Начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)

(1 часов в неделю, 34 часа в год)

Дата Тема аудиторного и внеаудиторного занятия Форма организации деятельности /форма занятия Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница Кол-во часов УУД  
    Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений», «Идет ли листопад в безветренную погоду» Чтение учащимися статей из хрестоматии с.12-15 Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Предметные .- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости   Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять  
    Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период. «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад? «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна»   Чтение учащимися статей Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам шишкам У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44  
    Вводная беседа перед Экскурсией в осенний парк «Правила поведения во время передвижения и на природе»    
 
  1. определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям
Экскурсия в осенний парк Определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий)  
    Экскурсия в осенний парк Определениеназваниялиственных и хвойныхдеревьев по листьям, веточкам, плодам. Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) Определение названийлиственных и хвойных деревьев по листьям,веточкам, плодам Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов  
 
Экскурсия в осенний парк Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов  
   
 
Подготовка отчетов по материалам экскурсии Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ внеаудиторное занятия   У (3), ч.1, с. 89-90 Т(3), ч.1, с. 32-33    
 
Отчеты по материалам наблюдений экскурсии. Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: отбор лучших фотографий и рисунков в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»      
 
Отчеты по материалам наблюдений экскурсии Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: отбор лучших фотографий и рисунков в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» .     У(3), ч.1, с. 104-110, 157 Т(3), ч.1, с. 39-41 Х(3), с. 61-68     Хрестоматия, 1 кл., с.13).   с.44-45  
 
Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» Аудиторные занятия: чтение, пересказ статей из хрестоматии, опытное исследование веточки тополя и почки с помощью лупы. Зарисовка иллюстрации « Разрез почки  
 
Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период. Вводное занятие перед экскурсией «Как зимуют травы, кустарники и деревья» «Учимся различать деревья и кустарники зимой» Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»    
 
Экскурсия в зимний парк Сбор опавших плодов и шишек. Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом.    
 
Экскурсия в зимний парк Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам.   Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом.        
 
Экскурсия в зимний парк Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом. Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим шишкам, плодам. Сбор оппавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев , покрытых листьями- иголками и снегом.  
 
Подготовка отчетов по материалам зимней экскурсии в парк Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность внеаудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов ( презентации, рисунки по памяти, фотографии)  
 
Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений наступлением зимы» Аудиторные занятияотборописаний для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов  
 
Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений наступлением зимы»Оформление страниц пособия Аудиторные занятия Оформление страниц пособия « Опыты, наблюдения, эксперименты»  
 
Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами клуба: Аудиторные занятия – проведение опытов  
 
Свойства воздуха Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха Аудиторные занятия: Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ Экспериментальное исследование свойств воздуха фиксациия этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования).    
 
Свойства воздуха Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность У(3), ч.1, с. 115, 118, 120-122, 158 Т(3), ч.1, с. 43 Х (3), с. 73-76  
 
Свойства воздуха Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 3 «Свойства воздуха»)   Внеаудиторные занятия  
 
Свойства воды Распределение обязанностей между членами клуба Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы  
 
Свойства воды Постановка опытов, выявляющих свойства воды Аудиторные занятия – проведение опытов фиксация этапов проведения каждого из них (посредством описания, зарисовки фотографирования). У(3), ч.1, с.122    
 
Свойства воды опыты, например: «Вода плохо проводит тепло» Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды    
 
Свойства воды «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая» Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды    
 
Свойства воды Подготовка презентаций: фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).    
 
Свойства воды отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов      
 
Свойства воды Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» (глава 4 «Свойства воды»)   Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов    
 
«Условия, необходимые для развития растений» этапы постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха Аудиторные занятия (6 ч): групповая работа: чтение текста из учебника 2-го класса (с.61-63)    
 
«Условия, необходимые для развития растений» Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия:      
 
«Условия, необходимые для развития растений» Распределение обязанностей между членами клуба Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы    
 
«Условия, необходимые для развития растений» Посадка семян растений Создание разных условий для их прорастания. Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия:    
 
«Условия, необходимые для развития растений» Фиксация этапов проведения; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, экспериментов (описание, рисунки, фотографии). Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.    
 
«Условия, необходимые для развития растений» Отчеты по материалам экспериментальных исследованийнаблюдения,эксперименты». Оформление страниц пособия«Опыты, наблюдения, эксперименты» Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.    

Тематическое планирование 3 класса

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)

(1 часов в неделю, 34 часа в год)

Дата Тема аудиторного и внеаудиторного занятия Форма организации деятельности /форма занятия Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница Кол-во часов УУД  
3.09 Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментов по изучению свойств воды Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44 Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию. Регулятивные -- целеполагание; -- планирование; -- прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; --коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Личностные Действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Предметные .- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости   Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.  
10.09 Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Выявление этапов проведения экспериментов по изучению свойств воды при 3нагревании и охлаждении Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное исследование свойств воды У (3), ч.1, с.59-62, 157 Т(3), ч.1, с. 23 Х(3) с. 43-44  
17.09 С4войства воды в жидком сос5тоянии (нагревание, охла6ждение, замерзание) Экспе7риментальное исследо8вание свойств воды Внеаудиторное занятие – экспериментальное исследование свойств воды описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов.  
24.09 Свойств9а воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды Внеаудиторное занятие – описание (фиксация с помощью фотографий) этапов постановки одного из опытов;  
1.10 Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Подведение итогов. Оформление результатов по исследованию свойств воды Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов  
08.10 Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) Выставка презентаций.«Свойства воды в жидком состоянии» Аудиторные занятия - отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов  
   
15.10 Определение прозрачности воды Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментального выявления прозрачности воды   Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы для проведения экспериментального выявления прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема   У (3), ч.1, с. 89-90 Т(3), ч.1, с. 32-33    
22.10 Определение прозрачности воды Экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность/ аудиторные занятия: Экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описания (фиксация с помощью фотографий этапов проведения экспериментального исследования.    
29.10 Определение прозрачности воды Оформление результатов проведенных экспериментов по выявлению прозрачности воды Внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов.      
2 чет верть 12.11 Определение прозрачности воды Подведение итогов оформления результатов проведенных экспериментов по выявлению прозрачности воды Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»  
19.11 Определение прозрачности воды Выставка презентаций «Определение прозрачности воды»   Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.  
26.11 Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами группы для выявления свойств воздуха Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы    
3.12 Свойства воздуха Опытное исследование свойств воздуха Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении); У(3), ч.1, с. 104-110, 157 Т(3), ч.1, с. 39-41 Х(3), с. 61-68      
10.12 Свойства воздуха Составление плана оформления результатов по выявлению свойств воздуха Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Составление плана оформления результатов.  
17.12 Свойства воздуха Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов экспериментальной деятельности Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов  
24.12 Свойства воздуха Оформление результатов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).  
3 чет верть 14.01 Свойства воздуха Оформление результатов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха (продолжение) Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).  
21.01 Свойства воздуха Подведение итогов экспериментальной деятельности по выявлению свойств воздуха. Аудиторные занятия: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.  
28.01 Свойства воздуха Выставка презентаций «Свойства воздуха» Аудиторные занятия: показ презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.    
4.02 Дневник наблюдений за погодой Составление словарика научных терминов Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия; У(3), ч.1, с. 115, 118, 120-122, 158 Т(3), ч.1, с. 43 Х (3), с. 73-76  
11.02 Дневник наблюдений за погодой Составление словарика научных терминов (продолжение работы) Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия;  
18.02 Дневник наблюдений за погодой Конкурс лучших словариков научных терминов Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность /вводные аудиторное занятия; Отборлучших словариков научных терминов  
25.02 Дневник наблюдений за погодой Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой Аудиторные занятия – Изучение условных знаков для ведения «Дневника наблюдений» за погодой У(3), ч.1, с.122    
4.03 Дневник наблюдений за погодой Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах). Аудиторные занятия – наблюдение за погодными изменениями и оформление дневника наблюдений.    
11.03 Дневник наблюдений за погодой Выставка разработок «Дневников наблюдений» за погодой Аудиторные занятия- Отбор наиболее удобной для использования формы «Дневника наблюдений».    
18.03 Экскурсия на метеостанцию Наблюдение за погодой в течение недели. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков. Внеаудиторное занятие: Наблюдение за погодой. Запись погоды в «Дневник наблюдений» с помощью условных знаков.    
3 четверть 1.04 Дневник наблюдений за погодой Подготовка к конкурсу на лучшее оформление наблюдений за погодой в « Дневнике наблюдений» Аудиторное занятие обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов    
08.04 Дневник наблюдений за погодой Конкурс на лучшее оформление наблюдений за погодой в « Дневнике наблюдений» Аудиторное занятие : обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия    
15.04 Почва и ее состав Распределение обязанностей между членами группы по изучению состава почвы Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Распределение обязанностей между членами группы для опытного исследование состава почвы, выявления, описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.    
22.04 Почва и ее состав Изучение состава почвы Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия: Опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксация с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.    
29.04 Почва и ее состав Составление плана для описания этапов проведения опытов по исследованию состава почвы... Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия Составление плана для описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.    
6.05 Почва и ее состав Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов описания исследования состава почвы. Групповая и коллективная деятельность /аудиторные занятия Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов описания или фиксации с помощью фотографий (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы.    
13.05 Почва и ее состав Оформление результатов экспериментальной деятельности по исследованию состава почвы. Внеаудиторное занятие – оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации).    
20.05 Почва и ее состав Подготовка материалов по результатам проведения опытов исследования состава почвы к выставке Выставка презентаций Аудиторные занятия выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия    

Тематическое планирование

Класс

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

(основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное)

(1 часов в неделю, 34 часа в год)

Дата Тема аудиторного и внеаудиторного занятия Деятельность обучающихся Форма организации деятельности /форма занятия Уч. пособие/ (класс) У – учебник Т – тетрадь ч – часть Х – хрестом. с – страница УУД
  03.09. Вводное занятие. История возникновения названия родного города. Историческое прошлое города Вологды. Аудиторное занятие: Знакомство с историей возникновения названия родного города; название области, где находится город; Распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города и об его историческом прошлом: 1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименования книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации из интернета (поручается школьникам, владеющимиинтернпет-ресурсами); 4) собеседование с приглашенными ветеранами войны и труда   У-2, ч.2 (с. 93–95) У-3, ч.2 (с. 115, 120) У-4, ч.1 (с. 123–125) Т-4 № 1 (с. 38–39) Личностные УУД: базовые историко-культурные представления Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели
  10.09. Книги, рассказывающие об истории возникновения названия города Вологда Аудиторное занятие. Занятие в библиотеке Книги, рассказывающие об истории возникновения названия города Вологда   Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы
  17.09. Историческое прошлое города Вологды. Сообщения членов клуба об истории возникновения названия города. Аудиторное занятие. Сообщения членов клуба об истории возникновения имени населенного пункта на основании статей из учебников 2, 3, 4 классов.  
  24.09. Историческое прошлое города Вологды. Работа с контурной картой Вологодской области. Аудиторное занятие. Работа с контурной картой Вологодской области (см. Тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру)  
  1.10. Экскурсия в краеведческий музей «Историческое прошлое города Вологды». Внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.  
  08.10. Экскурсия в краеведческий музей «Историческое прошлое города Вологды». Внеаудиторное занятие : посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.  
  15.10. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды. Подготовка презентации о посещении краеведческого музея Внеаудиторное занятие: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта;   Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; Регулятивные УУД: Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели  
  22.10. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды Обработка информации. Внеаудиторное занятие : описание (фиксация с помощью фотографий); сбора информации о возникновении и истории г. Вологда  
  29.10. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города Вологды Отбор материалов для выставки Аудиторные занятия - отбор материалов для выставки презентаций по теме «Родной край – часть великой России. Оформление результатов.  
12.11. Выставка презентаций по теме «Родной край – часть великой России» Аудиторное занятие: подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Родной край – часть великой России»   Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; Регулятивные УУД: планирование своих действий Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
19.11. Поверхность родного края и ее охрана. Аудиторное занятие Деление членов клуба на три группы. Распределение тем докладов между группами, с целью подготовки сообщений: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон), поверхность и водоемы родного края», «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)»   У-4, ч.1 (с. 124, 129–132, 189) Т-4 № 1 (с. 41–42)
26.11. Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия в парк Внеаудиторное занятие: Экскурсия в парк с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду    
03.12. Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия в парк (продолжение) Внеаудиторное занятие: Экскурсия в парк с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.    
10.12. Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия на речку Содема Внеаудиторное занятие: Экскурсия на речку с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.   Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру Регулятивные УУД: Овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели  
17.12. Поверхность родного края и ее охрана. Экскурсия на речку Содема (продолжение) Внеаудиторное занятие: Экскурсия на речку с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.    
24.12.   Поверхность родного края и ее охрана.   Внеаудиторное занятие: Подготовка отчетов, фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.     Личностные УУД: формирование интереса к себе и окружающему миру; гражданская идентичность (восприятие мира как единого целостного) Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной цели  
14.01. Поверхность родного края и ее охрана.   Аудиторное занятие Разработка весеннего плана мероприятий по охране поверхности земли города (парка, речки.). Сообщение групп. Например: – план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), – разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», – подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц, – определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).   Личностные УУД: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Познавательные УУД: Развитие интереса к познанию мира природы; потребности к осуществлению экологически сообразных поступков; Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом    
21.01. Поверхность родного края и ее охрана. Сообщения о плане мероприятий по охране поверхности земли города, Аудиторное занятие сообщения групп о весеннем плане мероприятий по охране поверхности земли города, подготовка презентаций.    
28.01. Поверхность родного края и ее охрана. Отбор лучших презентаций.   Аудиторное занятие отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России»,    
04.02. Достопримечательности Родного края Аудиторное занятие: вводная беседа о достопримечательностях родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.).   У-4, ч.1 (с. 140–147) Т-4, № 1 (с. 44–45) Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия Регулятивные УУД: ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий
11.02. Достопримечательности Родного края. Выбор темы презентаций. Аудиторное занятие: ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края. Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д. Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.).  
18.02. Экскурсия «Вологда – культурная столица Русского севера» Внеаудиторное занятие: обзорная экскурсия по городу с осмотром основных достопримечательностей города    
25.02 Экскурсия «Вологда – культурная столица Русского севера» Внеаудиторное занятие: обзорная экскурсия по городу с осмотром основных достопримечательностей города    
04.03. «Вологда – культурная столица Русского севера» Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России»,   Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий Регулятивные УУД Овладевать учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение
11.03. Экскурсия «Вологда в годы войны» Внеаудиторное занятие: Посещение краеведческого музея с целью знакомства с военными годами Вологды  
18.03 «Вологда в годы войны» Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России»,  
1.04. «Вологда в годы войны» (Защита презентаций) Аудиторные занятия: Защита презентаций «Вологда в годы войны»  
08.04. Экскурсия в Семенково – музей деревянного зодчества. Знакомство с народными промыслами Внеаудиторное занятие: Посещение д.Семенково – музея деревянного зодчества. С целью знакомства с народными промыслами  
15.04. Экскурсия в Семенково – музей деревянного зодчества. Знакомство с народными промыслами Внеаудиторное занятие: Посещение д. Семенково – музея деревянного зодчества. С целью знакомства с народными промыслами  
22.04   Народные промыслы Вологодчины Отбор материала экскурсии Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России»,   Личностные УУД: Получение базовых историко-культурных представлений Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации
29.04 Экскурсия в Усадьбу Можайское Внеаудиторное занятие: Посещение музея с целью знакомства свологжанами внесшими вклад в развитие авиации и космонавтики»,  
6.05 «Вклад вологжан в развитие авиации и космонавтики», Аудиторные занятия: Отбор материала экскурсии для оформления пособия «Родной край – часть великой России»,  
13.05 Достопримечательности Родного края Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.).   Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; Регулятивные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературыСамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.;
20.05 Достопримечательности Родного края Выставка презентаций Аудиторные занятия: выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Родной край – часть великой России»,    
  Достопримечательности Родного края Оформление пособия Аудиторные занятия: Оформление пособия для пособия внеурочной деятельности «Родной край – часть великой России»,    

Наши рекомендации