Правописание one после шипящих. 1 страница
Проверьте написание безударных гласных в,корнях
выделенных слов.
1. Белье необходимо полоскать несколько раз. —
Детям хотелось поласкать пушистую собачонку.
2. Не давайте козам залезать в огород. — Подстреленный
волк пытался зализать рану. 3. Первые свои
стихи поэт посвятил детям. — Мальчик посветил
нам фонарем. 4. Нужно было разредить густые всходы.
— Пришлось разрядить ружье. 5. Ласточка свила
гнездо под крышей дома. — Мать свела ребенка
по лестнице за руку. 6. Рыбу отварили в соленой воде.
— В комнате отворили все окна. 7. Не следует
умалять значение этого факта. — Больной продолжал
умолять о помощи. 8. Легкий ветерок обвевал
лицо. — Плющ обвивал ствол дерева. 9. Дорогу можете
узнать у местного старожила. — Собака отлично
сторожила. 10. Сестра примеряла новое платье. —
Мать примиряла поссорившихся детей.
2. Объясните написание выделенных гласных. Поставьте
знак ударения.
Поглогцать, преподаватель, остановиться, долина,
прополоть, обнажить, увлечение, залепить, растре-
/ ' / / /
пать, определение, обстоятельство, растолковать,
распр9странить, наслаждаться, обновленный, возрождение,
ознаменовать, продолжение, пренебрежительный.
3. Разберите по составу приводимые ниже слова.
Вооруженный, второстепенный, выламывать, заманчивый,
обучение, переподготовка, позолоченный,
последовательность, приблизительный, разносторонний,
рассказывают.
Образец: использование, непринужденно, перевоплощать,
пешеходный, предполагаемый.
4. Укажите возможные варианты переноса приводимых
слов.
Родство, классный, скользкий, крестьянин, спецодежда,
создание, безынтересный, геройский, оправдание,
предварительный, просмотреть, естествознание,
поздороваться, объездчик, подосиновик.
Для справок.
1. Слова нужно переносить по слогам, поэтому нельзя
оставлять в конце строки или переносить на другую
строку часть слова, не составляющую слога. Например,
нельзя переносить: подъе-зд, вступление (нужно: подъезд,
вступление или вступление).
2. Нельзя оставлять в конце строки или переносить
на другую строку одну букву, даже если соответствующий
звук образует слог. Например, нельзя переносить:
а-вария, авария (нужно: авария).
3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней
гласной. Например, нельзя переносить: зав-од, рост-ок,
Quot;V
Поэтому многие двусложные слова не поддаются переносу,
например: иметь, один, осень, твои, уход,
якорь и т. п.
4. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей
согласной. Например, нельзя переносить: подъехать
(нужно: подъ-ехатъ), бол-ъшой (нужно: большой).
5. Нельзя отрывать букву ц от предшествующей гласной.
Например, нельзя переносить: война (нужно: война),
ра-йон (нужно: рай-он),
6. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить
часть слова, начинающуюся с этой буквы: разыскать
(нужно: ра-зыскать или разыс-катъ, разыскать).
7. При переносе слов с односложной приставкой на
согласную (без-, воз-, об-, под- и др.), стоящую перед
гласной (кроме ы), возможен двоякий перенос: или приставка
не разбивается (безумный, под-учить), или конечная
согласная приставки не отрывается от следующей
гласной (бе-зумный, подучить). Предпочтителен
первый вариант, при котором сохраняется ясное понимание
состава слова.
8. При переносе слов с приставками нельзя отрывать
от приставки конечную согласную, если дальше следует
тоже согласная. Например, нельзя переносить: по-дпи-
сатъ (нужно: под-писатъ), ра-звитие (нужно: разви-
Тие).
9. При переносе слов с приставками нельзя также
оставлять при приставке начальную часть корня, не составляющую
слога, то есть отрывать от корня одну или
больше согласных. Например, нельзя переносить: сорвать
(нужно: сорвать), отст-ранитъ (нужно: от-стра-
нить).
10. При переносе сложных слов нельзя оставлять в
конце строки начальную часть второй основы, не составляющую
слога. Например, нельзя переносить: камнедробилка
(возможный вариант: камнедробилка).
11. Нельзя оставлять в конце строки или переносить
на другую строку две одинаковые согласные, стоящие
между гласными. Например, нельзя переносить: жужжать
(нужно: жуж-жать), стра-нный (нужно: странный).
Данное правило не относится к начальным двойным
согласным корня, которые при переносе не следует разбивать,
поэтому правильный перенос: со-жженный, поссориться,
ново-введение.
12. При стечении согласных допускаются вариантные
переносы: шум-ный и шу-мный (предпочтительно не
разбивать морфемы).
5. Подберите однокоренные слова для проверки написания
безударных гласных в корне. Укажите состав приводимых
слов.
Спешить, накалить, наколоть, проживать, прожевать,
притеснение, удаление, уплатить, узнавать, распевать,
распивать, уплотнить, опоздать, перегородить,
щипать, сократить, укоротить, постановление,
постоялец, чистота, частота.
6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Наступление развевалось по всему фронту. —
Волосы развевались на ветру. 2. Гроза постепенно
удалялась. — В д..лине дождь еще не прекратился.
3. Раек..ли железо, прежде чем делать болванку. —
Раек..ли полено, а потом отдохнешь. 4. Скр..пите
разрозненные листы. — Не скр..пите перьями.
5. Ослепительный свет молнии озарил небо. — Глаза
с . . л и с ь от усталости. 6. Дети собирались у костра
и зап..вали веселые песни. — Лекарство зап..вают водой.
7. Не следует об..жать слабых. — Попробуйте
об..жать эту площадь.
§ 2. Непроверяемые безударные гласные
в корне.
7. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
В случае затруднений справьтесь в орфографическом
словаре.
1. Арт..ллерия, б..тальон, б..седа, велос.пед,
в..тчина, гр..мадный, д..легат, д..сциплина, к..блук,
к..лач, к..чан, к..вырять,м..тель, од..леть, про-
вол..ка, св..репый, т..бурет, ур..ган, ф..нарь.
2. Апл..дировать, б..нзин, б..тон, б..дон, в..тага,
вин..грет, гард..роб, к..рниз, л..леять, мач..ха,
обеЯние, сков..рода, сн..гирь, т..бун, торм..з.
3. Аккомпанемент, бахр..ма, б..чевка, вер..ница,
в,.стибюль, гастр..ном, дезинфекция, дистилляция,
иждивение, интелл..генпия, к..бура, п..л..садник,
папор..тник, п..скарь, предварительный, стипендия,
экзаменатор.
8. Составьте предложения с приводимыми ниже словами.
Обратите внимание на выделенные буквы.
Балагур, ватрушка, гигиена, дизентерия, инженер,
кавычки, колчан, манифест, привилегия, университет,
ярмарка.
§ 3. Чередующиеся гласные в корне.
9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную
крышу, подгорели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно нагорела,
фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал
(Кор.). 3. Мрачно шагали погорельцы, стаскивая в
кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под
праздник у г . . со всей семьею Пров (Д. Б.). 5. Был
ноябрьский мутный день, с утра в домах горело
электричество (Эренб.). 6. Леночка сидела перед самоваром,
дула, и от бурного ее дыханья угли разгорались
ярче, золотым огнем (Зайц.). 7. Детишки играли
в горелки (Сев.). 8. Целовало нас море в загорелое лицо!
(Бл.). 9. В облаке дыма г.рят города (Ахм.).
Для с п р а в о к . В корне гар— гор- под ударением
пишется а, без ударения — о (ср.: загар — загорать).
И с к л ю ч е н и я : пригарь (привкус гари) и некоторые
специальные слова: выгарки, изгарь.
10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
корни с чередующимися гласными.
1. Одна з..ря сменить другую, спешит, дав. ночи
полчаса (П.). 2. Вон вдали б..снула ясная з..рница
(Бл.). 3. Все выси в зареве, во всех долинах мир, среб-
ристый ключ в златые реки льется (Тютч.). 4. Я не
взглянула на Неву, на озаренные граниты (Ахм.).
Для с п р а в о к . В корне зар— зор- под ударением
пишется та гласная, которая произносится: зарево,
зорька, без ударения а: заря, озарение, зарянка.
И с к л ю ч е н и е : зоревать (хотя в безударном положении).
11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
корни с чередующимися гласными.
1. Имел он счастливый талант без принужденья
в разговоре к..снуться до всего слегка (П.). 2. Муму
принялась есть с обычной своей вежливостью, едва
прикасаясь мордочкой до кушанья (Т.). 3. Мне нравится...
не краснеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись
рукавами (Цв.). 4. Стараясь не прикасаться,
он пошарил вокруг в поисках оружия, но
ничего не нашел (Б. В.).
Для с п р а в о к . В корне кас - кос- пишется а, если
за корнем следует суффикс -а- (ср.: касаться — коснуться).
12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
корни с чередующимися гласными.
1. Изложение было написано хорошо. 2. Нужно
излагать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прилагательное
обозначает признак предмета. 4. Я располагаю
свободным временем. 5. От перемены мест
слагаемых сумма не меняется. 6. Предположения не
оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности
старосты кружка. 8. Полагаю, что он прав. 9. Приложение
— это особый вид грамматического определения.
10. На юного музыканта возлагали большие
надежды.
Для с п р а в о к . В корне лаг- пишется а (перед г),
в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать
— предложить.
И с к л ю ч е н и е : полог (по смыслу уже не связывается
с корнем лаг лож-).
13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
корни с чередующимися гласными.
1. В саду р..ели разнообразные цветы. 2. Некоторые
морские водоросли употребляются в пищу.
3. Шум потока возрастал по мере приближения к нему.
4. Это был человек зрелого возраста. 5. Нужно
было определить прир..щение скорости. 6. Ростовщический
капитал душил мелких производителей.
7. Создан ряд отраслевых научных институтов.
8. Растет олимпийское движение.
Для с п р а в о к . В корне раст- пишется а перед cm
(также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.:
расти — наращение — выросший).
И с к л ю ч е н и я : отрасль (хотя нет cm); росток,
ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cm).
14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя
их правописание.
1. Путешественники с трудом пробирались в густых
зар..слях. 2. Старик шел, опираясь на палку.
3. Все зам..рли от неожиданности. 4. Комната никогда
не зап.'.ралась на замок. 5. Участники концерта
соберутся к восьми часам вечера. 6. Яркие впечатления
не стираются в памяти. 7. Я чувствовал легкое
зам..рание сердца. 8. Попробуйте опереться на мою
руку. 9. Я переб..рал старинные рукописи. 10. Пастух
опасался, что волк зад..рет овцу.
Для с п р а в о к . В корнях бер бир-, дер дир-,
мер мир-, пер пир-, тер тир- пишется и, если
дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать,
запирать, стирать); в противном случае пишется
е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).
15.' Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Бл..стит на солнце паутина. 2. Заж..гаются звезды
на небе. 3. Следует поч..тать старших. 4. Ослепительно
бл..снула молния. 5. Оратор не бл..стал крас-
9
норечием. б. Пост..лите скатерть на стол. 7. Сж..гание
мусора производится в особых печах.
Для справок. В корнях блеет блист-, жег
жиг-, стел— стил-, чет— чит- пишется и, если дальше
следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать,
вычитать); в противном случае пишется е (блестеть,
выжегший, расстелить, вычет).
16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя
их правописание.
1. В музеях многое напом..нает о прошлом. 2. Путники
проклинали трудности дороги. 3. Прин..майтесь
скорее за работу. 4. Аудитория вн..мательно слушала
оратора. 5. Заря еще не зан..малась. 6. Сестра
закл...нала меня быть осторожным в дороге. 7. Уроки
начинались в девять часов утра.
Для с п р а в о к . В корнях с чередованием -а- (-я-) —
-им-, -а- (-я-) ин- пишутся -им- и -им-, если дальше
следует суффикс -а- (пожать — пожимать, понять —
понимать, начать — начинать, примять — приминать).
Повторительные упражнения.
17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае
затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.
Аб..жур, б..калея, в..нтиляция, в..трина, гор..зонт,
д..легация, к..морка, к..щей, к..р..вай, м..взо-
лей, облигация, п..ром, пер..ферия, пласт..лин, поликлиника,
рен..гат, р..мштекс, экск..ватор, эск..латор.
18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
написание слов с чередующимися гласными.
В случае затруднений справьтесь в орфографическом
словаре.
10
1. Бойцы вспом..нали прошлые встречи. 2. Больно
было прик..саться к ушибленному месту. 3. Теоретические
пол..жения должны подтверждаться практикой.
4. Школьные товарищи часто соб..рались вместе.
5. Мальчик, пот..рявший перчатки, пот..рал руки
от холода. 6. Глаза заст..лались слезами. 7. Лектор
к..снулся ряда вопросов. 8. Игр..ки прил..гали усилия,
чтобы отыграться. 9. Заг..релые лица пл..вцов
напом..нали о юге. 10. На клумбах появились первые
р.,стки. 11. Поступили в продажу выр..щенные в теплице
огурцы. 12. Утки прятались в зар..слях тростника.
19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Сердце ее сильно билось и зам..рало (П.).
2. Лучи полдневного солнца приж..гают грибные
шляпки (Акс). 3. Пол..гаю также неуместным вникать
в настоящие причины нашего столкновения (Т.).
4. В слабом оз..рении рассвета лицо ее казалось бледным
и загадочным (Андр.). 5. Можно было ждать —
соберется дождь (Фад.). 6. Судить о причине этого
взрыва можно только предположительно (Купр.).
7. Вода забл..стела, как расплавленный металл
(Шишк.). 8. Он мне сказал: ≪Я верный друг!≫ — и
моего к..снулся платья. Как не похожи на объятья
прик..сновенья этих рук (Ахм.).
20. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
чередующиеся гласные в корнях слов.
1. Чайки опускались в воду, едва к..сались ее и
кругами подн..мались опять вверх (Гонч.). 2. Растопырив
заг..релые пальцы правой руки, держит она
горшок с холодным, неснятым молоком (Г.). 3. Туго
очень эта ель р..стет, а вот березка да осинничек — самый
это выгодный лес (С.-Щ.). 4. Яркие солнечные
лучи вырвались из-за гор и оз..рили весь лес (Аре).
5. Перстами легкими, как сон, моих зениц к..снулся
он (П.). 6. Подождем утра, соб..рем вече, воевода
11
Новугороду ответ даст (А К. Т.). 7. Город Нагасаки
распол..жился на берегу длинной и широкой бухты
(Н.-Пр.). 8. По мере того как дети р..ели — р..ела и их
привязанность к отцу (Шол.). 9. Петьку и меня он
ср..внил с орлами и выразил надежду, что мы еще не
раз вернемся в родное гнездо (Кае.). 10. Скоро в лужицу
на поляне обм..кнет лапоток весна (Кл.). 11. Она
сгребла ключ и с перевалкою пошла зап..рать (Солж.).
21. Запомните написание слов с выделенными корнями.
1. И ты с собой его равнял! (Н.). — Тихон Иванович
подстриг волосы, подровнял и укоротил бороду
(Бун.). 2. Мы ставили большой поплавок с флагом на
якоре — буй, отмечая этим найденное рыбное место
(Пришв.). — Вышли и пловцы, отряхиваясь, словно
утки, от воды, оба бледные, взволнованные и счастливые
(Стан.). 3. Мы очень скоро вымокли до последней
нитки (Аре). — Из солонки насыпает себе на стол
кучку соли и макает в эту соль очищенный картофель
(Л. Т.). 4. Все поднялись рано с зарей (Аре). — Наутро
смотрит [Жилин], на зорьке Дина вышла на порог
с куклой (Л. Т.). 5. Под самым окном, наклонясь над
водой, росла развесистая береза (Акс). — Мужики ...
почтительно останавливались, снимали шапки и кланялись
в пояс (Г.). 6. Подскакали всадники с факелами...
(А. Н. Т.). — Мы почти одновременно выскочили
из окопов (Некр.).
22. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
написания.
1. Прид..рутся к тому, к сему, а чаще ни к чему
(Гр.). 2. Уж на р..внине по холмам грохочут пушки
(П.). 3. Вельможный гетман с старшинами ск..кал на
вороном коне (П.). 4. Я каждый раз, когда хочу сундук
мой отп..реть, впадаю в жар и трепет (П.). 5. Меняю
милый, тихий свет на шум бл..стательных сует (П.).
6. Важным накл..нением ответствовал он на тройной
поклон (П.). 7. Сквозь волнистые туманы проб..рается
12
луна (П.). 8. Окна зап..рались одною задвижкою (П.).
9. Два дубочка выр..стали рядом, между ними тонко-
верхая елка (П.). 10. Повторю вкратце о деле, которое
меня зад..рает за живое (П.). 11. Около огней дрожало
и как будто зам..рало, уп..раясь в темноту, круглое
красноватое отражение (Т.). 12. Ты только взял чужую
мысль, но изуродовал ее и хочешь прил..гать ее к не-
прил..жимому (Л. Т.). 13. Старательно м..кая и отряхивая
перо, она написала свое имя (Л. Т.). 14. Старик
взмостился на облучок, тронул вожжами и начал
подн..маться в гору (Григ.). 15. Андрей обрил себе бороду,
усы у него отр..сли и свешивались вниз (М. Г.).
16. С утра, пылью заст..лая улицы, проходили полки
и обозы (А. Н. Т.). 17. Наши ставни всегда накрепко
зап..рались с вечера (Кор.). 18. Солнечный свет упал
на воду сквозь зар..сли ветел (Пауст.). 19. Хлеба
кл..нились долу набухшим водой колосом (Сераф.).
20. Роты без взаимного сговора подтянулись, выровнялись
в рядах (Шол.).
23. Прочитайте текст и озаглавьте его. Выпишите слова
с чередующимися гласными в корнях. Объясните их написание.
Полагаю, что-то повлияло на мой душевный состав,
но я не свободен от тяги к морю: стоит мне на какой-
нибудь блестящей картинке начать рассматривать
наклонившийся в волнах кораблик, стоит мне
увидеть какую-нибудь пузатую касающуюся берега
лодочку, стоит замедлить шаги, задержаться посередине
ближайшего к заливу моста, заглянуть с него туда,
где гранитное острие снимает верхние слои воды,
рассекает водоросли, как я припоминаю то же чувство
— кажется, что мост вместе со мной плывет вверх
по течению. Стоит мне только представить, предположить
все это, как поднимается во мне нечто сродни
сквозняку в сторону взморья, касается самых ранимых
сторон моей души. Сжимает сердце.
Правда, в очень юном возрасте мне привелось немного
поплавать, а два или три раза я даже попадал
13
на море в серьезные переплеты. Но мне даже неловко
вспоминать о них, о переплетах этих, в присутствии
некоторых моих близких родственников — сильных,
загорелых моих ровесников.
(По О. Базунову)
1. Разберите по составу слова рассматривать, кораблик,
поднимается.
2. Объясните написание наречий вверх, посередине.
3. К какому типу относится предложение Сжимает
сердце?
§ 4. Правописание гласных в приставках.
24. Вставьте пропущенные буквы.
Пр..вратник, пр..вратность, пр..одолеть, пр..украсить,
пр..увеличить, преследовать, радиопр..емник,
пр..сытиться, пр..умножить, пр..ломление, пренеприятный,
пр..ложить, непреложный, пресмыкаться,
непр..тязательный, пр..ступник, непр..ступный,
пр..искать, преимущество, беспр..мерный, пр..пар-
ка, пр..ручать.
25. Приводимые ниже слова разбейте на три группы:
1) слова, которым приставка пре- придает значение высокой
степени качества или действия (возможна замена
приставки словами очень, весьма, например: пребольшой,
преувеличивать);
2) слова, которым приставка пре- придает значение ≪через
≫, ≪по-иному≫ (близкое к значению приставки пере-,
например: преступать, превращать);
3) слова, в которых пре- не выделяется как приставка
(пренебрегать) или входит в состав иноязычных по происхождению
слов (президент).
Преградить, превеселый, презирать, президиум,
премудрый, преображать, прелюдия, пресловутый,
премного, престарелый, пресытиться, претендент,
препроводить, преуменьшить, префект, прервать,
прерогатива, прецедент.
14
26. Приводимые ниже слова разбейте на группы в зависимости
от значения приставки при-:
1) пространственной близости, смежности: прибрежный,
приусадебный;
2) прибавления, приближения, присоединения: приделать,
прибить, пригибать;
3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный
срок: приоткрыть, приостановиться;
4) доведения действия до конца: приглушить, придумать.
Отдельно приведите слова, в которых приставка при- не
выделяется: привет, приключения.
Прибежать, приблизиться, приболеть, прибор,
приварить, привезти, привернуть, привесить, приветливый,
прививка, привинтить, привлекать,
приводить, пригладить, пригласить, признать, пригнуть,
пригореть, приготовить, придвинуть, придержать,
прижать, прижечь, призадуматься, призвать,
приземлиться, приказать, прикаспийский, приклеенный,
приклоненный, приковать, приключенческий,
прикончить, прикоснуться, прикрепить,
прикрикнуть, прикупить, применить, примерзнуть,
приморский, прилечь, принарядиться,
приподнять, присвоить, прислушаться, пристрелить,
приукрасить, приуменьшить, пришить, пришкольный.
27. Объясните значение следующих слов:
1) приделать, предел, переделать;
2) прикрасить, прекрасный, перекрасить;
3) приемник, преемник, перенимать;
4) призирать, презирать;
5) приступить, преступить, переступить;
6) придать, предать, передать;
7) прибывать, пребывать, перебывать;
8) приходящий, преходящий, переходящий;
9) приуменьшать, преуменьшать;
10) притворить, претворить;
11) приклонить, преклонить.
15
28. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка
пр..щуривая левый глаз (П.). 2. Я начал его расспрашивать
об образе жизни на водах и о пр..мечательных
лицах (Л.). 3. Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
и пр..легли стада (Кр.). 4. Около чайного стола
Обломов увидал живущую у них пр..старелую тетку
(Гонч.). 5. Я заметил, что ко мне в комнату беспр..станно
западали какие-то слабые отсветы (Т.). 6. Пр..бывание
казака в станице есть исключение из правила
(Л. Т.). 7. Я пр..творился спящим, но в самом деле
заснул уже тогда, когда заснула моя мать (Акс).
8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр..даваясь наивысшему
наслаждению (Ч.). 9. Мальчик дернул деда
за рукав, и его лицо совершенно пр..образилось
(Кор.). 10. Рота солдат пр..граждала дорогу на площадь
(М. Г.).
29. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
В случае затруднений обращайтесь к словарям.
1. Тут у нас вечерком пр..весело бывает (Зайц.).
2. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух
(Бл.). 3. Послы пр..близились и на ковре перед тронными
ступенями пр..клонили колени (А. Н. Т.). 4. Наши
детские выходки ипр..грешения он воспр..нимал
очень остро (Вер.). 5. Пр..следование представлялось
бесполезной тратой времени (Аре). 6. Ел Мирон Лукич
разборчиво, пр„вередливо и скоро отодвинул тарелку
(Фед.). 7. ≪Что, туда или оттуда?≫ — спрашивает
регулировщик, пр..держивая мою руку, чтобы пр..-
курить (Некр.). 8. Те немногие минуты, которые были
нужны для пр..одоления этого пространства, показались
прапорщику вечностью (Степ.). 9. Все мальчики
засмеялись и опять пр..умолкли на мгновенье (Т.).
10. Девушки пр..гожие, как сама земля (Бл.).
30 (повторение). Перепишите текст, вставляя пропущенные
буквы. Объясните выбранные написания, обращая
особое внимание на употребление приставок пре- и
при-. Озаглавьте текст.
16
В душные июльские ночи двери в палаты не
пр..крывались. Многие теперь пр..знавались, что полюбили
просыпаться рано, еще сквозь дремоту слыша
бесцеремонный птичий щебет над самым ухом.
Пр..летевший с гор ветерок треплет края простыни,
пр..ветливо к..сается спящих детей. Несмотря на все
превратности войны, на непр..станную боль и страдания,
они улыбаются, пр..даваясь утренней неге. Ночь
унесла с собой все вчерашние огорчения. Рассветный
холодок, запах ..кации и росы будто сами собой входят
в грудь, и родится беспр..чинная радость. Все вокруг
преображается. Всего хочется: и утренней каши,
и книжку пр..дл..жить соседу, с которым вчера
поссорился, и птицу на кровать пр..манить.
Как-то была Севке пр..большая удача: поймал руками
желтобрюхую с..ницу, пр..севшую на спинку
постели. Птицы не боялись тех, кто лежал, — лишь
бы не было рядом ходячих и взрослых. Кто-то сразу
пр..тащил корзинку с травой, кто-то хлебные крошки.
Все хотели пр..ручить птичку. Но она затрепыхалась,