На фестивале «Окно в Европу» свои фильмы представили рок-музыкант Александр Строев и телеведущий Александр Гордон
Евгения Гришковца закопали в песочницу
Кадр из фильма «Метель». Фото: kinopoisk.ru
Игровой конкурс кинофестиваля «Окно в Европу» продолжился двумя лентами: «ЖЖ» Александра Строева и «Метель» Глеба Глебова (он же Александр Гордон). Общего между ними нет почти ничего, за исключением того факта, что их создатели поднаторели не только в режиссерской профессии.
Александр Строев выступает на публике как фронтмен рок-группы «Каникулы Гегеля», а создатель «Метели» известен в первую очередь как телеведущий. Шансов на призы, пожалуй, больше у «ЖЖ» — картину Строева стоило бы наградить хотя бы за оригинальное визуально-постановочное решение.
Фильм сделан в нарочито театральном стиле: декораций — минимум, все сцены сняты в павильоне. Условность оформления компенсирована удивительно красивым изображением — мягким, живописно выверенным, «дышащим». Иногда выразительность визуального образа выходит на первый план, отрываясь от сюжета, изложенного весьма сумбурно.
«ЖЖ» рассказывает историю загадочной девушки Юю — ее жизнеописание (то бумажное, то электронное) читают два сотрудника «небесной канцелярии». Подростком Юю сбежала из дома, после чего потеряла память и очнулась через полгода в постели с другой девушкой — Леной...
Кадр из фильма "ЖЖ"
Перед показом режиссер не без гордости отметил, что в фильме нет ни единого матерного слова (действительно редкость для конкурсной программы Выборга) и есть только один поцелуй. При этом он умолчал, что целуются женщины, а после следуют недвусмысленные (хотя и без натурализма) лесбийские ласки — как и мат, тема однополой любви стала частым атрибутом русского фестивального кино.
В «Метели», в отличие от «ЖЖ», мат есть, но смотрится лента совершенно целомудренно даже на фоне эстетского поэтического киновысказывания Александра Строева, что, впрочем, не делает ее лучше.
«Метель» — вольная фантазия на тему одноименного рассказа Льва Толстого. Действие происходит в наши дни. Главный герой — гламурный фотограф Лев Николаевич (Григорий Добрыгин). Однажды ему звонит странная бабушка. Причитая и приговаривая, она рассказывает, что няня Льва Николаевича померла и ее надо похоронить. Лева и рад бы не ехать, но бабка совсем одна и сама похоронить усопшую не сможет.
За указанным в титрах псевдонимом Глеб Глебов стоит телеведущий Александр Гордон. Именно он снимал «Метель», но после конфликта с продюсерами решил не подписываться под этой работой — счел, что фильм не удался. Поэтому в Выборге за режиссера пришлось отдуваться сопродюсеру Евгении Тирдатовой и исполнителям ролей второго плана Равшане Курковой и Леониду Мозговому. Впрочем, критиковать актеров за итоговый результат было бы несправедливо: они — то немногое хорошее, что есть в «Метели».
Фильм тяготит своей бессобытийностью. Герой попал ночью в метель, едва не умер, добрался до деревни, стал готовить похороны. Десять минут герой пилит доски для гроба, еще десять минут — разгребает снег руками... «Пили быстрее!» — кричат в зале и массово уходят, не дождавшись развязки. А ее и не будет. Зато в одной из сцен зачем-то появляются Дмитрий Быков, Ирина Хакамада и Николай Хомерики. В другой (сон Левы) мы видим Евгения Гришковца, которого дети закапывают в песочницу. Выглядит это как банальное хвастовство режиссера: смотрите, какие у меня друзья есть.
Второе — фильм поражает несостыковками: в деревне телефон не ловит, но бабушка как-то дозвонилась на мобильный Леве (а откуда номер взяла?); поехав зимой в глушь непролазную, Лева не взял шапку и не догадался заранее спланировать маршрут. Ну и так далее. Впрочем, можно сказать, что метафизическая драма не требует ответа на вопрос «почему?». Но она требует ответ на вопрос «зачем?». И отсутствие его — главный минус.
Фильм с похожей идеей (от столичного гламура — в зимнюю провинцию, к корням, искупать грехи) и несравненно более талантливый несколько лет назад снял Кирилл Серебренников. Назывался он «Юрьев день». Александр Гарриевич раскритиковал его в своем «Закрытом показе» в пух и прах. Видимо, фирменное высокомерие Гордона сыграло с ним злую шутку. Вот только в отличие от своего кающегося героя в провинцию Гордон не поехал, предоставив коллегам по съемочной площадке попытаться спасти в Выборге его детище. Или хотя бы достойно его похоронить
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/555354#ixzz2eZDCBzaI
|
|
Сентября 2013
Фото
Фильм "Зимний путь"
Фильм "Деливеранс"
Фильм "ЖЖ"
В Выборге продолжается фестиваль "Окно в Европу"
12.08.2013 12:37
Автор: Ариуна Богдан
Фестиваль в Выборге всегда сравнивают с фестивалем в Сочи. Оба смотра являют собой площадки для показа российских фильмов. Но так сложилось, что кинематографисты стараются попасть на "Кинотавр", и "Окну в Европу" остается то, что не попало туда. Даже если это так, в нынешнем году конкурсная программа выборгского фестиваля покоряет своим разнообразием жанровым и стилистическим. Она очень молодая: половина картин – дебюты, а, следовательно, возможны открытия.
Одно из таких открытий, бесспорно, картина Сергея Тарамаева и Любови Львовой "Зимний путь". Бывшие артисты Мастерской Петра Фоменко, уйдя из театра, решили снять кино. В них поверили продюсеры, коллеги по актерскому цеху и съемочная команда, которая работает с Андреем Звягинцевым — оператор Михаил Кричман, звукорежиссер Андрей Дергачев, художник Наталия Зимина. И даже фотограф Владимир Мишуков, который когда-то создавал альбом фильма "Возвращение", сыграл у Тарамаева и Львовой одну из ролей. Зрители, изучившие описание картины до просмотра, опередили её как гей-драму. Ну да, главный герой – студент вокального отделения, завсегдатай гей-вечеринок – случайно встречает бездомного хулигана Леху и начинает с ним общаться. Однако лента ценна тем, что главное в ней вовсе не вопросы сексуальной ориентации.
Авторам нужны были герои, которые находятся на обочине общества, люди, в жизни которых нет никакой перспективы, как нет ее в вокальном цикле Шуберта "Зимний путь". Фильм очень верный по темпоритму, энергетике и уровню правды в кадре. А еще в нем прекрасная работа актера Евгения Ткачука, который сыграл хулигана Леху. Его герой меняется на протяжении всей картины, оставаясь ее пульсом и нервом. Пожалуй, на сегодняшний день это – самая яркая роль конкурсной программы, и Ткачук может претендовать на награду. Кстати, авторы отправляли фильм на "Кинотавр", но сочинский смотр его отверг. Что ж, от этого "Окно в Европу" только выиграло.
Еще одна интересная лента конкурса – "Деливеранс" Сергея Кузнецова. Тоже дебют. Мужчина просыпается в морге без одежды, документов и с полной амнезией. Краткое описание в каталоге сулит нечто мрачное. На самом же деле это – история несчастной любви, рассказанная мужчиной, что непривычно, ведь обычно рефлексируют женщины. "Деливеранс" — фильм-мозаика, кусочки которой представляют собой фрагменты воспоминаний. Они записаны на пленку, и герой прокручивает ее в своей памяти. Тип пленки зависит от времени – чем дальше в детство, тем старше запись. Оператор Дмитрий Раков создал в кадре неповторимую атмосферу, в которую зритель погружается не без удовольствия.
И, наконец, третья необычная картина конкурсной программы, еще один дебют – "ЖЖ" Александра Строева. Когда денег на кино нет, а высказаться очень хочется, авторы начинают экспериментировать с формой. Это как раз, тот самый случай. Условный мир "ЖЖ" чем-то напоминает нарисованный мир "Догвилля" и нарочито театральный мир фильмов Киры Муратовой. Но Строев шагнул дальше, выйдя за границы привычного кинематографа и склонившись в сторону перформанса. Вообще-то, до него это сделали Цапля и Глюкля (Ольга Егорова и Наталья Першина), когда сняли свою театрально-кинематографическую "Башню Зонгшпиль". Но так как область эта непростая и каждый неверный шаг может испортить все, в такой наивно-лубочной манере никто не решается работать. Александр Строев с поставленной задачей справился, доказав, что именно такая эстетика условности является единственно верной для того, чтобы рассуждать о жизни. "ЖЖ" или «Живой журнал», по версии автора, это – дневник, который ведет каждый человек от рождения и до последнего вздоха. Затем этот дневник попадет в руки Петра и Павла. Они его изучат и вынесут свой вердикт.
Удивительное и грустно дело – каждой из этих трех картин будет невероятно сложно пробиться в прокат. Все они или не попадают под определение "социально значимое кино", или содержат табуированные темы. Остается надеяться, что жюри игрового конкурса будет свободно в своем решении и отметит эти работы. Решение судей станет известно совсем скоро – 14 августа