Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Материалы самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентно - ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить данный курс. Необходимо письменно ответить на вопросы контрольной работы.

Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;

2. самостоятельно работать с учебными пособиями и дополнительной литературой.

Представленная письменная контрольная работа должна отвечать поставленным задачам.

Требования к структуре и оформлению:

- работа должна быть представлена на листах формата А4 в печатном виде, объемом не менее 5-х листов

- обязательно наличие титульного листа.

Критерии оценки выполненной работы:

- наличие списка современных литературных источников

- аккуратное оформление письменных контрольных работ

- краткость и логика ответа на поставленные вопросы

- сдача в срок.

Оформление самостоятельной работы:

1.Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, Times New Roman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

- все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

При работе с учебной литературой необходимо выполнить следующие задания ответить на вопросы по каждой теме учебного плана дисциплины:

Тема 1. История как наука. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

Задания к теме:

¾ Дайте определение исторической науке.

¾ Определите основные функции исторической науки.

¾ Охарактеризуйте основных представителей отечественной исторической науки в 18-19 веках.

¾ Какие Вы знаете исторические источники, какова их классификация. Какие исторические источники характерны для выделенных исторических периодов? Заполните таблицу по образцу:

Период Исторический источник
IX-XII вв. Берестяные грамоты
XVI-XVII вв.  
XVIII в.  
XIX в. Фотографии
XX в. Видеоматериалы

¾ Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Заполните таблицу по образцу.

Топонимика Изучение географических названий
Нумизматика  
Метрология  
Геральдика  
Генеалогия  
Археология  

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 2. История России неотъемлемая часть истории человечества. Основные этапы исторического развития страны. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Определите основные принципы современной исторической науки.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 3. Античные государства и древние славяне. Возникновение и развитие древнерусского государства. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Определите основные черты, которыми характеризуется разложение родоплеменного строя.

¾ Когда и при каком киевском князе на Руси было принято христианство.

¾ Прочитайте отрывок из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика:

«Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

¾ Перечислите основные направления деятельности русских князей в период создания Древнерусского государства. Например:

1. Организация полюдья.

2.

3.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 4. Русские княжества в 13-14 вв. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Охарактеризуйте основные политические центры периода феодальной раздробленности. Заполните таблицу, указав основные политические характеристики отдельных княжеств по образцу:

Княжество Политическая ориентация Верховная власть
Галицко-Волынское Олигархическая Власть бояр при слабом князе
Владимиро-Суздальское    
Новгородское    

¾ Характеристика нашествия Батыя на северо-восточную Русь.

¾ Определите основные причины возвышения Москвы в 14 в.

¾ Деятельность первых московских князей привела к возвышению княжества среди русских земель. Прочитайте отрывок из работы Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и установите, о каком московском князе идет речь: «Город Москва расширялся в княжение Ивана. Кроме Кремля, составлявшего его центр или внутреннее укрепление, посад за пределами кремля уже при Иване был обнесен дубовой стеною. Вокруг Москвы одно за другим возникали села. Бояре оставляли других князей, переходили на службу к московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы; за боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Таким образом, соседние князья слабелии поневоле должны были угождать московскому князю и подчиняться ему. В Москву переселялись и иноземцы, и даже татары приходили на поселение не врагами, не господами, а принимали крещение и становились русскими. Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров; и тем самым он дал возможность ездить торговым людям по дорогам. Москва тогда уже наполнялась торговцами с разных сторон».

¾ В какой период времени русские земли находились под монголо-татарским игом.

Литература:

1.История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 5. Специфика формирования единого российского государства. Становление и развитие Московского государства. Правление Ивана IV Грозного. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ При каком московском князе было образованно русское централизованное государство.

¾ Какие Вы знаете реформы «Избранной Рады» и в годы правления кого они проводились.

¾ Напишите в хронологическом порядке, с указанием годов правления, представителей московской княжеской династии, начиная с Даниила Московского и до последнего Рюриковича на русском престоле.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 6. Новое время. Россия в 17-18 веках. Петровские реформы. Правление Екатерины II. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ При каком государе произошел раскол в Русской Православной Церкви.

¾ Когда и при каком государе произошло воссоединение Украины и России.

¾ Какие Вы знаете реформы Петра I.

¾ Когда в России сложился абсолютизм, и назовите его основные черты.

¾ Напишите в хронологическом порядке, с указанием годов правления, представителей династии Романовых, начиная с Михаила Романова вплоть до Александра II.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 7. Россия и мир в I-ой половине 19 века. Внешняя политика России в 1-ой четверти 19 века. Движение декабристов. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Какие преобразования Александра I в области государственного управления Вы знаете.

¾ Перечислите основные положения «Русской Правды» П.И.Пестеля.

¾ Перечислите основные войны, в которых участвовала Россия в 18-19 веках.

Литература:

1.История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2.Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3.Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 8. Реформы Александра II и их влияние на развитие страны. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Какие Вы знаете реформы Александра II.

¾ Напишите основные положения крестьянской реформы Александра II.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 9. Россия и мир на рубеже 19-20 столетий. Первая русская революция. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Определите основные положения столыпинской аграрной реформы.

¾ Какие политические партии в России в начале 20 века Вы знаете и кто были лидерами этих партий. Составьте таблицу.

¾ Перечислите основные положения манифеста 17 октября 1905 года.

¾ Определите основные причины 1-ой русской революции.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 10. Международные отношения и внешняя политика Россия во 2-ой половине 19 - начале 20 веков. Причины 1-ой мировой войны. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Укажите годы 1-ой мировой войны.

¾ Определите основные причины 1-ой мировой войны.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 11. Россия и мир в годы 1-ой мировой войны. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

- Когда в 4-ой Государственной Думе образовался прогрессивный блок.

- Перечислите парламентские партии

- Назовите основные причины Февральской революции

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 12. Революция 1917 года и гражданская война в России. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Напишите в хронологическом порядке годы правления руководителей Советского Союза, начиная с В.И.Ленина и вплоть до распада СССР.

¾ Назовите основные положения Декрета о земле, принятого на 2-ом съезде Советов рабочих и солдатских депутатов.

¾ Назовите основные положения Брестского мирного договора 1918 г. с Германией.

¾ Назовите основные положения политики «военного коммунизма».

¾ Годы Гражданской войны в России.

¾ Кого из лидеров белого движения в годы Гражданской войны Вы знаете.

¾ Кого из советских полководцев Гражданской войны Вы знаете.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 13. Советская Россия в 20-е-30-е годы. 10 съезд парии большевиков. Социалистическая реконструкция народного хозяйства в конце 20-х – 30-х годах. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 5 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Назовите основные положения НЭПа.

¾ Каких видных деятелей «левого уклона» партии большевиков в 20-е годы Вы знаете.

¾ Назовите крупнейшие стройки первых пятилеток.

¾ Советская модель тоталитаризма: заполните таблицу по образцу:

Экономическая сфера Политическая сфера Духовная сфера
Ликвидация свободы труда, широкое использование внеэкономического принуждения (ГУЛАГ) Сращивание партийно-госу­дарственного аппарата, фор­мирование номенклатуры – правящего привилегирован­ного слоя советского обще­ства Идеологическая изоляция страны
     
     
     

¾ Назовите основные положения советской конституции 1936 года.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

Тема 14. Международные отношения и внешняя политика Советского государства в 20-е-30-е годы. (очное отделение – 4 часа; очно-заочное отделение – 7 часов; заочное отделение – 9 часов)

¾ Назовите основные положения пакта «Молотов-Риббентроп».

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 15.СССР в годы 2-ой мировой войны. (очное отделение – 6 часа; очно-заочное отделение – 7 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Кого из советских полководцев периода Великой Отечественной войны Вы знаете.

¾ Когда была Сталинградская битва.

¾ Назовите основные этапы Великой Отечественной войны.

¾ Назовите основные решения, принятые Ялтинской конференцией глав правительств стран антигитлеровской коалиции.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 16. СССР и мир во 2-ой половине 20 века. (очное отделение – 6 часа; очно-заочное отделение – 7 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Перечислите основные кризисы времен «холодной войны».

¾ Какие научно-технические достижения советской науки в 30-80-е годы 20 века Вы знаете.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 17. Советский Союз в 1985-1991 годах. Перестройка. (очное отделение – 6 часа; очно-заочное отделение – 7 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Перечислите союзные республики, которые входили в состав СССР в 1985 г.

¾ Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период оттепели и в период перестройки по образцу:

Общее
Преобразования осуществлялись сверху, по инициативе партийно-государственного руководства
 
Различия
Оттепель Перестройка
Осуждение культа личности Сталина в ограниченных пределах Обращение к «белым пятнам» в истории, осуждение сталинизма в условиях гласности
   
   

¾ Заполните таблицу: Сравнение характера экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С. Хрущёвым и М.С. Горбачёвым.

Общее
 
Различия
Н.С. Хрущёв М.С. Горбачёв
   

¾ Определите основные направления экономической политики российского правительства в 90-е годы 20 века.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Тема 18. Россия и мир в конце 20 - начале 21 веков. Становление новой российской государственности (1991-2010 гг.). (очное отделение – 6 часа; очно-заочное отделение – 7 часов; заочное отделение – 7 часов)

¾ Определите основные направления международных отношений 90-х годов 20 - начале 21 веков.

Литература:

1. История России: учебник. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 525 с.

2. Кириллов В.В. История России 4-е изд.: учебное пособие для вузов. / В.В. Кириллов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 672 с.

3. Фортунатов В.В. История: учебное пособие для бакалавров и специалистов. / В.В.Фортунатов – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Наши рекомендации