Армяне утверждают, что Сталин отделил Карабах от Армении и передал Азербайджану
- Ничего подобного не было. Постановка вопроса ошибочна. Карабах никогда не был в составе Армении. Такими ошибочными утверждениями обманывают общественное мнение, якобы некогда Карабах был в составе Армении, а затем Сталин взял да и отдал его Азербайджану. Таким образом, армяне просто хотели воспользоваться антисталинской кампанией, начавшейся после распада СССР. А на самом деле все было совершенно наоборот.
И нагорная, и низменная части Карабаха исторически были едины и всегда были и признавались составной частью Азербайджана. Именно по инициативе Москвы, с помощью Сталина нагорная часть Карабаха как административная единица была отделена от его низменной части, и созданием в июле 1923 года в составе Азербайджана Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) под это образование была заложена мина замедленного действия.
В то время руководство Азербайджана допустило очень серьезную ошибку. Если обратить внимание хотя бы только на названия населенных пунктов при включении их в состав создававшегося НКАО, то сразу можно увидеть, что на 90% их топонимика азербайджанская. Кроме этого, если обратить внимание на материалы Центрального Государственного Архива Советской Армии, то среди них можно найти очень ценные документы, описывающие азербайджано-армянскую границу. Например, один из них называется “Описание границ бесспорной территории Азербайджанской Социалистической Республики с Арменией”. В нем говорится: “Граница Азербайджана с Арменией идет по прежней административной границе Сурмалинского уезда до реки Аракса, проходит через Эриванский уезд через сел. Агамзалы, Баш Гярны и Имирзин и следует затем по границе Ново-Баязетского и Шаруро-Даралагезского уездов, сворачивая потом по озеру Гокча (ныне Севан) так, что селение Гюзель-Дара отходит к Армении, а села Таш-Кент и Басаркечар к Азербайджану. Граница разделяет озеро Гекча пополам и затем идет по границе Гянджинской губернии и так, что село Чубухлу остается за Арменией, а весь остальной восточный берег озера Гекча - за Азербайджаном.
На основании этой границы в территорию Азербайджана входят целиком вся Гянджинская губерния и все уезды - Сурмалинский, Нахичеванский и Шаруро-Даралагезский Эриванской губернии, а также южная часть Эриванского уезда с селами Камарлю, Беюк-Веди и Давалу и восточная часть Ново-Баязетского”.
Очередная кампания, связанная с Нагорным Карабахом, началась после Второй мировой войны. Одновременно с притязаниями на Карскую и Эрдаханскую области Турции, имело место и написание 28 ноября 1945 года секретарем Коммунистической партии Армении Г. Арутюновым письма И.Сталину о присоединении НКАО к Армении. И.Сталин передал это письмо на рассмотрение Г.Маленкову, а тот - секретарю Коммунистической партии Азербайджана М.Д. Багирову, чтобы тот выразил свое мнение.
Сохранилось письмо М.Д. Багирова Г.Маленкову от 10 декабря 1945 года. В этом письме М.Д. Багиров говорит о том, что он не считает приемлемым присоединение НКАО к Армении, но если Москва настаивает, то он считает возможным не передачу НКАО, а обмен территориями.
Далее М.Д. Багиров писал, что этот вопрос можно рассмотреть, но с условием, что, во-первых, город Шуша не может быть предметом обсуждений, во-вторых, полностью состоящие из азербайджанцев районы Армении Веди, Гарабаглар и Азизбековский будут переданы Азербайджану, и, в-третьих, районы Дербенд и Гасымкент, до недавнего времени принадлежавшие Азербайджану, будут возвращены ему. После такого ответа Москва больше не возвращалась к вопросу об изменении границ.
Однако в декабре 1947 года руководство Армении добилось принятия подписанного И. Сталиным постановления о переселении азербайджанцев из Армении. И это вовсе не было связано с обеспечением сельского хозяйства Азербайджана рабочей силой, как это говорилось в постановлении. Дело было в том, что для обоснования территориальных притязаний к Турции Москва в декабре 1945 года объявила о постановлении Совета Народных Комиссаров о репатриации живущих за рубежом армян в Советскую Армению, предполагалось переселить 360-400 тыс. армян. Вопреки ожиданиям, это решение было плохо воспринято в мире. В 1947 году в связи с этим постановлением немногим более 50 тыс. армян уже прибыли в Советскую Армению. А в целом за 1946-49 гг. количество репатриантов не превысило 90 тыс. Но когда отторгнуть земли от Турции не удалось, тогда для решения вопроса о размещении репатриантов было принято постановление о переселении азербайджанцев из Армении. Об этом сохранилось письмо Г. Арутюнова и М.Д. Багирова к И. Сталину от 3 декабря 1947 года. В письме обосновывалось, что это переселение проводится именно с целью обеспечения прибывших из-за рубежа армян землей, улучшения их жилищно-бытовых условий.
За две недели до составления этого письма, в Москве на Политбюро 21 ноября был обсужден вопрос о Компартии Азербайджана. Даже сегодня доступ к этим документам, хранящимся в Российском Государственном архиве социально-политической истории, закрыт. А на Политбюро произошло такое, что М.Д. Багиров 3 декабря дал согласие на переселение азербайджанцев из Армении. Представьте себе, 100 тысяч азербайджанцев, у которых были отняты дома и имущество, были депортированы из родных мест, где их предки проживали тысячелетиями.
Отношение переселяемого населения к депортации было крайне негативным. 3 мая 1948 года за подписью министра внутренних дел Армянской ССР генерал-майора Григоряна на 11 страницах был составлен такой документ - “Справка о настроениях среди азербайджанского населения Армении в связи с предстоящим его переселением в Азербайджанскую ССР”. В документе говорилось: “Нами были зафиксированы многочисленные факты высказываний об их нежелании переезжать на новое местожительство, посещения некоторыми из них кладбищ, где они оплакивали могилы родных и молились о том, чтобы их не переселили”. Такова была утверждаемая самими армянами правда о депортации 100 тысяч азербайджанцев из Армении.