Среди трудов по составлению Патерика и Добротолюбия
Милость Божия буди с вами!
Быстроответный Н-лай В-вич! Патерик, о коем поминал - в рукописи, как большая следованная псалтирь. В переводе листов полтораста такого же письма, как и уставы. - Судите, скоро ли все пересмотришь? - А потом скоро ли перепишется? - Переписка в обители невозможна. В Тамбов надо посылать. - Э-хе!! - Это не значит, что я все назад оттягиваю, а только дело сказываю, как оно есть. - Равно и старческие писания, как трудноваты? - Латинцы много нашли писаний св. Антония великого, переведены с арабского. По складу похожи на известные нам. Но темнота перевода страшная. Копаешься - копаешься. Уж отложил на время св. Антония, - отдохнуть. Перевожу следующих по Добротолюбию греческому, Аввы Исаии. И у этого опять целая книга есть, кроме того, что содержится в Добротолюбии. А кассиановых писаний - одного его - с Добротолюбия будет. И конца нет. Вот где чувствуешь - дух бодр, плоть же немощна. - Сядешь и думаешь; ну - махну всего Антония великого. Туда-сюда - хвать десять всего строк. А уж уморил, и пойдешь походить, чеша затылок.
Убирайтесь поскорее с своими делами, - да в келлию, - и начнем вдвоем. Или еще сговоримся с Оптинцами, - и будет целое общество. Тогда веселее будет. Один одну строчку, другой другую. Глядишь - книга и есть. - А один-то копаешься, копаешься. Да ведь что скажу!! Сочинять легче. - Там речь течет как по маслицу. - А тут - в переводе, то и дело точка с запятою. Перефразить не хочется, а стать подлаживать - время надо. - Благодарствую за хлопоты по деньгам. Теперь верно получу скоро. Тогда и о пенсионных деньгах попрошу казначейство, чтоб перевело в Шацк. - Не забывайте помечать новости. Пока жив человек - и в пустыне любопытствует о мире, - и движениях его. - Но я воистину - райствую в пустыне. Не сглазить бы, а если так будет, вижу бездну милосердия Божия, не по грехам моим воздается мне. - Указ я получил - о пенсии и отмене настоятельствования. Премного благодарен вам и всем. Спаси Господи и помилуй!
Всех вам благ от Господа желаю.
Возлюбленнейшему отцу моему великому старцу иверскому должное поклонение творю, прося молитв.
Многогрешный Феофан Еп. 14 ноября 1868 г.
1071. О публичной защите монашества. О новом издании "Пути ко спасению" и пр.
Милость Божия буди с вами!
О. архим. уже воротился. Он не дождал вас, говорит, нельзя было более оставаться в Питере.
Вы все то в разъездах, - то хлопочите о книгах. Блаженная жизнь - многодеятельная. Ни поскучать, ни позевать.
О монашестве. Уж не помолчать ли лучше. Не слышут, и не злятся. Укройтесь мало, дондеже мимо идет гнев. - А выступите наружу, да еще с кулаками, и - руки всех подымутся на плечи ваши, - а из-за вас и на монашество. Пусть пожужжат Митрофания и подобные, неудавшиеся монахини. Пожужжат и затихнут. А когда книжка будет, она будет им мутить глаза, и раздражать.
Вы будете писать о монашестве по его значению, которое точно высоко, и никто этого не отвергает. Нападающие же нападают на нас - сущих дурных монахов. Вы будете говорить, поелику монашество то и то значит; то его надо чтить, поддерживать и распространять. А они будут говорить, как и говорят: поелику монахи ныне никуда не гожи, то прочь их, - или: то или прочь их, или сделать такими, какими им следует быть. Против этого вам нечего сказать. Нечего сказать, только вот что: так-так; но пусть себе живут, авось где-где выдурится какой-нибудь полумонах, и то слава Богу. - Можно стоять только против закрытия монастырей, - ради того, что монастыри, помимо монахов, веры ради народа, огромную приносят пользу; это я знаю теперь по опыту. И ради того - что хлопать не из чего (т.е. закрывать-то) потому, что сравнительно с Россиею, все монахи и монахини капля, тысяч 20, стоит ли кричать, и поднимать гвалт, из-за такой малости?! - По этим резонам монастыри у нас простоят еще веки, и бояться нечего. - Что до женщин, то им деваться некуда. Их 1 1/2 милл. больше мужчин. Пусть идут в монастырь, укроются.
Таковы мои мысли! - Но может быть и ничего - сказать слово другое. Мы, - дурные монахи; очень будем рады, когда про нас будут писать, что мы святые и праведные. И спасибо вам скажем.
Что вам прочитать, - ничего не знаю. Кажется в "Христианском Чтении" при ректоре преосв. Афанасии что-то писано, и печатано. - В "Домашней Беседе", помещены статьи преосв. Игнатия: они кажется есть и в его изданных сочинениях. Но они очень далеки. Кажется и брошюрки где-то ходили. Но не умею указать верно.
Мое здоровье добре. Я себя чувствую хорошо.
Спрашивают у меня иногда: путь ко спасению, что Афонцы печатали выпусками. У меня нет. Не возьмется ли - Кораблев и Сиряков - например отпечатать одною книжкою? Мне даст экземпляры - не деньги. Поговорите и скажите.
В Москву переходить - желания не имею, а так побывать можно.
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш усердный богомолец Епископ Феофан. 23 ноября 1868 г.