Лекция 6. Письмо древних германцев
Германские языки знают три алфавита: рунический, готский, латинский.
Руническое письмо связано с дохристианским периодом эволюции германских языков. Самые ранние памятники – это записи общегерманскими (“старшими”) рунами конца 2-3 вв. н.э., и в их языке нет еще диалектных различий. В более поздних скандинавских “младших” рунах прослеживаются черты, характерные для разных языков. Происхождение рунического алфавита точно неизвестно, но по характеру отдельных букв он имеет значительное сходство с латинским и греческим письмом, что указывает на образец, заимствованный у культурных народов Средиземноморья. Однако вопрос о происхождении рунического алфавита до сих пор остается спорным:
1) Высказывалась мысль, что он возник в третьем веке н.э. у готов, живших в Причерноморье, и затем распространился на север (Бугге, фон Фриссен). Но готы не могли познакомиться с греческим письмом ранее 236 года, когда они захватили греческий город Оливию, а самые ранние руны приходятся на 3 в. н.э. и найдены далеко на севере – в Дании и Норвегии.
2) Другие германисты (Аксеберг) предполагают, что руническое письмо возникло у готов, живших в устье Вислы, на основе латинского алфавита. Но до сих пор не найдено доказательств существования там культурного центра. В руническом письме имеется несколько знаков, похожих на латынь.
3) По мнению Л.Виммера и Х. Педерсена, руническое письмо сложилось в 1-2 в. н.э. по образцу одного из алфавитов северной Италии у какого-то южногерманского племени и постепенно распространилось на север. Последней версии придерживаются многие современные ученые.
В руническом алфавите все знаки изображаются вертикальными и косыми черточками, что объясняется особенностями вырезания на дереве: горизонтальные линии разрезали бы волокна, после чего они снова соединились бы и исчезли. Для письма использовался бук. Руны высекались режущим инструментом на дереве, роге, камне. Названия рун происходили от существительных, которые ими обозначались.
Рунические записи встречаются главным образом на могильных плитах, на предметах домашнего обихода, монетах, украшениях, воинских доспехах. Многие такие надписи сделаны тайнописью, особым индивидуальным письмом, и до сих пор не прочитаны. Руны служили также для гадания или врачевания недугов. Встречаются записи исторических и бытовых событий.
Формы некоторых рун нестойкие, варьируют от диалекта к диалекту. Долгота и краткость звуков в руническом письме не передавалась.
Германцы, как и другие древние народы, приписывали письму магическое значение, употребляя его преимущественно в сакральных целях: для заклинаний, заговоров, прорицаний. Само слово “руна” означает “тайна”. По этимологии ряда слов в современном германском языке можно проследить истоки письменной и книжной культуры древних германцев. Так, нем. Buchstabe (буква) восходит к др.в.н. buchstab – буковая палочка, на которой вырезались буквы; англ. read - от др.англ. rǽdan (гадать по рунам), этого же корня и англ. riddle (загадка); англ. слово write первоначально означало «вырезать руны» – значение, сохраненное в нем. слове ritzen и др.англ. - writan.
Старший рунический алфавит состоит из 24 знаков. По последовательности первых шести знаков этот алфавит в литературе называется футарк. Порядок знаков в нем четко фиксирован.
В ходе истории число рун не было постоянным. Хотя порядок первых 24 рун остался неизменным, фризы создали 4 дополнительные руны. Англо-фризские руны имели хождение только на севере и северовостоке англосаксонской Британии. На территории Британии, куда руны первоначально попали с завоевавшими эти земли англами и саксами, фризский футарк был увеличен за счет дальнейшего добавления рун. В надписи на Темзском ноже, которая перечисляет рунический ряд, называемый также англосаксонским футарком, присутствуют уже 29 рун. После 7 века число рун еще увеличилось, в результате чего в Нортумберленде к началу 9 века сложился самый длинный ряд, насчитывающий 33 знака.
По иному пути пошло развитие 24-значного рунического строя в скандинавских странах. Уже к середине 7 века появились признаки изменений в начертании рун: графическая форма их упрощалась, адаптировалась, а некоторые руны были просто исключены из ряда. Таким образом, начиная с 9 века, футарк постепенно сменился младшим руническим алфавитом (младшими рунами), который имел только 16 знаков. Он был менее удобным, так как в нем одна руна передавала несколько звуков.
Младшие руны известны в двух вариантах: шведско-норвежском (до конца 10 века) и датском (вытеснившем с конца 10 века первый вариант). Расширяется тематика рунических надписей от магических заклинаний до описания событий. Некоторые надписи содержат исторические сведения, отдельные надписи представляют собой поэтические строфы.
В 12 веке возникли пунктирные (точечные) руны под влиянием латинского алфавита – увеличено количество знаков и к некоторым рунам добавлены точки. Смешавшись с латинскими буквами, пунктирные руны образуют особый вид письма, известный в 17-18 вв. как дальские руны.
С введением Христианства руническое письмо вытесняется.
Известно более 3 000 рунических памятников, из них 2 500 находятся в Швеции. Англо-саксонских рунических памятников – 40, готских и незначительной количество немецких. Всего надписей старшими рунами (3-9 вв.) насчитывается около 150. Самая древняя надпись (2 в.) – на острие копья, которое было найдено в Южной Норвегии. Самая длинная надпись 7 века (200 рун) на каменной плите найдена также в Норвегии.
Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляет надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. Среди других памятников – Codex Salisburgiensis (Зальцбургский кодекс) и древнеанглийская «Руническая песня» (9-10 вв.)
Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е годы 19 в.. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью.
Готское (вульфилианское) письмо – алфавит, созданный в конце 4 века вестготским епископом Вульфилой (Wulfila) (311-383гг. н.э.). Более 40 лет он работал, создавая готский алфавит, переводя Библию и обучая народ новой вере. Готское письмо известно только в памятниках готского языка. В основе готского алфавита лежит греческий алфавит, о чем свидетельствует и форма готских букв, и порядок их расположения. Влияние греческих традиций проявляется и в способе передачи некоторых звуков, но есть и другие влияния: несколько латинских и рунических знаков. Перевод Библии использовался при богослужении не только у готов, но и у других германских народностей, принявших Христианство в арианском толковании (как известно, в конце 5 в. в Испании, Африке, Тюрингии арианская церковь была господствующей).
Рукописи, которые дошли до нас, были написаны на вестготском диалекте в Италии (500 г.). Основным памятником готского языка и готской письменности является перевод Библии. Перевод этот дошел до нас в нескольких рукописях:
1. Codex Argenteus («Серебряный кодекс»), созданный в 5-6 вв. в эпоху остготского королевства (материалом служил пурпурный пергамент, буквы были серебряными и золотыми).
2. Codex Carolingus (“Каролингский кодекс”) - рукопись 5 века, двуязычная: параллельно даются готский и латинский тексты.
3. Codices Ambrosiani (“Амброзианские кодексы”) хранятся в Амброзианской библиотеке в Милане и представляют собою отрывки из Посланий Апостолов и Нового и Ветхого Завета, относящиеся к 7-8 вв.
4. “Гиссенский отрывок”, найденный в Египте, состоит из двух листов пергамента, включающих готский и латинский тексты.
5. Более мелкие готские памятники представлены комментариями от Иоанна (8 листов из монастыря Боббио), отрывками из готского календаря (от 23 октября до 30 ноября), Алкуиновой рукописью 9-10 вв., содержащей готский алфавит, глоссами к латинскому тексту арианского епископа Максимилиана (6в.).
Язык готских литературных памятников единообразен, он архаичнее, чем тот язык, на котором говорили в 6 в. в остготском и вестготском королевствах.
Готский материал представляет особую ценность для построения сравнительной грамматики германских языков.
Латинское письмо.Варвары, разгромив Римскую империю, получили в наследство развитую письменность. Латинское письмо начинает использоваться в германских языках после Христианизации. Изменяется техника письма – буквы уже не вырезали, а писали краской на пергаменте или папирусе, а для этого были необходимы более удобные формы письма. Римская церковь не позволяла служить на местном языке, и все служители церкви должны были знать латынь. При церквях и монастырях существовали школы, где учили латинской грамоте. Но одновременно существовала потребность записи на родном языке. Так появились глоссы к латинским текстам. Официальным языком была латынь, но часто в грамотах латинскими буквами передавались отдельные германские слова: имена, названия местности, общественные термины. Так развивалась практика использования латинских букв в родном языке. Очень скоро латинский алфавит стал уже регулярно использоваться в записях германских текстов. В западно-германских языках тексты латинского письма известны с 7-9 вв., в скандинавских странах позднее – 12-13 вв.
Тогда латинский алфавит имел только 23 буквы, еще ранее – 20 знаков (не было q,y,z). Буквы j и v были вариантами i и u и употреблялись для обозначения гласных и согласных. Буквы w не было, она возникла позднее после слияния u или v (double u). Вначале буквы латинского алфавита использовались в том звуковом значении, которое закрепилось в школьной традиции. Постепенно вырабатывалась собственная традиция использования латинского алфавита, делались дополнения. Долгое время не было единых правил правописания.
В 3-4 веках развилось унциальное письмо (scriptura uncialis), буквы которого похожи на маленькие латинские буквы. Его появление стало возможным с изобретением пергамента. Тенденция к четкости и красоте, достигаемым хотя бы путем относительно медленной вырисовки букв на мягком материале, создала различные формы книжного письма. Это смягченное письмо явилось в форме унциала, затем полуунциала и даже чвертьунциала, чтобы в дальнейшем дать минускул: строчное письмо 9-12 вв. и готическое письмо 12-16 вв.
Стремление к быстроте и удобству при возможной четкости создало разновидности обиходного письма, курсива. Главная характеризующая тенденция - стремление писать не отнимая руки, сберегая труд и время. Отсюда связываемые непрерывным движением пера формы букв, сильный наклон их вправо и обилие лигатур (соединений букв, при котором они имеют общие составляющие элементы – æ) и сокращений. Существовали национальные разновидности римского курсива: вестготский, лангобардский и др.. Под влиянием курсива унциальное письмо в 6 веке подвергается дальнейшим изменениям и переходит в полуунциал. На смену полуунциалу и национальным курсивам в начале 8 века приходит минускул. Большая часть древнегерманских текстов написана минускульным письмом. Все буквы построены на сочетании элементов – круга, полукруга и палочки. Важнейшие формы минускульного письма – островное(инсулярное) и континентальное. Островное сложилось в Ирландии и через миссионеров распространилось на Британских островах. Созданный в эпоху Каролингского Ренессанса, каролингский минускул – красивый, четкий, легко читаемый шрифт континентального письма. По быстроте и удобству писания он обладает всеми преимуществами курсива и служит целям книжного письма до 13 века.
В 12 веке начинает складываться новый стиль письма – готическое (или монашеское) письмо. Для готического письма характерны остроугольные, изломанные очертания букв. Его другое название – “фрактура” (перелом). Основные характеристики: тесное расположение букв, наличие штрихов, излом, определяемый заточкой пера, экономия бумаги. Само понятие “готика” возникло от итал. “gotico”, т.е. готский. Этот термин обозначает художественный и готический стиль, являвшийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства в Западной, Центральной и частично Восточной Европе. Данный термин был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося варварским.
В 14-15 вв. каролингский минускул возрождается в виде антиквы (округлого гуманистического письма). Антиква распространилась в Европе в 16 веке. Современный латинский печатный шрифт вышел из антиквы. Его буквы лишены изощренности и округлены, ускорение процесса письма исключило каллиграфию, оставив лишь простые, обычные формы.
Книгопечатание застало в области книжного письма два конкурирующих типа: готическое письмо, особенно излюбленное с 14в. в странах германской культуры, и возрожденное каролингское круглое письмо – антиква (antiqua, или romana), которое преобладало в Италии и Франции.
Латинское письмо усовершенствовалось со временем. Каждый германский народ, принявший латинское письмо, внес в него некоторые изменения, обусловленные особенностями развития фонетической системы.