Богатая глушь
...Во многих наших захолустных городках и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших, но не известных художников-самоучек, о которых никогда не писали. Земляки их считают чудаками, хотя относятся с уважением. Почему? Очевидно, простой русский человек очень любит такой вид искусства, как живопись: она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест, позволяя гордиться обычными полями, оврагами, мостами и реками.
Жаль, что у нас пока еще нет меценатов, готовых найти подобных художников, отобрать лучшие их вещи и показать их народу. Это позволило бы обнаружить живописные богатства, подлинно народные по своей непосредственности, неумелые, на взгляд утонченных ценителей, но полные примитивной прелести; картины, в течение столетий никому не известные.
Много раз находил я в глуши, в Стареньких избах среди забытых вещей такие картины без рам. Случалось, что к ним нельзя было прикоснуться без того, чтобы из-под них не побежали во все стороны рыжие тараканы. Спросишь о картинах какую-нибудь бабку, а она в ответ: это сынок баловался, и, кабы ученье, вышел бы из него прелестный живописец.
...Степень родственности пейзажа нашим ощущениям определяет силу его воздействия.
Самые торжественные красоты тропиков и Запада мы не променяем на наши скромные дали. Мы родились «под сереньким ситцем этих северных тихих небес» — свидетелей нашей жизни, вливших в нее свою красоту, ощутить и понять которую только в наших силах. Исключения редки.
Путешествуя, мы часто восхищаемся блеском чужеземной природы, но она не заменит природу русскую, наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни пожар Эгейского моря, ни мрамор и олеандры Эллады, ни воздух Сицилии, ни дымка над Парижем, — ничто не приглушает нашу память о родине, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.
Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля вспомнил, сам не зная почему, крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце. Какова тема, главная мысль и стилевая принадчежноспгь данного текста?
Тема произведения -— народность в картинах художников-самоучек.
Главная мысль — художники-самоучки пишут подлинно народные картины, но их никто не видит, Необходимо найти самоотверженных людей, которые смогли бы донести до народа хотя бы лучшие из них.
Стиль — художественный, так как перед нами отрывок из художественного произведения, обладающий многостильностью, образностью, проявлением индивидуальности автора.
№ 62
I