Методические рекомендации по изучению раздела

При освоении раздела необходимо:

§ объяснить термины практического занятия с опорой глоссарий, на учебную литературу и Интернет-ресурсы

§ выполнить задания по теме практического занятия: определить первоисточник отрывка текста, определить о каком историческом, культурном событии или историческом деятеле в тексте идет речь. Кроме того, студент должен выполнить задания на сопоставление культурологического, исторического или лингвистического термина и его описания, изображения, атрибута или эпитетов и мифологического героя, изображения и архитектурного памятника и т.п. В учебном пособии предлагаются задания творческого характера (драматизация мифологической сцены).

Тема 1: ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Проблема датировки истории Древнего мира

2. Древние цивилизации Месопотамии

2.1. Происхождение шумеров

2.2. История Древнего Шумера

2.2. Шумерские города

2.3. Искусство шумеров

2.4. Аккадское царство

2.5. История Вавилона

2.6. Вавилон как символ христианской эсхатологии

2.6. История Ассирийской империи

2.7. Шумеро-аккадская (вавилоно-ассирийская мифология)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. Каким образом датируются начало и конец истории Древнего мира? С каким событием связан конец истории Древнего мира?

2. Что означает слово «шумер»? Когда и на каких территориях существовала цивилизация шумеров?

3. Имя какого из шумерских правителей переводится на русский язык как «Предок героя»? О чем повествуется в поэме «Гильгамеш и Агга»? Вокруг какого города Гильгамешу удалось организовать военный союз?

4. В результате чего возникло древнее государство Аккада? Какие территории включало в себя Аккадское государство? Как назывались данные территории после падения Аккада?

5. Когда и где существовала цивилизация Вавилона? С каким из правителей связано первое возвышение Вавилона? Почему Вавилон называют первым в истории мегаполисом? Почему Вавилон имел дурную славу в Древнем мире? Какое значение Вавилон имеет в христианской эсхатологии?

6. Какой из архитектурных памятников Вавилона называется в переводе на русский язык «Дом основания неба и земли»? Прототипом чего он является?

7. При каком из правителей Вавилона были построены «висячие сады Семирамиды»? Каково их истинное название?

8. Как пало Вавилонское царство? Каковы различные версии этого события?

Кто из великих полководцев Древнего мира сделал Вавилон своей резиденцией?

9. Какое древнее государство считается первой империей в мире? Кто был основателем Ассирийской империи?

10. Каким образом ассирийский правитель Синаххериб подавил восстание в Вавилоне? Чем характеризовалась завоевательная политика ассирийских правителей в целом?

11. Какие источники включала в себя крупнейшая библиотека Древнего мира Ашшурбанапала?

12. Какие легенды связаны с ассирийской правительницей Шаммурамат?

13. Кто из богов Месопотамии имеет исключительно положительные, кто – противоречивые функции? Кого из богов можно назвать «трикстером»?

14. Как древние шумеры и вавилоняне представляли себе создание мира? Каким образом управлялся ход развития мира?

15. Какие образы шумерских богов легли позже в основу литературы ужасов?

16. Кто из богов являлся инициатором Всемирного потопа? Кому из шумерских царей удалось спастись во время Всемирного потопа и почему?

17. Как древние жители Месопотамии понимали антропогонию? Почему, согласно мифам, появились не совсем «удачные» люди?

18. Какой из шумерских мифов перекликается с библейской историей изгнания первых людей из рая?

ГЛОССАРИЙ

& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные

I. история цивилизации: Древний мир, Междуречье (Месопотамия), Шумер, Дильмун, Царский список, ном, зиккурат, Урук, Саргон Аккадский, Вавилон, Хаммураппи, Навуходоносор II, ворота Иштар, Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды, пир Валтасара, Кир Великий, Ассирия, Синаххериб, Ассархаддон, легенда о Семирамиде, библиотека Ашшурбанипала

II. мифология: космогония, пантеон, теогония, антропогонический миф, модель мира, солярный миф, хтоническое божество, демиург, культурный герой, трикстер, Мэ, Тиамат, Апсу, Ану, Энки, Ки, Энлиль, Мардук, Син, Шамаш, Инанна (Иштар, Астарта), Ашшур, Адапа, Зиусудра (Атрахасис, Утнапиштим)

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

@ 1. Определите, о каком из аккадских правителей идет речь в приведенном отрывке из памятника письменности.

Я – Шаррукин, царь могучий, царь Аккада.

Мать моя – жрица, отца я не видал.

Брат моего отца в горах обитает.

Град мой – Ацупирану, что лежит на берегах Евфрата.

Понесла меня мать моя, жрица,

Родила меня втайне,

Положила в тростниковый ящик.

Вход закрыла смолою,

Бросила в реку, что меня не затопила.

Подняла река и понесла меня к Акки-водоносу.

Акки-водонос меня садовником сделал.

Акки-водонос воспитывал меня как сына.

Когда садовником был, богиня Иштар меня полюбила.

В пятьдесят четыре года на царстве был я.

Людьми черноголовыми я владел и правил

И поднимался я на высокие горы,

Преодолел я низкие горы,

Страну морскую я трижды осаждал

Дильмун победил я!

@ 2. Определите, какому из правителей Аккада, Вавилона или Ассирии принадлежит изображение

Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 1 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис.3

@ 3. Определите, какие из скульптурных памятников Месопотамии представлены на фото

Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 1 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 2

@ 4. Определите, какие архитектурные памятники Месопотамии изображены на фото

Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 1 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 2
Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 3 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 4

® 5. Определите, о ком из Вавилонских правителей повествуется в стихотворении

И царь схватил святой сосуд.
«Вина!» Вино до края льют.
Его до дна он осушил
И с пеной у рта возгласил:
«Во прах, Егова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»
Лишь с уст сорвался дерзкий клик,
Вдруг трепет в грудь царя проник.
Кругом угас немолчный смех,
И страх и холод обнял всех.
В глуби чертога на стене
Рука явилась — вся в огне…
И пишет, пишет. Под перстом
Слова текут живым огнём.

Генрих Гейне, Валтасар

® 6. Определите, кому из ассирийских правителей посвящено стихотворение В.Брюсова

® Я — Вождь земных царей и Царь ………….., Владыки и вожди, вам говорю я: Горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон, Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
® Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: Горе!
® Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? Деянья всех людей, — как тень в безумном сне...
® Мечта о подвигах — как детская забава, Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь ………………….!
® 7. Определите, кем из ассирийских правителей написано данное стихотворение элегического характера Богу и людям, живым и мертвым, я делал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне. Не прекращается в стране война, а в доме раздор.
Смута, злословие постоянно ополчаются на меня. Дурное настроение и болезнь тела сгибают мою фигуру. Среди вздохов и стонов я провожу дни.
В день моего городского бога (Ашшура), в день праздника, я расстроен. Должна прикончить меня смерть

J 8. Определите, к кому из богов или богинь относятся указанные эпитеты: Пресноводный океан; Ребенок-солнце; Владыка низа; Владычица лесной горы; Владыка-ветер; Тот, чьи слова неизменны; Владыка дня; Солнце мертвых душ

@ 9. Определите, кто из шумеро-аккадских (вавилоно-ассирийских) богов или героев изображен на фото

  Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 1 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 2 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 3
Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 4 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 5 Методические рекомендации по изучению раздела - student2.ru Рис. 6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 1. А – К

2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Российская энциклопедия, 1994. – Т. 2. К – Я

3. Титаренко, И.Н. История культуры Древнего Востока / И.Н. Титаренко. – Таганрог: Изд – во ТТИ ЮФУ, 2010

Дополнительная литература

1. Афанасьева В.К. Шумерская и аккадская культура / История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989

2. Вигасин, А.А. История Древнего Востока / А.А. Вигасин. – М.: Дрофа, 2006

3. Садаев, Д.Ч. История Древней Ассирии / Д.Ч. Садаев. – М.: Наука, 1979

Тема 2: ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ МЕСОПОТАМИИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Проблемы глоттогенеза

1.1. Теории происхождения языка

1.2. Типы письменностей

2. Шумерский язык

2.1. Строй шумерского языка

2.2. Памятники письменности шумерского языка

3. Аккадский язык

4. Переводы шумеро-аккадской (вавилоно-ассирийской) литературы на русский язык

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. Какая из древних цивилизацией считается самой древней письменной цивилизацией?

2. Какие памятники шумерской и аккадской письменности известны на данный момент?

3. Что в строе языка затрудняет расшифровку шумерских текстов?

4. Как переводится на русский язык набор логограмм «Дом-куча зерна-язык»?

5. Как назывались мужской и женский вариант шумерского языка? Чем они отличались друг от друга?

6. Как в шумерском языке передавалось многократность действия?

7. Какие предметы шумеры относили к одушевленным и неодушевленным существительным?

8. Что означало в шумерском языке междометие «mi»?

9. В какой период шумерский язык был вытеснен аккадским языком?

10. У какого народа аккадцы заимствовали письменность? Что было ими модифицировано?

11. Сколько максимально значений могло иметь аккадское слово?

12. На лексический состав какой группы языков оказала влияние лексика аккадского языка?

13. Каков был порядок слов в шумерском и аккадском языках?

14. Каким языком был вытеснен аккадский язык?

15. Кем был выполнен первый перевод «Эпоса о Гильгамеше на русский язык»? Какой перевод был взят Гумилевым за основу?

16. Кем были выполнены более поздние переводы «Эпоса о Гильгамеше»?

ГЛОССАРИЙ

& Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины или имена собственные

I. глоттогенез: теория происхождения языка;

развитие письменности: предметное письмо, вампум, кипу, пиктографическое письмо, иероглифическое письмо, фонетическое письмо, слоговое письмо, алфавитное письмо, консонантно-вокалическое письмо;

древние языки Месопотамии: шумерский язык, клинопись, логограмма, детерминатив, фонетические комплементы, эмегир, эмесаль, аккадский язык; ассиро-вавилонский язык, лингва франка;

памятники письменности древних языков Месопотамии: табличка из Киша, поэма «Энума элиш», поэма «Эпос о Гильгамеше», Эн-хеду-Ана, Гимны к Инанне;

переводы на русский язык: перевод «Эпоса о Гильгамеше» Николая Гумилева, Владимира Шилейко, Игоря Дьяконова, Семена Липкина

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

N 1. Восстановите верную последовательность этапов развития письменности:алфавитное письмо - пиктографическое письмо - иероглифическое письмо - слоговое письмо - предметное письмо

Наши рекомендации