Значение книги жития св. Варлаама и Иоасафа царевича для познания Христианской веры и жизни
Милость Божия буди с вами!
Добрейший Н-лай В-вич! С праздником!
Спешу ответить вам, направляя письмо в село ваше, хотя не имею уверенности, что оно там застанет вас. На авось!
Адрес Ушинского вот. Малая Владимирская, собств. дом, №7.
Помните, я затевал православного Буяна состряпать? - Не настоит нужды. Есть чем заменить, - и в наилучшем виде.
Еще в Иерусалиме, в обители св. Саввы видел я большую рукописную книгу. Жизнь Варлаама старца и Иоасафа царевича. И все собирался прочитать, - и не собрался. Дома, с тех пор как выписал св. отцов - и встретил между писаниями св. Дамаскина сию книгу в печати, тоже все посматривал, чтоб прочитать и не читал. - На днях, имея нужду по случаю беседы Ушинского о почитании иконы посмотреть слова о сем св. Дамаскина, опять попал глазами на сию книгу, - и решил прочитать ее. - И что же? Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре - нет, - и едва ли может быть. - Чего ради предприемлется перевод, или и имеется в виду издание с картинками. Это будет лучше всех катихизисов!
Вы, оберегая мои глаза, пишете, - не трудить их. Нет, не тружу. Понемножку, копаюсь, - в раструску.
Благослови Господи вам сбыть добре ваше имение.
Да угладится путь ваш в Спб.
Здоровья вам желаю и самого развеселого расположения духа.
Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 ноября 1882 г.
1158. Об Ушинском и просмотре его трудов против штундистов. Предположения о своих работах и совет составителю книги "Жизнь Спасителя"
Милость Божия буди с вами!
Добрейший мой Н-лай В-вич!
Поздравляю и вас со вчерашним праздником Рождества Христова и с завтрашним новым годом. Даруй вам Господи всего хорошего и утешительного.
Спешу указать вам место жительства Ушинского. Но наперед восклицаю: можно ли не знать сего?! Выйдете на двор в полнолуние, и смотрите на луну. Самые светлые точки - это К, - следующая за нею И, - потом идет Е и на конец В. Вот вам и место жительства. Можно ли этого не видеть?! - Но мне подумалось, что я прежде писал, что он там живет.
Я точно думал перевесть только беседы Варлаама с Иоасафом царевичем, - в противоядие Ивану Буяну. Но потом опять воротился на старое: изобразить картину течения жизни истинного христианина от начала до верха совершенства, в картинах, куда войдут назначенные беседы, - и подобия Ермы, и видения Ездры, Даниила, др. пророков, Апокалипсиса, и многих святых из четь-миней. Когда-нибудь надо засесть на год и более, - и все сладить. - Будет ли это?
Мне думается лучше обойтись в описании земной жизни Спасителя - без некоего Louis. Все западные много пустяков пишут, - а о деле по верхам касаются. Нечего денег на них тратить и глаза ими мутить. - Поболее из св. отцов и будет предобре.
Праздниками читаю св. Григория Богослова - глубокого и высокого. Но таинство Пресвятыя Троицы все остается таинством, - неприступным.
Ушинский пишет против штундистов, добыв пункты исповедания их веры. Пишет и ко мне шлет на ревизию. Хоть не полно, но все идет. На безрыбье и рак рыба. Я думал сначала пополнять. Но возопила леность, и убедила меня погладить кое-что. - И тем удовольствоваться. Как будто и совестно, но что поделаешь с леностью? Для ней закон не писан. - Пополнее, может быть сам вздумаю писать. Об одних иконах надо написать целую книгу. И не книгу, а книжищу. Иконы - большое дают пособие кривотолкам немцам, надо их по носу.
Буду ждать новостей, о преобразовательных движениях.
Посылаю вам книги, которые недавно вышли, кажется это конклюзия - следовало бы толковать послание к Евреям. - Но по некоей поговорке - много в голове, да вон не лезет.
Благослови вас Господи. Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 29 декабря 1882 г.
1159. Продолжение трудов по исправлению кн. "Жизнь Спасителя". Отзыв об авторе и совет ему. Развязка с рукописью Ушинского. Опасение глазной операции
Милость Божия буди с вами!
Добрейший Н-лай В-вич!
Поздравляю с благополучным возвращением. Пожить вам теперь в добром здоровье до нового отъезда желаю.
Но - прямо за дело. Пересмотрел рукопись, кое-что прибавил, кое-что поправил, некие события переставил и здесь, как требуется самым характером событий и сказаниями о них. Как все учинено, и что желательно, значится на особых листах там с рукописями. - Поправки сделаны карандашом. Чернилами поправить предлагаю вам, как автору поправки. - Перестановка событий делает неизбежною переписку двух тетрадей, как увидите.
Но все сие придется еще мне повторить вам после. Ибо - рукопись хоть запакована, но не пойдет на почту. Вода поднялась; и на почту не едут, а идут. Недивно парню и искупаться. И со всем, что принял. И не посылаю рукописи. Полежит еще недельки две-три. Я думал послать на третьей; но вы не определили срока, - и боялся, как бы за отсутствием вашим не случилось какое неудобство с рукописью. А между тем дело не ко спеху. Присылайте другие, тогда зараз и пришлю.
Как я рад, что развязался, чем связал себя по рукописи Ушинского. Я переделывал все, и кажется статьи две переделал, как напала лень - страшная. За перо взяться не хотелось. - На ту пору кто-то подзадорил Ушинского - давай напечатаю, как есть. Он и пишет, - прося прислать рукопись, как есть, и выставляя резон, что - де упускать случай нельзя. Обеими руками схватил я рукопись, поскорей упаковывать, как бы тот не передумал. И отослал.
Я сделал только пометки, что поправить, что выпустить, и порядок какой. Все, что казалось нужным, замечено. Но исполнение того отдал ему в руки.
Разрешат ли ему печатать, не знаю. Но когда напечатают, ведайте, что там собственно моей ни строки нет. - Сие ведать подобает.
Вот я и свободен стал. А писать все же не хочется. Взялся за Добротолюбие, о коем докучают непрестанно Афонцы. И св. Кассиана уже приготовил, то есть выписку из него. - Сам он весь требует нового перевода. Но сие предлежит совершить последующим родам.
Припоминаю ваши вопросы - о разных вещах, желаемых в жизни той. Главное есть: писано хорошо, - и христианское чувство будет покоиться и утешаться читая.
Прочего - многого нельзя ведь и требовать от жизнеописания. На то есть другого рода писания. - Я и не расширял кругозора читателя, а ограничивался одним: если все писанное бьет по сердцу, то и добре. - Другое дело: когда поручили писать, значит доверились, что добре сделает, что желательно, наперед бы следовало указать, - или теперь по течению писания указывать, пока еще пишется.
О. Матвей добре пишет. Но его желание прибавки, - нахожу не дельным. Нанялся - продался. Да и сумма дана достаточная. Если выйдет 100 л. крупной печати, то каждый лист 30 р. - Это в два раза более, чем дают журналы наши самой высшей ценою. Труд же писания не очень головоломный и не очень копотный. - Я еще о. Арсению писал, чтоб он порекомендовал пишущему найти Фомы Аквината - Catenae patrum на все евангелия. Под каждым текстом идут выписки из св. отцов, коих были о сем толкования, и все тут. От себя он ничего не прибавляет. Так вот передайте о. пишущему, что имея сию книгу под руками, он не будет иметь нужды рваться там и сям. - Может быть она есть в акад. библиотеке. А то пусть бегает в публичную.
Спрашиваете: глазки - глазки! - Видите, как пишу? След. есть чем смотреть. А когда есть, что хлопотать? - Правый глаз, кажется, созрел. Но ведь и последняя линия созрения может проходить несколько месяцев, когда все время созревания тянулось лет 5-6, если не больше.
Я как только вздумаю про операцию, - волос дыбом становится. Потому нет ничего дивного, что не буду делать операции. Один доктор уж решил, что нельзя. Я этому очень, рад.
Но ведь жить-то сколько осталось? - День-другой и конец. Из-за чего же я буду себя тиранить? - Это меня всегда останавливает от порывов резаться. Впрочем, подождем, что еще покажет настоящее время.
Скажите пожалуйста: кто-то в конце письма ко мне приписал: о Пашкове в след. письме. - И ни гу-гу, - хорошо это он сделал?!
За тем благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 28 марта 1883 г.
1160. Подробности об исправлениях в просматриваемой книге "Жизнь Спасителя". Труды по Добротолюбию
Христос воскресе!
Добрейший Н-лай В-вич!
Оба письма ваши последние получил на Пасхе. Я упредил ваше желание - не спешить отсылкою рукописи, - и отослал ее. Застанет ли она вас в Питере?! - Дойдет когда-нибудь и до ваших рук.
Письма с тою посылкою не было. Пишу теперь. - Там все прописано, как чему быть, и почему. Немножко надо передвинуть события: что указано. Писано все карандашом. Можно вычистить, если не понравится; но Выша не откажется нахмурить брови. От чего будет затмение солнца. Виновные пусть устрашатся.
Какие там ноты наделаны, все перезабыл. А тюк зашит. Ничего не прибавлю.
Сказания об исцелении прокаженного - уже прошло. И он стоит на своем месте, - т.е. пред исцелением расслабленного.
Посещение Назарета - два - добре! - Но первое, что у Ев. Луки, надо поместить не там, где оно поставлено, а немного после, именно не пред вселением в Капернаум, а во время первого хождения по Галилее - пред исцелением прокаженного. И будет в это хождение - два события, посещение Назарета, - и исцеление прокаженного. - Сие в заметках отосланных показано.
Еще надо бы, вместо одного, два видеть события. Это о призывании Апостолов - с ловли. Они характерно отличаются. И комкать их в одно событие без натяжек нельзя. И сделать два сказания: одно как у Ев. Матвея, другое как у Ев. Луки. А где их поместить? - Одно прямо по вселении в Капернаум, как у Ев. Мф. и Мр., - а другое по возвращении из первого хождения по Галилее, - пред исцелением расслабленного, предполагается: воротились, не тотчас же и исцеление? - Отдохнуть надо. И отдыхают. Спаситель особо, в уединении. А Апостолы пошли половить рыбы. Ведь это только выйти из города. Тут и есть. Вышел и Спаситель. И было то, что у Ев. Луки. Это окончательное позвание. - Латинцы все уже так ставят или размещают сии сказания. И это даже во всеобщих церков. историях, коих имею две под руками.
Буду ждать обещанного присыла новых тетрадей.
Сижу теперь над вторым томом Добротолюбия. - И чую, что теперь это делается с тяготою, тогда как первый живо был смастерен.
Кассиан святый и пр. Исихий - кончены. Течет преп. Нил премудрый. Пред св. Кассианом надо поместить извлечения из св. Ефрема. Он - начало. Конец - Исаак Сирианин. И все кои между ними, все хоть понемногу, войдут в сей том.
Веселой вам поездки желаю, - и здоровой. Буди Божье благословение на вас.
Ваш богомолец еп. Феофан. 25 апреля 1883 г.