Изъятие памятников архитектуры

Как было указано в Петербургской стратегии сохранения культурного наследия, культурное наследие представляет собой духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами - это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Общество обязано обеспечить его сохранность для будущих поколений в максимально целостном и подлинном виде.

В соответствии с п. 85 инструкции, утвержденной приказом Минкультуры СССР 13.05.1986 г. N 203 недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могли быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций. В отношении же граждан действовала отдельная норма: если они не обеспечивали сохранность принадлежащих им памятников истории культуры, то эти памятники могли быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением.

Аналогичная позиция содержалась в постановлении Совета Министров от 16.09.1982 г. N 865 (п. 67 указанного постановления).

В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в которой предусмотрен порядок и основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр.

Согласно указанной норме законодателем предусмотрен исключительно судебный порядок изъятия.

Основанием для иска служит установление факта бесхозного содержания объекта культурного наследия (невыполнение собственником требований, предъявляемым к сохранению объекта культурного наследия или совершение действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения).

Важным является следующий момент - какой орган наделен соответствующими полномочиями по изъятию памятников?

В соответствии с п. 1 ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта обращаются:

- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

- в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

- в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган местного самоуправления муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. N 407 было утверждено Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Согласно п. 6 указанная служба, в частности, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право (п. 6.7) обращаться в суд с иском об изъятии у собственника (пользователя) бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия федерального значения либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия. Обращение в суд может иметь место в случае, если собственник (пользователь) объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения.

5 ноября 2008 г. приказом Министерства культуры РФ N 178 было утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

В соответствии с п. 7.6 положения аналогичные полномочия предоставлены территориальному органу, но реализация их возможна только по согласованию с центральным аппаратом Федеральной службы.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном ГК РФ.

В качестве примера деятельности по реализации указанных функций можно привести сведения, изложенные в докладе председателя Комитета по культурному наследию города Москвы на заседании хозяйственно-экономического актива от 3 марта 2009 г.

"В отчетный период сотрудники Москомнаследия приняли участие в 853 судебных заседаниях по 157 судебным делам. Впервые в Российской Федерации Москомнаследие придало статус "реально действующей" норме 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия", предусматривающей возможность изъятия объекта культурного наследия у недобросовестного собственника.

Москомнаследие обратилось в суд с иском и выиграло во всех инстанциях дело об изъятии у собственника объекта культурного наследия "Усадьбы В.Ф. Колесникова - Саргиных - М.Е. Шапатиной", расположенного по адресу Таганская площадь, д. 88.

Основанием для иска явилась произведенная собственником незаконная перестройка здания-памятника. В соответствии с вынесенным решением суда спорный объект культурного наследия подлежит изъятию у собственника путем выкупа за вычетом затрат на проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ по приведению объекта в первоначальное состояние"*(4).

То есть, решением арбитражного суда было изъято право собственности у владельца дома по указанному адресу в Москве, который самовольно перестроил, (а, по мнению специалистов и Москомнаследия - изуродовал) памятник архитектуры произведенными пристройками.

Таким образом, в настоящее время Москомнаследие имеет не просто значительный, но и весьма положительный опыт обращения в суд с исками об изъятии у недобросовестных пользователей объектов культурного наследия.

В настоящее время назревает еще один прецедент. 26.02.2009 г. На страницах "Российской газеты" руководитель Росохранкультуры Кибовский А.В. и председатель Москомнаследия Шевчук В.А. заявили, что "будут совместно добиваться изъятия у собственника ООО "Карс" памятника федерального значения - "Дома Орлова-Денисова" (XVII век) по адресу: улица Б. Лубянка, д. 14, стр. 3.

По этому поводу между двумя ведомствами подписано соглашение о взаимодействии. Главная задача, как заявил Валерий Шевчук, спасти знаковый для России объект культурного наследия в самом центре Москвы. Дом действительно уникальный - его описание есть в романе Льва Толстого "Война и мир". Сейчас в нем царит полнейшая разруха. Во многом по вине нынешнего собственника - ООО "Карс". Памятник достался ему в 2005 году вместе с охранным обязательством, которое предусматривало полный комплекс ремонтно-реставрационных работ.

Проверки инспекции Москомнаследия выявили, что "памятник не используется, находится в аварийном состоянии: разрушаются центральный портик с балконом, декор главного фасада, кровля здания. Система водостока с крыши нарушена, двери и окна разваливаются, частично нет даже стекол".

Причина того, что за данное дело взялись оба ведомства, состоит в том, что речь идет о памятнике федерального значения. То есть с подобным иском в суд может обратиться федеральный орган, то есть Росохранкультура. Между тем у Москомнаследия уже есть успешный опыт по изъятию у недобросовестного собственника памятника (пример приведен ранее - городская усадьба Колесниковой-Саргиных-Шапатиной на Таганской площади, 88, стр. 1). Поэтому между федеральной службой и московским комитетом достигнута договоренность, что Москомнаследия обратится в суд от имени Росохранкультуры. Арбитражный суд Москвы уже принял к рассмотрению иск по изъятию у собственника знаменитого "Дома Орлова-Денисова" и запретил регистрировать сделки по отчуждению и обременению данного объекта до разрешения спора"*(5).

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект N 163864-5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" и в отдельные законодательные акты РФ".

Применительно к проблемам изъятия объектов культурного наследия необходимо сказать следующее: цель изменений действующих положений состоит в том, что вносимые изменения позволят выработать критерии оценки эффективности пользования объектами культурного наследия. Таким образом, по словам главы Комитета по культуре в Государственной Думе Григория Ивлиева, "собственник будет не только стимулирован льготами, но и угрозой потери собственности в случае несоблюдения требований"*(6).

Ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" в предлагаемой редакции также будет предусматривать прекращение прав собственности и иных вещных прав на объект культурного наследия.

Но в данном варианте более детализирован порядок действий по изъятию объекта. В случае принятия судом решения о принудительном прекращении права собственности на объект культурного наследия указанный объект культурного наследия подлежит изъятию у собственника путем выкупа:

- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - Российской Федерацией;

- в отношении объектов культурного наследия регионального значения - соответствующим субъектом РФ, на территории которого расположен объект культурного наследия;

- в отношении объектов культурного наследия местного значения - соответствующим муниципальным образованием, на территории которого расположен объект культурного наследия.

Сумма, подлежащая выплате лицу, у которого изымается объект культурного наследия, устанавливается решением суда и не может превышать определяемую на основании отчета оценщика ликвидационную стоимость объекта культурного наследия, рассчитываемую как остаточную балансовую стоимость такого объекта, уменьшенную на сумму затрат на выполнение мероприятий по реализации ограничений (обременений) прав, установленных в отношении объекта культурного наследия в соответствии с законом и уменьшенную на величину убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по соблюдению установленных ограничений (обременений) прав.

Результат принятия нового законопроекта - возможность ограничения прав собственника объекта культурного наследия в случае, когда они поставлены под угрозу утраты.

На основании приведенных положений памятник культуры может быть принудительно изъят в случае несоблюдения требований по его сохранению. При этом подлежит выплате соответствующая компенсация, расчет которой приведен ранее.

Наши рекомендации