Самостоятельная работа учащихся
Можно предложить раскрасить получившийся рисунок (по желанию).
IV. Итог урока.
На опушке посидели,
Все вокруг мы оглядели.
А теперь давай с тобой
Мы отправимся домой.
– Что вы расскажете дома родителям? Придумайте рассказ из четырех предложений.
Урок 4
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО»
Цели:формировать понятие «слово»; учить разделять понятия «слово» и «предмет»; развивать устную речь; учить классифицировать предметы; отрабатывать алгоритм действия на странице прописи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Проверка готовности детей к уроку.
II. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете, из чего состоят предложения, и продолжите работу в прописи.
1. Введение понятия «слово».
– Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его. (Ответы детей.)
– Вот видите, какие разные слова были у вас первыми.
Установление различий между предметом и обозначающим его словом.
Игра «Угадай слово».
– Здание, где учатся дети. (Школа.)
– Первый день недели. (Понедельник.)
– Суп из свежей рыбы. (Уха.)
– Отгадайте загадку:
То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать. Кто такая я? ...
(Тетрадь.)
Учитель показывает тетрадь.
– Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет? (Возможный ответ детей: «Одно и то же».)
– Проверим. Что можно сделать с тетрадью? А в тетради? (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать самолетик; тетрадь можно положить в портфель.)
– А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», сделать из него самолетик…
– Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет? (Нет.)
– Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они? (Словами мы называем предметы.)
– Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам.
Показ иллюстраций: кит, муравей.
– Кто это? Что вы о них знаете?
– А теперь сравните слова – названия этих предметов.
Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот. Приведите еще примеры. (Дом – избушка.)
Мы найдем слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Н. Шилов
– Пока мы не научились писать, каждое слово будем обозначать схемой-полоской. (Показ на доске.)
– С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Ласковое слово что солнышко».
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся –
Ёжик сладко потянулся.