Viii . Xx век в европейской и мировой истории
Мир накануне первой мировой войны. Темпы развития, социальные, политические и экономические изменения.
Первая мировая война: причины, участники, соотношение сил, главные события и итоги. Страны Западной Европы и США в годы первой мировой войны и в 1918 году. Появление и развитие фашистского движения. Социальная и экономическая политика фашизма. Коммунистический интернационал и идея мирового революционного кризиса.
«Великая депрессия». Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. и его проявление в различных странах.
Обострение противоречий и проблема сохранения мира. Причины и начало Второй мировой войны. Основные события второй мировой войны и ход военных действий. Успехи Германии в первый период войны. Перелом в пользу союзников. Поражение Германии и капитуляция Японии. Окончание войны и перспективы послевоенного устройства.
Мир после второй мировой войны. Раздел Германии и политика бывших союзников. Версальско-Вашингтонская система. Складывание биполярного мира. «Экономическое чудо» в ФРГ, Италии. Причины начала «Холодной войны». Создание НАТО и Организации стран варшавского договора. Распад мировой колониальной системы. Капитализм и социализм: две идеологии, две экономики? Деятельность ООН в период международной напряженности. Напряжение и разрядка. Интеграция Европы: цели и основные этапы.
Распад коммунистического блока. Югославия. Образование единого германского государства. Усиление США как супердержавы. Страны бывшего соцблока: проблемы и пути их решения. Страны «Третьего мира» и их роль в развитии мировой истории.
Развитие технологий и модернизация стран Европы и Америки. Социально-экономическое развитие и научно-техническая революция. Гонка вооружений, исследования космоса, Интернет и технологии. Глобализация и глокализация.
Основные тенденции развития культуры и искусства в ХХ веке. От модерна к постмодерну: новые стили и направления в искусстве. Тоталитарная культура. Массовая культура и рок-движение. Глобализация культуры, место и роль национальных традиций в современной культуре.
Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины применяются следующие такие образовательные технологии как: технологии объяснительно-иллюстративного обучения и проблемного обучения; неимитационные технологии - лекция-визуализация, проблемная лекция; на семинарских занятиях могут применяться имитационные технологии - профессиональные игры.
Методические рекомендации преподавателю
Чтение лекций и проведение семинаров по дисциплине проводится в соответствии с используемыми образовательными технологиями (часть 8 программы данной учебной дисциплины) и формами и методами обучения, в том числе интерактивными методами, способствующими формированию компетенций у студента (раздел 3 программы учебной дисциплины). Это позволит наиболее эффективно освоить дисциплину.
Методические указания студентам
При освоении дисциплины «Всеобщая история» студенты должны использовать не только лекционный материал и анализ источников и конкретных исторических ситуаций на семинарах, но активно вести самостоятельную работу: изучать дополнительную литературу, а также литературу, не указанную в перечне, более подробно раскрывающую темы дисциплины; использовать полученные знания на семинарских занятиях.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Задание на I модуль.
Возможные темы докладов:
- Биологическое многообразие и единство современного человека.
- Особенности экономического развития Древнего Египта в эпохи Древнего и Среднего царства.
- Возвышение Вавилона.
- Основные события Пелопоннесской войны.
- Культура Классической Греции.
- Политика и экономика государства Селевкидов/Птолемеев.
- Римская традиция и современные сведения об основании Рима.
- Особенности политического развития Римской республики.
- Внешняя политика Рима в I-II веке н.э.
- Итоги продвижения арабов в Западной Европе.
- Государства норманнов за пределами Скандинавии.
- Основные Вселенские соборы и их решения.
- Функции средневекового города.
- Ранний этап Реконкисты.
- Образование «Священной Римской империи» и ее политическая характеристика.
- Основные этапы/сражения Столетней войны.
- Политическое и экономическое развитие Англии/Франции/Германии в Средние века.
- Северное Возрождение и гуманизм в Европе.
19. Историческое значение географических открытий.
20. Реформация в Швейцарии. Кальвинизм./ Реформационное движение в Англии/ Франции.
21. Основные этапы/события Нидерландской революции XVI в.
- Понятия революционной ситуации, революции.
23. Европа и Османская империя в конце XV - XVI вв.
- Религиозная и политическая карта Европы в XVI - XVII вв.
Тема доклада для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Примерные темы рефератов:
- Саргон Древний и его держава.
- Законы Хаммурапи и их значение.
- Развязывание Пелопоннесской войны.
- Александр Македонский на Востоке.
- Культура эллинистического общества.
- Рим при царях.
- Эпоха Гражданских войн в истории Древнего Рима.
- Византия при императоре Юстиниане I.
- Завоевания крестоносцев на Востоке.
- Нормандское завоевание Англии.
- Гранадский эмират в XIII-XV веках.
- Жизнь в средневековом городе.
- Рыцарская культура в Западноевропейском Средневековье.
- Завоевание Америки в XVI в.
- Леона Баттиста Альберти: гуманист или архитектор.
- Трактат Макиавелли «Государь».
- Христофор Колумб и его путешествия.
- Труды Мартина Лютера.
- Великие мастера Возрождения (об одном из мастеров).
- Главные персоны Английской революции (на выбор студента).
- Особенности испанского абсолютизма.
- Гегемония и войны Франции при Людовике XIV.
- Абсолютизм в европейской истории: миф или реальность.
- Влияние Французской революции на международные отношения.
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Задание на II модуль.
Возможные темы докладов:
1. Основные события/персоналии Гражданской войны в США.
2. Особенности Реконструкции Юга США.
3. Основные сражения первой мировой войны на Западном фронте.
4. Основные этапы истории/ направления деятельности Коминтерна.
5. Движение Сопротивления в годы второй мировой войны.
6. Основные этапы развития стран Восточной Европы после второй мировой войны.
7. Основные события в истории отношений двух блоков в годы «Холодной войны».
8. Феномен «экономического чуда» в ФРГ
9. Основные этапы европейской интеграции.
10. Особенности неоконсервативного курса.
11. Национально-освободительное движение на Балканах.
12. Франко-прусская война.
13. Значение Всемирных выставок XIX века.
14. Становление американских политических институтов. Конституция США.
15. Причины и последствия первой мировой войны.
16. План Дауэса. Локарнская конференция 1925 г.
17. Особенности внутренней политики Германии в 1933-1939 гг.
18. Ф. Рузвельт: личность и деятельность политика.
19. Мир после второй мировой войны: глобальные экономические последствия.
20. Образование НАТО.
21. Борьба вокруг проблемы разоружения во второй половине 1950-х начале 1960-х гг.
22. Берлинский кризис 1961 г.
23. «Бунт 60-х».
24. Деколонизация: причины и последствия.
25. Великобритания и «Общий Рынок»
26. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
27. Внутренняя политика М. Тэтчер.
28. Гонка вооружений и научно-технический прогресс.
29. Формирование инновационной модели экономики.
Тема доклада для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Примерные темы эссе:
1. Гражданская война и Реконструкция в США: вторая американская революция?
2. Развитие технологий в годы первой мировой войны.
3. Влияние США на экономические и политические процессы в мире после окончания второй мировой войны.
4. «Великая депрессия» в мировой истории.
5. Особенности распада Британской колониальной империи.
6. Распад социалистической системы: окончание «Холодной войны»?
7. Феномен фашизма в Европе.
8. История XX в. – история глобализации?
9. Социалистическая модель «догоняющего развития».
10. «Холодная война»: возможные интерпретации понятия.
11. Короткий XX в.?
12. Культура и глобализация.
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Вопросы периодизации истории европейских цивилизаций и развитие исторической науки.
2. Периодизация Первобытного общества. Характерные черты каждого периода.
3. Проблема антропогенеза (теории и гипотезы). Факторы расообразования.
4. Эволюция Первобытного общества: развитие родоплеменных отношений.
5. Зарождение ранних форм государственности. Причины возникновения государства и признаки государственности.
6. Религиозные представления древних людей и особенности первобытного искусства.
7. Периодизация истории Древнего Египта. Особенности экономического и политического развития Древнего Египта.
8. Периодизация истории Древней Месопотамии. Шумерское царство. Возвышение Ассирии и Вавилона.
9. Особенности периодизации Древней Греции, проблемы изучения античной истории.
10. Характеристика крупнейших греческих полисов: географическая, экономическая и политическая.
11. Греко-персидские войны.
12. Пелопоннесская война: причины, этапы, события и ее последствия.
13. Империя Александра Македонского и эллинистические государства.
14. Основание Рима. Рим при царях.
15. Особенности политического и экономического развития Римской республики в конце II-I в. до н.э. Эпоха Гражданских войн.
16. Экономическое и политическое развитие Римской империи в I-II вв. н.э.
17. Появление и распространение христианства в Римской империи.
18. Термин «Средние века» и особенности периодизации данного периода.
19. Великое переселение народов. Образование варварских государств на территории Западной Римской империи.
20. Империя Карла Великого.
21. Периодизация истории Византии. Политические и экономические процессы в IV-XI вв. Политика Византийских императоров в XII-XV вв.
22. Возникновение и характерные черты феодального строя Западной Европе.
23. Нормандское завоевание Англии.
24. Крестовые походы: причины, хронология событий, историческое значение.
25. Страны Европы в позднее средневековье: особенности сословных монархий Англии, Франции, Испании. Германская сословно-представительная монархия.
26. Столетняя война: этапы, события, итоги.
27. Эпоха Возрождения: особенности периодизации, основные лидеры, их идеи и произведения.
28. Географические открытия к концу XV - началу XVI в. Путешествия Х. Колумба.
29. Основные географические открытия европейцев в XVI - XVII вв.
30. Реформация в Европе: идеи и направления, основные деятели. Религиозная карта Европы в XVI - XVII вв.
31. Основные черты европейского абсолютизма.
32. Контрреформация и католическая реформа. Деятельности Инквизиции.
33. Нидерландская революция XVI в.: причины, этапы, итоги и значение.
34. Европа и Османская империя в конце XV - XVI вв.
35. Европа и Османская империя в конце XVII - XVIII вв.
36. Английская революция XVII в.: предпосылки, характер, этапы, основные события.
37. Этапы научно-технического прогресса в XVI – середине XIX в.
38. Промышленный переворот в Англии и в других станах Европы в XVII- середине XIX в.
39. Тридцатилетняя война (1618-1648) и международное положение в Европе в первой половине XVII в.
40. Эпоха Просвещение - этапы, течения, крупные представители (британские, французские, германские).
41. Этапы Великой французской революции - характеристика, основные события, лидеры.
42. Первая империя. Характер и значение наполеоновских войн: главные события, итоги и значение.
43. Революции и национально-освободительные движения в Европе в XIX в.
44. Колониальная политика европейских государств в XIX в и ее влияние на международные отношения.
45. Европейская культура в XVII-XIX веках.
46. Происхождение понятий «Новая» и Новейшая история», эволюция их трактовок
47. Колонизация Северной Америки европейцами. Британская Северная Америка и развитие освободительного движения в 1760-1770-х гг.
48. Война за независимость США: причины, итоги и значение.
49. Становление политико-государственной системы США.
50. Развитие науки и техники в XIX - XX вв.
51. США - итоги развития к середине XIX в. Гражданская война: причины, основные события и последствия.
52. Реконструкция Юга США: основные этапы и итоги. Гражданская война и Реконструкция Юга США - Вторая американская революция?
53. Первая мировая война и ее место в истории.
54. Основные события первой мировой войны.
55. Истоки тоталитаризма в Германии, Италии.
56. «Великая депрессия» и пути выхода из кризиса
57. Особенности внутренней политики Германии в 1933-1939 гг.
58. Основные театры военных действий во Второй мировой войне и их значение
59. Версальско-Вашингтонская система и ее значение
60. Мир после второй мировой войны: образование блоков и начало «Холодной войны»
61. «Гонка вооружений», развитие науки и техники в период «Холодной войны»
62. Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в период второй половины XX в.
63. Основные этапы европейской интеграции.
64. Распад социалистического блока. Политические и экономические последствия.
65. Роль стран «Третьего мира» в мировых процессах во второй половине XX – начале XXI в.