Начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)
(1 часов в неделю, 34 часа в год)
Дата | № | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации деятельности /форма занятия | Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница | Кол-во часов | УУД | |
Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду» | Чтение учащимися статей из хрестоматии | с.12-15 | Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Предметные .- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять | ||||
Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период. «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад? «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» | Чтение учащимися статей Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам шишкам | У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44 | |||||
Вводная беседа перед Экскурсией в осенний парк «Правила поведения во время передвижения и на природе» | |||||||
| Экскурсия в осенний парк Определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям | Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) | |||||
Экскурсия в осенний парк Определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям, веточкам, плодам. | Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) Определение названийлиственных и хвойных деревьев по листьям,веточкам, плодам Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | ||||||
| Экскурсия в осенний парк | Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
| Подготовка отчетов по материалам экскурсии | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ внеаудиторное занятия | У (3), ч.1, с. 89-90 Т(3), ч.1, с. 32-33 | ||||
| Отчеты по материалам наблюдений экскурсии. | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: отбор лучших фотографий и рисунков в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» | |||||
| Отчеты по материалам наблюдений экскурсии | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: отбор лучших фотографий и рисунков в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» . | У(3), ч.1, с. 104-110, 157 Т(3), ч.1, с. 39-41 Х(3), с. 61-68 Хрестоматия, 1 кл., с.13). с.44-45 | ||||
| Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» | Аудиторные занятия: чтение, пересказ статей из хрестоматии, опытное исследование веточки тополя и почки с помощью лупы. Зарисовка иллюстрации « Разрез почки | |||||
| Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как зимуют травы, кустарники и деревья» «Учимся различать деревья и кустарники зимой» | Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» | |||||
| Экскурсия в зимний парк Сбор опавших плодов и шишек. | Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом. | |||||
| Экскурсия в зимний парк Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. | Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом. | |||||
| Экскурсия в зимний парк Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом. | Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор оппавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом. | |||||
| Подготовка отчетов по материалам зимней экскурсии в парк | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность внеаудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов ( презентации, рисунки по памяти, фотографии) | |||||
| Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений наступлением зимы» | Аудиторные занятияотборописаний для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
| Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений наступлением зимы»Оформление страниц пособия | Аудиторные занятия Оформление страниц пособия « Опыты, наблюдения, эксперименты» | |||||
| Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами клуба: | Аудиторные занятия – проведение опытов | |||||
| Свойства воздуха Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха | Аудиторные занятия: Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ Экспериментальное исследование свойств воздуха фиксациия этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования). | |||||
| Свойства воздуха Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность | У(3), ч.1, с. 115, 118, 120-122, 158 Т(3), ч.1, с. 43 Х (3), с. 73-76 | ||||
| Свойства воздуха Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха») | Внеаудиторные занятия | |||||
| Свойства воды Распределение обязанностей между членами клуба | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы | |||||
| Свойства воды Постановка опытов, выявляющих свойства воды | Аудиторные занятия – проведение опытов фиксация этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования). | У(3), ч.1, с.122 | ||||
| Свойства воды опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды | |||||
| Свойства воды «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая» | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды | |||||
| Свойства воды Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. | Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации). | |||||
| Свойства воды отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». | Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
| Свойства воды Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды») | Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» этапы постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха | Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса (с.61-63) | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» Распределение обязанностей между членами клуба | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» Посадка семян растений Создание разных условий для их прорастания. | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» Фиксация этапов проведения; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, экспериментов (описание, рисунки, фотографии). | Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия. | |||||
| «Условия, необходимые для развития растений» Отчеты по материалам экспериментальных исследованийнаблюдения,эксперименты». Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» | Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия. |
Тематическое планирование 3 класса
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)
(1 часов в неделю, 34 часа в год)
Дата | № | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации деятельности /форма занятия | Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница | Кол-во часов | УУД | |
3.09 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментов по изучению свойств воды | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы | У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44 | Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Предметные .- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | |||
10.09 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Выявление этапов проведения экспериментов по изучению свойств воды при 3нагревании и охлаждении | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды | У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44 | ||||
17.09 | С4войства воды в жидком сос5тоянии (нагревание, охла6ждение, замерзание) Экспе7риментальное исследо8вание свойств воды | Внеаудиторное занятие – экспериментальное исследование свойств воды описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов. | |||||
24.09 | Свойств9а воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды | Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов; | |||||
1.10 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Подведение итогов. Оформление результатов по исследованию свойств воды | Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
08.10 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Выставка презентаций.«Свойства воды в жидком состоянии» | Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов | |||||
15.10 | Определение прозрачности воды Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментального выявления прозрачности воды | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментального выявления прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема | У (3), ч.1, с. 89-90 Т(3), ч.1, с. 32-33 | ||||
22.10 | Определение прозрачности воды Экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описания (фиксация с помощью фотографий этапов проведения экспериментального исследования. | |||||
29.10 | Определение прозрачности воды Оформление результатов проведенных экспериментов по выявлению прозрачности воды | Внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов. | |||||
2 чет верть 12.11 | Определение прозрачности воды Подведение итогов оформления результатов проведенных экспериментов по выявлению прозрачности воды | Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» | |||||
19.11 | Определение прозрачности воды Выставка презентаций «Определение прозрачности воды» | Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия. | |||||
26.11 | Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами группы для выявления свойств воздуха | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы | |||||
3.12 | Свойства воздуха Опытное исследование свойств воздуха | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении); | У(3), ч.1, с. 104-110, 157 Т(3), ч.1, с. 39-41 Х(3), с. 61-68 | ||||
10.12 | Свойства воздуха Составление плана оформления результатов по выявлению свойств воздуха | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Составление плана оформления результатов. | |||||
17.12 | Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов экспериментальной деятельности | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов | |||||
24.12 | Свойства воздуха Оформление результатов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха | Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации). | |||||
3 чет верть 14.01 | Свойства воздуха Оформление результатов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха (продолжение) | Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации). | |||||
21.01 | Свойства воздуха Подведение итогов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха. | Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия. | |||||
28.01 | Свойства воздуха Выставка презентаций «Свойства воздуха» | Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия. | |||||
4.02 | Дневник наблюдений за погодой Составление словарика научных терминов | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия; | У(3), ч.1, с. 115, 118, 120-122, 158 Т(3), ч.1, с. 43 Х (3), с. 73-76 | ||||
11.02 | Дневник наблюдений за погодой Составление словарика научных терминов (продолжение работы) | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия; | |||||
18.02 | Дневник наблюдений за погодой Конкурс лучших словариков научных терминов | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия; Отборлучших словариков научных терминов | |||||
25.02 | Дневник наблюдений за погодой Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой | Аудиторные занятия – Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой | У(3), ч.1, с.122 | ||||
4.03 | Дневник наблюдений за погодой Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах). | Аудиторные занятия – наблюдение за погодными изменениями и оформление дневника наблюдений. | |||||
11.03 | Дневник наблюдений за погодой Выставка разработок «Дневников наблюдений» за погодой | Аудиторные занятия- Отбор наиболее удобной для использования формы «Дневника наблюдений». | |||||
18.03 | Экскурсия на метеостанцию Наблюдение за погодой в течение недели. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков. | Внеаудиторное занятие: Наблюдение за погодой. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков. | |||||
3 четверть 1.04 | Дневник наблюдений за погодой Подготовка к конкурсу на лучшее оформление наблюдений за погодой в « Дневнике наблюдений» | Аудиторное занятие обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов | |||||
08.04 | Дневник наблюдений за погодой Конкурс на лучшее оформление наблюдений за погодой в « Дневнике наблюдений» | Аудиторное занятие : обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия | |||||
15.04 | Почва и ее состав Распределение обязанностей между членами группы по изучению состава почвы | Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы для опытного исследование состава почвы, выявления, описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы. | |||||
22.04 | Почва и ее состав Изучение состава почвы | Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксация с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы. | |||||
29.04 | Почва и ее состав Составление плана для описания этапов проведения опытов по исследованию состава почвы... | Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия Составление плана для описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы. | |||||
6.05 | Почва и ее состав Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов описания исследования состава почвы. | Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы. | |||||
13.05 | Почва и ее состав Оформление результатов экспериментальной деятельности по исследованию состава почвы. | Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации). | |||||
20.05 | Почва и ее состав Подготовка материалов по результатам проведения опытов исследования состава почвы к выставке Выставка презентаций | Аудиторные занятия выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия |
Тематическое планирование
Класс
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)
(1 часов в неделю, 34 часа в год)
№ | Дата | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Деятельность обучающихся Форма организации деятельности /форма занятия | Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница | УУД |
03.09. | Вводное занятие. История возникновения названия родного города. Историческое прошлое города Вологды. | Аудиторное занятие: Знакомство с историей возникновения названия родного города; название области, где находится город; Распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города и об его историческом прошлом: 1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименования книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации из интернета (поручается школьникам, владеющимиинтернпет-ресурсами); 4) собеседование с приглашенными ветеранами войны и труда | У-2, ч.2 (с. 93–95) У-3, ч.2 (с. 115, 120) У-4, ч.1 (с. 123–125) Т-4 № 1 (с. 38–39) | Личностные УУД: базовые историко-культурные представления Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели | |
10.09. | Книги, рассказывающие об истории возникновения названия города Вологда | Аудиторное занятие. Занятие в библиотеке Книги, рассказывающие об истории возникновения названия города Вологда | Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | ||
17.09. | Историческое прошлое города Вологды. Сообщения членов клуба об истории возникновения названия города. | Аудиторное занятие. Сообщения членов клуба об истории возникновения имени населенного пункта на основании статей из учебников 2, 3, 4 классов. | |||
24.09. | Историческое прошлое города Вологды. Работа с контурной картой Вологодской области. | Аудиторное занятие. Работа с контурной картой Вологодской области (см. Тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру) | |||
1.10. | Экскурсия в краеведческий музей «Историческое прошлое города Вологды». | Внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии. | |||
08.10. | Экскурсия в краеведческий музей «Историческое прошлое города Вологды». | Внеаудиторное занятие : посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии. | |||
15.10. | История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды. Подготовка презентации о посещении краеведческого музея | Внеаудиторное занятие: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта; | Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; Регулятивные УУД: Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели | ||
22.10. | История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды Обработка информации. | Внеаудиторное занятие : описание (фиксация с помощью фотографий); сбора информации о возникновении и истории г. Вологда | |||
29.10. | История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды Отбор материалов для выставки | Аудиторные занятия - отбор материалов для выставки презентаций по теме «Родной край – часть великой России. Оформление результатов. | |||
| 12.11. | Выставка презентаций по теме «Родной край – часть великой России» | Аудиторное занятие: подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Родной край – часть великой России» | Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; Регулятивные УУД: планирование своих действий Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | |
| 19.11. | Поверхность родного края и ее охрана. | Аудиторное занятие Деление членов клуба на три группы. Распределение тем докладов между группами, с целью подготовки сообщений: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон), поверхность и водоемы родного края», «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» | У-4, ч.1 (с. 124, 129–132, 189) Т-4 № 1 (с. 41–42) | |
| 26.11. | Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия в парк | Внеаудиторное занятие: Экскурсия в парк с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду | ||
| 03.12. | Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия в парк (продолжение) | Внеаудиторное занятие: Экскурсия в парк с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду. | ||
| 10.12. | Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия на речку Содема | Внеаудиторное занятие: Экскурсия на речку с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду. | Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру Регулятивные УУД: Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели | |
| 17.12. | Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия на речку Содема (продолжение) | Внеаудиторное занятие: Экскурсия на речку с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду. | ||
| 24.12. | Поверхность родного края и ее охрана. | Внеаудиторное занятие: Подготовка отчетов, фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе. | Личностные УУД: формирование интереса к себе и окружающему миру; гражданская идентичность (восприятие мира как единого целостного) Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели | |
| 14.01. | Поверхность родного края и ее охрана. | Аудиторное занятие Разработка весеннего плана мероприятий по охране поверхности земли города (парка, речки.). Сообщение групп. Например: – план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), – разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», – подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц, – определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев). | Личностные УУД: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Познавательные УУД: Развитие интереса к познанию мира природы; потребности к осуществлению экологически сообразных поступков; Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом | |
| 21.01. | Поверхность родного края и ее охрана. Сообщения о плане мероприятий по охране поверхности земли города, | Аудиторное занятие сообщения групп о весеннем плане мероприятий по охране поверхности земли города, подготовка презентаций. | ||
| 28.01. | Поверхность родного края и ее охрана. Отбор лучших презентаций. | Аудиторное занятие отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России», | ||
| 04.02. | Достопримечательности Родного края | Аудиторное занятие: вводная беседа о достопримечательностях родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.). | У-4, ч.1 (с. 140–147) Т-4, № 1 (с. 44–45) | Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия Регулятивные УУД: ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий |
| 11.02. | Достопримечательности Родного края. Выбор темы презентаций. | Аудиторное занятие: ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края. Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д. Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). | ||
| 18.02. | Экскурсия «Вологда – культурная столица Русского севера» | Внеаудиторное занятие: обзорная экскурсия по городу с осмотром основных достопримечательностей города | ||
| 25.02 | Экскурсия «Вологда – культурная столица Русского севера» | Внеаудиторное занятие: обзорная экскурсия по городу с осмотром основных достопримечательностей города | ||
| 04.03. | «Вологда – культурная столица Русского севера» | Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России», | Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий Регулятивные УУД Овладевать учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение | |
| 11.03. | Экскурсия «Вологда в годы войны» | Внеаудиторное занятие: Посещение краеведческого музея с целью знакомства с военными годами Вологды | ||
| 18.03 | «Вологда в годы войны» | Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России», | ||
| 1.04. | «Вологда в годы войны» (Защита презентаций) | Аудиторные занятия: Защита презентаций «Вологда в годы войны» | ||
| 08.04. | Экскурсия в Семенково – музей деревянного зодчества. Знакомство с народными промыслами | Внеаудиторное занятие: Посещение д.Семенково – музея деревянного зодчества. С целью знакомства с народными промыслами | ||
| 15.04. | Экскурсия в Семенково – музей деревянного зодчества. Знакомство с народными промыслами | Внеаудиторное занятие: Посещение д. Семенково – музея деревянного зодчества. С целью знакомства с народными промыслами | ||
| 22.04 | Народные промыслы Вологодчины Отбор материала экскурсии | Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России», | Личностные УУД: Получение базовых историко-культурных представлений Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации | |
| 29.04 | Экскурсия в Усадьбу Можайское | Внеаудиторное занятие: Посещение музея с целью знакомства свологжанами внесшими вклад в развитие авиации и космонавтики», | ||
| 6.05 | «Вклад вологжан в развитие авиации и космонавтики», | Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России», | ||
| 13.05 | Достопримечательности Родного края | Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). | Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; Регулятивные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературыСамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.; | |
| 20.05 | Достопримечательности Родного края Выставка презентаций | Аудиторные занятия: выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Родной край – часть великой России», | ||
| Достопримечательности Родного края Оформление пособия | Аудиторные занятия: Оформление пособия для пособия внеурочной деятельности «Родной край – часть великой России», |