Глава 3 мировая культура xix века

Начало новой эпохи можно вести с серии революций в 1848 году

МЕНТАЛЬНОСТЬ

1. СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЦИЗМА

Важны в этом отношении споры во французской историографии вокруг теории завоевания. Главный труд Анри де Буленвилье (1658-1722) «История древнего правительства Франции» (1727). Основная мысль – это то, что современная Франция есть результат германского завоевания Галлии, в результате чего франки стали господами, побежденные галло- римляне – подданными, простонародьем.

Оппонентом Буленвилье был аббат Ж. Б. Дюбо (1670-1742), секретарь Французской академии. В своей работе «Критическая история установления французской монархии в Галлии» он противопоставил Бу­ленвилье концепцию, по которой происходило постепенное и органическое слияние жителей Галлии и франков. На основе этого он утверждал, что французская монархия – продолжение Римской империи.

Ш. Монтескье по этому поводу писал следующее: «Граф де Буленвилье и аббат Дюбо соста­вили каждый свою систему, причем одна из этих систем походит на заговор против третьего сословия, а другая – на заговор против дворянства» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М.,1955. С.662)

«О. Тьерри опубликовал первую серию своих «Писем об истории Франции» в 1820 г.. А уже в 1821 г. Сисмонди выпускает первый том своей “Истории французов”. В 1822-1823 гг. появля­ются “Опыты по истории Франции” Гизо (вышедшие сперва как приложение к переизданию Мабли) и первый том истории французской революции А.Тьера. В 1824 г. выходит “История бургундских герцогов” Баранта- произведение имевшее в те годы крупнейший успех, и “История французской революции” Франсуа Минье.В 1825 г. появляется “История завоеваг­ния Англии норманнами” О.Тьерри. В 1826 г. Гизо публикует первые два тома своей истории английской революции. В 1827 г. Тьерри заканчивает выпуск своей четырехтомной истории революции. В 1828 г. Гизо возобновляет преподавание в Сорбонне, в результате чего появля­ются его знаменитые книги “История цивилизации в Европе” и “История цивилизации во Франции”. Редко случается, чтобы на протяжении одного десятилетия выступила сразу такая блестящая плеяда историков.”(2…)

ИНДУСТРИАЛИЗМ

Основателем идеологии индустриализма был А. Сен-Симон. По А. Сен-Симону прежнее общество был военным обществом, которое представляло из себя общество священников, военных и феодалов. В новом же индустриальном обществе центральное место будут занимать инженеры и предприниматели. По его мнению богатство должно создаваться путем производства с использованием машинной техники, а не захватываться путем войн.

А. Сен-Симон незадолго до своей смерти даже поручил композитору Руже де Лилю, создавшему «Марсельезу», написать «Промышленную Марсельезу», премеьра которой состоялась в 1821 г.

Но этот тезис получил сокрушительное поражение: промышленный дух не заменил военный. Дух милитаризма во времена индустриального общества получил новый импульс. Особенно это проявилось после введения французами в 1789 г. закона о всеобщей воинской обязанности, что было потом подхвачено всеми европейскими странами, за исключением Англии и США.

Тем не менее все европейские страны были странами преимущественно аграрными. Даже в Англии в половине XIX века. Во Франции число занятых в аграрном секторе экономики превашало численность пролетариата вплоть до второй мировой войны.

ГЛАВА 4 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

«В постиндустриальном обществе технические знания становятся основой, а образование – средством достижения власти: те (элитная часть общества), кто выдвигается на первый план, представлены исследователями и учеными» (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. 1999. С..481).

ИНФОРМАЦИЯ

«Постиндустриальное общество основано на услугах. Поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если индустриальное общество определяется количеством товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами –здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, - которые становятся желанными и доступными для каждого» (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. 1999. С.171).

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ

ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ

Важным моментом постиндустриальной системы хозяйства является то, что доля пролетариата снижается, а растет количество инженеров и работников сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА:

Айлмазян А.К. Информация и информационные системы. М. 1998.

Виртауальная реальность \\ Информатика и образование. 1993. №5

Ефимов А.и. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М. 1968.

Инфосфера. М. 1996.

Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М. 1997.

Монден Я. «Тоёта». Методы эффективного управления. М. 1999.

Нечаев В.М., Евригов Э.В., Информационная модель Вселенной. М. 1994.

Никитин А.Л. Теоретические основы обработки геофизической информации. М. 1987.

Приобретение знания. М. 1991.

Тоффлер А. Философия техники \\ ВФ. 1993. №10.

Юзвишек И.и. Информациология. М. 1996.

Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы \\ ВФ. 1997. №1.

Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. М. 1996.

Фишер Р. От поверхности к объектам. М. 1993.

Шенон К.

Бриллюен Л. Наука и теория информации. М. 1960.

Морозов К.Е. Математическое моделирование в научном познании. 1999.

Гришкин И.И. Понятие информации. М. 1973.

Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М. 1996.

Вайцзеккер Э., Ловенс Э., Фактор четыре. .. М. 2000.

Еляков Л. Д. Феномен информационного общества. Самара. 2001.

Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. М. 2001.

23.

ПОСТКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО

Современное общество можно назвать посткультурным, характеризуемое в области ментальности концом идеологии и симулякрами идей постмодернизма: в области социальной жизни разрушением социальных связей, в области экономики потерей самой цели экономической сферы – пост индустриализмом.

Перед обществом стоит проблема устойчивого развития поскультурного общества В нашей стране идеи устойчивого развития активно проводил академик В.А. Коптюг.

Впервые тревога по поводу реальной возможности самоуничтожения человечества возникла в среде научного сообщества , которая выразилась в известном манифесте А. Эйнштейна – Б. Рассела, который был опубликован в 1955 году. На базе этого манифеста сформировалось в 1957 году международное Пагуошское движение ученых.

Большую роль сыграла созданная группой ученых во главе с Н. Моисеевым модель ядерной зимы, которая математически подтвердила идеи американского астронома К. Сагана о ядерной зиме и ядерной ночи.

Первые глобальные модели «World-1» и World-2» были построены в 1970 году Дж. Форрестером, который разработал математический аппарат и методы системной динамики. Далее, опираяясь на эти идеи Д. Медоуз создал в 1972 году модель «World-3», где рассматривалось взаимосвязь пяти переменных: промышленного производства, населения, производства продовольствия, загрязнения окружающей среды.

Наши рекомендации