Тема 4. Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» в контексте литературы XII в. и воинских повестей XIII – XIV вв
История открытия, публикации и изучения. Проблема времени создания, перевода и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». Сюжетно-композиционная структура и основные художественно-стилистические особенности. «Слово» и литература XII – XIII, XIV вв. «Повесть о разорении Рязани», «Задонщина».
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Лихачев Д.С. Великий путь. – М., 1987.
4. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. – М., 1978-1994.
Дополнительная литература:
1. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1978.
2. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.
3. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.
4. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники литературы XII – XIII веков. – Л., 1968.
5. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: Т. 1-5. – СПб., 1995.
6. «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. – М., 1988.
7. «Слово о полку Игореве» и его время. – М., 1985.
8. Сказания и повести о Куликовской битве. – Л., 1982.
9. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.
10. Есаулов И.А Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.
Тема 5. Литература, архитектура и иконопись эпохи Епифания Премудрого и Андрея Рублева.
Второе южно-славянское влияние, эстетическое своеобразие стиля "психологического умиротворения» и эмоционально-экспрессивного стиля в иконописи и литературе. Нравственно-религиозная содержательность и основные художественные приемы стиля "плетения словес". «Житие Сергия Радонежского» и творчество Феофана Грека. «Повесть о Петре и Февронии». Творчество Андрея Рублева.
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Еремин И.М. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.
4. Лихачев Д.С. Великий путь. – М., 1987.
5. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.
6. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. – М., 1978-1994.
Дополнительная литература:
1. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.-Л., 1962.
2. Грихин В.Л. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV – XV вв. – М., 1973.
3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от источников до начала XVI в. – М., 1983.
4. Демкова Н.С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретация, источники. – СПб., 1997.
5. Муравьев А.В. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М., 1984.
6. История русского искусства: В 3 т. Т.1. Искусство X – первой половины XIX века / Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. – М., 1991.
7. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
8. Еремина О.А. «Повесть о Петре и Февронии Муромских как произведение христианской культуры» // Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 15-24.
Тема 6. Литература и публицистика XVI в.
Формирование централизованного государства. Развитие публицистики. Демократизация литературы, эволюция жанров. Архитектурные и живописные памятники XVI в., идейная и стилевая общность мс литературой. Творчество и просветительская деятельность Ивана Пересветова, Данила-митрополита, Максима Грека. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие посланий Ивана Грозного. Стиль второго монументального историзма: «Степенная книга», «Домострой».
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Лихачев Д.С. Великий путь. – М., 1987.
4. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.
5. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. – М., 1978-1994.
Дополнительная литература:
1. Зимин А.А. Пересветов и его современники. – М., 1958.
2. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – XVI вв. – М.-Л., 1960.
3. Плюханова М.В. Сюжеты и символы Московского царства. – СПб., 1996.
4. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. – Л.,1973.
Тема 7. Общая характеристика литературы XVII века и идейно-художественное своеобразие бытовых, сатирических повестей.
Своеобразие эстетического сознания переходного периода: эволюция жанров и стилей. Демократизация литературы в контексте нарастающих процессов секуляризации сознания, усиления сатирического бытоописательства. Идейно-стилевое влияние традиций «смеховой культуры», еретических движений, фольклора и деловой письменности. Жанровое и художественное своеобразие бытовых и сатирических повестей. «Повесть о Горе-Злочастии»: фольклорное и книжное начало в поэтике, сюжете, образе главного героя и образе Горя-Злочастия. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная».
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Лихачев Д.С. Великий путь. – М., 1987.
4. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.
5. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. – М., 1978-1994.
Дополнительная литература:
1. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. – М., 1984.
2. Робинсон Л.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. – М., 1974.
3. Адрианова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. – М.-Л., 1937.
4. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2 т. – СПб., 1999.
5. Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.
Тема 8. Раскол и творчество протопопа Аввакума.
Церковная реформа Никона и раскол русской церкви. Трансформация житийного канона и новаторство в изображении человека в «Житии протопопа Аввакума». Особенности языка и символизм художественного пространства жития.
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Памятники литературы Древней Руси: В 12 т. – М., 1978-1994.
4. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.
Дополнительная литература:
1. Замалеев Л.Ф., Овчинникова Е.Л. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.
2. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. – Л., 1974.
3. Словарь книжников и книжности Древней Руси: XVII век. – СПб., 1992. Ч.1.
4. Робинсон Л.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. – М., 1963.
5. Грачева И.В. Новые принципы изображения человека в «Житии протопопа Аввакума» // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 42 - 47.
Тема 9. Творчество Симеона Полоцкого.
Восточнославянская традиция школьного театра и пьесы Симеона Полоцкого. Публицистический смысл и художественное своеобразие «Комедии притчи о блудном сыне». Возникновение силлабического стихосложения. Жанры, темы, образы, стиль стихотворений Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» как выражение традиции панегирической и дидактической традиции в русской литературе.
Основная литература:
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
3. Полоцкий С. Избранные сочинения. – М.-Л., 1953.
4. Панченко Л.М. Русская стихотворная культура XVIII века. – Л., 1973.
Дополнительная литература:
1. Софронов А. Поэтика славянского театра: XVII – XVIII вв. – М., 1981.
2. Панченко А.М. Русская история и культура. – СПб.,1999.
3. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневковья к Новому времени. – М., 1999.
4. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. – М., 1991.
Практический курс