Из всех составляющих страховочной цепи, только веревка предназначена для растяжения
Силы, возникающие при падении на дэйзи чейн, отличались в зависимости от того, в какую петельку была встегнута масса.
Сшивной нейлоновый дэйзи чейн, общей длиной 54 дюйма (1,37 м) с грузом, пристегнутым к средней петельке, дает в итоге падение на 54 дюйма с пиковой нагрузкой в 2200 фунтов (998 кГ), под действием которой петельки начинают рваться в стиле разрывного амортизатора "Скриммер" (Screamer). И до остановки падения разрываются 4 петельки.
Столько же петелек порвалось, когда груз был пристегнут к одной из них в трети расстояния от конца (что и понятно, так как ни фактор падения, ни материал уса не изменился, а, итоговая нагрузка не зависит от суммарной глубины падения, прим. мои, КБС).
Рис.4. Текстильные сшивные амортизаторы "Screamer" для слабых опор на скалах и льду американской фирмы "Yates Gear Inc.":
1 - "Zipper" Screamer, для опор, усов, штурмовых лесенок и т.п.
2 -Ice Screamer- для ледовых крючьев,
3 -Aids Screamer- для искусственных опор типа закладок,
4 - внешний вид сработавших "скримеров"
5 - осциллограмма усилий при разрушении сшивок амортизатора "Screamer", при испытаниях, проведенных фирмой "McDonnell Douglas Corporation", показывает, что поддерживаемая "скриммером" нагрузка на опоре не превышает 200-250 кГ.
В обоих случаях дэйзи чейн ведет себя как амортизирующие раннеры фирмы "Yates Gear Inc." (Yates Screamer runners), которые имеют конструкцию со сшивками, разрывающимися при определенной нагрузке, и часто используются при искусственном и ледовом лазании, где опоры весьма слабы (Рис.4). Способность петелек дэйзи чейн раскрываться от петли к петле замедляет падение динамически - еще одна причина, наряду с тем, что они более легкие и компактные, чтобы предпочесть сшитые daisy chains связанным узлами.
Однако когда груз пристегнут к самому концу daisy chain и происходит падение на его полную 54-дюймовую длину (падение с фактором 2,0 на общую глубину 2,74 м с той же пиковой нагрузкой, что и предыдущих случаях, прим. мои, КБС) оба образца, подвергнутых столь жестокому обращению, порвались пополам.
"Использование "маргариток" (daisies) или слингов для остановки падения испытывает вашу систему на отказ, потому как не существует ничего поглощающего энергию, - говорит Вилл Велкур, работающий в отделе конструирования снаряжения фирмы "Black Diamond". - Когда силы возрастают достаточно высоко, что-нибудь должно быть пожертвовано. Это законы физики".
Но если микро-падения на статические слинги, оттяжки и дэйзи являются столь суровыми и восходители повседневно неправильно используют снаряжение таким путем, возникает вопрос: почему мы не наблюдаем множества аварий?
Ответ только один: благодаря динамической энергоемкости, хотя бы и пренебрежимо малой, - человеческого тела, беседки и других соединений системы, принимающих участие в некотором смягчении ударной нагрузки.
Будьте уверены, что такие аварии случаются, но иногда ошибочно объясняются другими причинами. Например, когда мы падаем на дэйзи чейн, и он передает ударную нагрузку на закрепление, которое в итоге разрушается, мы обвиняем в аварии закрепление, не понимая истинных причин.
В других случаях, причины ясны. На днях восходитель упал на дэйзи чейн, тот порвался, после чего парень упал на землю, сломав ногу.
Наконец, многие из нас едва увертываются от пули.
Время изменить наши методы. После созерцания карабинов, слингов и дэйзи, разрушенных в результате тех малых падений, о которых шла речь..."
Как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Именно малые срывы вблизи точек закрепления веревки - будь то при спуске или при подъеме, наиболее опасны для нас и всей страховочной цепи, так как имеют наибольшие факторы падения. Легкое ошибочное движение - и мы можем оказаться над точкой закрепления, что чревато очень большими неприятностями, особенно если учесть характерные неблагоприятные особенности подземных маршрутов.
В кейвинге, при грамотно сделанной навеске - это невозможно. Выходу над точкой закрепления способствуют неудачно оборудованные места начала вертикальной навески и перила при подходе к ним.
Правильно выполненная навеска должна предусматривать точку основного закрепления выше пояса стоящего на пристежке к рапели в начале спуска и при отстежке после выхода из отвеса (Рис.5). Из тех же соображений грамотно оборудованные перила на подходе к навеске должны быть закреплены в точках, находящихся выше пояса идущего по ним. Это позволит удержать фактор возможного падения меньше единицы (f < 1,0).
При работе (спуске-подъеме) на правильно сделанной навеске падения с фактором больше единицы(f > 1,0) невозможны.
Безопасность закладывается при навеске, и надо учиться навешивать веревки грамотно и не спеша, не жалея времени и сил на оборудование основных и дублирующих закреплений достаточно высоко над устьем отвесов. Кроме безопасности, это увеличивает скорость движения, так как пристежка и отстежка будут удобны и займут меньше времени и сил.
Рис.5. Малые факторы падения закладываются при навеске: