Робустова Елена Витальевна
Работа с историческим источником. Установите, что представляет собой исторический фрагмент Ипатьевской летописи, датируйте событие, о котором идёт речь и раскройте исторические обстоятельства, связанные с сообщением летописца: «В лето 6655. ИдеГюрге воевать Новгорочкой волости, и пришедвзя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: "Приди ко мне, брате, в Москову"».
Ключ:Хрестоматия по истории России, с. 57–58; История России: Учебник, с. 37.
5. Работа с историческим источником. Назовите и датируйте событие; раскройте содержание сообщения летописца: «В лето ______ года явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера... Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским, сказал: "Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены". Князья думали, думали и наконец решились помочь Котяну. Поход был начат в апреле при полном разливе рек».
Ключ: История России: Учебник, с. 51–52.
6. Работа с аналитическим материалом. Поясните, о каких событиях идёт речь в отрывке из произведения А. С. Пушкина: «России определено было великое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…». Прокомментируйте приведённый фрагмент.
Ключ: История России: Учебник, с. 52–54.
7. Работа с историографическим материалом. Датируйте событие, о котором идёт речь, и прокомментируйте высказывание историка: «На Куликово поле 8 сентября_____ года шли посланцы от разных русских земель, вернулись же они с битвы как единый русский народ».
Ключ: История России: Учебник, с. 65–66.
8. Работа с историческим источником. Установите, из какого произведения древнерусской литературы взят фрагмент, описывающий противоборство Руси и Орды, и раскройте события, о которых идёт речь: «Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да ещё в соглашении с королём Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство».Варианты ответа: «Сказание о Мамаевом побоище»; «Пространная летописная повесть о Куликовской битве»; «Повесть о стоянии на Угре»; «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Ключ: Хрестоматия по истории России, с. 101; История России: Учебник, с. 71.
9. Работа с историографическим материалом. Раскройте смысл утвердившейся в XVIвеке великодержавной идеи «Москва – третий Рим», опираясь на высказывание русского историка П. Н. Милюкова: «Национальное возвеличивание русской церкви было делом столь же духовным, сколь и политическим, – может быть, даже более политическим, нежели духовным».
Ключ: История России: Учебник, с. 122.
10. Работа с историографическим материалом. Чьё правление следующим образом охарактеризовал историк В. О. Ключевский: «Царь совершил или задумывал немало хорошего, умного и даже великого, и рядом с этим содеял много такого, что сделало его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений»?Ответ поясните.
Ключ: История России: Учебник, гл. 9.
11. Работа с историографическим материалом. Охарактеризуйте проводимую в 1566–1572 гг. политику Ивана IV Грозного, которая, по словам историка В. О. Ключевского, «…выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства, направленная против воображаемой крамолы, подготовляла действительную». Под каким обозначением вошла в историю эта политика?
Ключ: История России: Учебник, с. 83–84.
12. Работа с историографическим материалом. О каком деятеле Смутного времени русский историк Н. И. Костомаров писал, что он «…уничтожил Годуновых и сам исчез как призрак, оставив за собою страшную пропасть, едва не поглотившую русское государство»?[Варианты ответа: Василий Шуйский; Лжедмитрий I; Лжедмитрий II; польский королевич Владислав] Ответ поясните.
Ключ:История России: Учебник, с. 88–90.
13.Работа с историографическим материалом. Назовите и прокомментируйте исторический документ, издание которого анализируется историком В. О. Ключевским: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день 19 февраля должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет».
Варианты ответа: «Жалованная грамота дворянству»; Манифест «О свободе предпринимательства»; «Указ о посессионных крестьянах»; Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
Ключ: История России: Учебник, с. 150–151.
14.Работа с историческим источником. О каком сражениифранцузский император Наполеон Бонапарт писал, что в нём «…французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали себе славу быть непобедимыми»? Ответ поясните.
Ключ: История России: Учебник, с. 212–213.
15.Установите хронологическую последовательность событий 1812–1814 гг., связанных с разгромом наполеоновской Франции, и раскройте их историческое значение:
«Битва народов» под Лейпцигом
Тарутинский манёвр
вступление союзных сил во главе с Александром I в Париж
сражение под Малоярославцем
изгнание Наполеона из Парижа на остров Эльба
сражение при Ватерлоо
Бородинская битва
Ключ: История России:Учебник, с. 210–214.
16.Работа с историческим источником. Какому российскому императору принадлежит приведённое высказывание: «Лучше отменитькрепостноеправосверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменятьсяснизу». Раскройте исторические условия, в которых оно было сделано.
Ключ: История России: Учебник, с. 351–352.
17. Установите последовательность событий 1917 г. и раскройте их историческое значение:
отречение от престола императора Николая II
штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства
провозглашение Российской республики
Корниловский мятеж
начало Февральской революции
принятие первых декретов советской власти «О мире» и «О земле»
Апрельский кризис Временного правительства
Ключ: История России: Учебник, с. 329–337.
18. Установите последовательность событий военной истории ХХ века и раскройте их историческое значение:
начало Второй мировой войны
начало «зимней войны» СССР и Финляндии
нападение Японии на Пёрл-Харбор
советско-японское вооружённое столкновение в районе озера Хасан
подписание советско-германского Пакта о ненападении
заключение советско-германского договора «О дружбе и границе»
Ключ: История России: Учебник, с. 387–389.
19. Работа с историческим документом. О каком сражении идёт речь в отрывке из воспоминаний маршала А. М. Василевского: «Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных "планом Барбаросса". Его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к стратегии затяжной войны»? Варианты ответа: Сталинградская битва; битва за Москву; Ясско-Кишинёвская операция; оборона Брестской крепости. Ответ обоснуйте.
Ключ: Хрестоматия по истории России, с. 488; История России: Учебник, с. 401–402.
20. Работа с аналитическим материалом. Датируйте событие, о котором идёт речь в выдержке из печатного издания: «Полёт Гагарина – первого человека в космическом пространстве – событие не только научно-техническое, не только политическое, но и общекультурное. Оно является одной из самых знаменательных вех в истории человечества». Прокомментируйте приведённый фрагмент.
Ключ: История России: Учебник, с. 490.
21. Работа с историческим источником. Датируйте исторический документ, изданный ГКЧП и раскройте обстоятельства его появления: «В соответствии со статьёй 127 Конституции СССР и статьёй 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и идя навстречу требованиям широких слоёв населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, постановили… ввести чрезвычайное положение на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа ________ года».
Ключ: Хрестоматия по истории России, с. 549; История России: Учебник, с. 466.
22. Восстановите последовательность событий новейшей истории и раскройте их историческое значение:
принятие действующей Конституции РФ
образование СНГ
путч ГКЧП
избрание первого Президента РСФСР
инаугурация первого Президента СССР
начало Перестройки в СССР
Ключ: История России: Учебник, гл. 41, 42.
Составить собственные кейс-задания по курсу истории, а также вопросы для обсуждения (дискуссии).
Свои разработки отправлять по E-mail:[email protected]
Доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Робустова Елена Витальевна