Я много хожу на панковские и хардкоровые концерты, я бывал на концертах Tito Puente, Sergio Mendes – я бываю на разных концертах и стараюсь включить элементы других жанров в свои выступления.
Можно также посмотреть несколько концертов артиста, которого ты уважаешь и записать, что он/она делает на сцене.
Glasses Malone
Один из новичков, которые дают отчличные концерты, это Lupe [Fiasco]. Я смотрел его концерт трижды или четырежды, и постоянно отмечаю то, что он делает. У него реально крутое шоу. У него особая манера во всём, что он делает, как реагирует на аудиторию. Это сочетание разных элементов, работа диджея, который делает паузы на определённых словах. Он не даёт толпе расслабиться.
Репетиции
Большинство эмси перед концертом репетируют, хотя методы у каждого свои. Как говорит Immortal Technique: “Я обязательно репетирую, но не фанатично.” Не помешает прогнать свою программу перед импровизированной аудиторией, чтобы понять какова может быть реакция, и исходя из неё, скорректировать своё выступление.
Big Noyd
Я стараюсь репетировать перед аудиторией, даже если это не поклонники, а мои кенты или кто-нибудь другой. По их реакции я могу понять какие элементы мне следует изменить или в какие вложить больше энергии.
Репетиция также способна помочь определить хронометраж выступления и добиться гармонии всех аспектов выступления.
Schoolly D
Я полностью зависим от профессионализма своей команды. Это как в американском футболе: я – разыгрывающий, я вбрасываю мяч, а ты нападающий, к свистку арбитра мы уже должны находиться на своих позициях, когда я вбрасываю мяч, ты уже должен быть наготове. Так что я репетирую хронометраж, поддерживаю себя в форме, чтобы мочь попрыгать и потанцевать. Мы прогоняем все треки по списку, и я позволяю диджею или группе музыкантов привнести свои творческие идеи.
Tajai, Souls of Mischief
Самые галимые наши концерты – это концерты, где мы исполняем трек, а потом базарим, снова исполняем и базарим. Это значит, что мы не готовились, мы просто читаем текста. Настоящее шоу – это когда зрителю, который смотрит его на DVD, не нужно постоянно включать перемотку, чтобы пропустить твой бессмысленный трёп.
В то же время, многие хип хоп артисты не любят репетировать до такой степени, чтобы их выступление начинало казаться наигранным и срежиссированным, они предпочитают, чтобы определённые элементы оставались естественными.
RBX
Я, пожалуй, не люблю искусственности, когда всё черезчур отработано, прилизано, отглажено, это не мой стиль. Мне нравится, когда артист, выйдя на сцену, остаётся самим собой, а не играет какой-то образ и выплясывает.
Объём репетиций может зависеть от типа твоего выступления.
Royce Da 5’9″
Перед концертами в клубах я обычно не репетирую, я репетирую только на гастролях. Например, когда я участвовал в туре с Usher, мы репетировали, в туре с Nelly мы репетировали. Мы репетируем перед настоящими концертами, но перед клубными выступлениями нам, мне и [Kid] Vicious, не нужны никакие репетиции. Мы просто выходим на сцену и работаем, потому что даже если мы какое-то время не выступали, у нас это уже в крови.
РАЗУЧИВАНИЕ ТЕКСТОВ
Когда приходит время исполнять свои тексты живьём, тебе возможно потребуется их выучить, либо потому что ты не учил их в процессе сочинения и записи (см. гл. 13), либо чтобы освежить их в памяти.
Ill Bill
Я советую выучить их наизусть! Не зная их наизусть, как ты сможешь выступить?
Всё зависит от трека, это может быть трек, который я последний раз читал три года назад, или с которым вообще никогда не выступал. У меня были записи, с которыми я впервые выступил только два-три года спустя, поэтому конечно их нужно выучить и запомнить. То, что ты знаешь текст, не обязательно означает, что ты помнишь каждое слово и будешь в состоянии качественно его исполнить вживую. Так что, разумеется, у меня бывало, когда приходилось учить текст заново.
Большинство эмси не считают заучивание текста для выступления особо трудной задачей. C-Murder говорит: “Мне достаточно прослушать его пару раз, и я всё помню.” Pusha-T из Clipse говорит, что для него это удовольствие, потому что это часть процесса создания музыки, которую он любит: “Это легко. Мне нравится то, что я читаю, что я делаю, я люблю свои записи.”