История помещения] на крыльях областных гербов... Практическая польза от подробного во всех частях изучения государственного герба
§ 64.
Мысль поместить вокруг орла, герба всероссийского, печати прочих царств и великих княжеств, присоединенных в разное время к Москве, выразилась в первый раз в большой государственной печати царя Иоанна Васильевича Грозного, которую видим приложенною к грамоте Лжедмитрия 1605 г. ноября 5, с уведомлением Юрия Мнишка о благоуспешности всех дел его(42) (табл. XV, рис. 6). Идея эта могла родиться у нас при виде тех фигур, которых изображения встречаются на произведениях греческого искусства вокруг всадника на коне (см. выше), но вероятнее, что нововведением этим была обязана Россия знакомству с печатями Польши и Западной Европы. Действительно, если сравнить печать Иоанна Грозного с современной ей печатью польскою(43), то нельзя не удостовериться, что форма надписей и расположение областных гербов представляют большое сходство. Как бы то ни было, печатями областей, помещенными вокруг государственной печати, должно было объяснить титул государя, здесь же написанный. Оттого изображены вокруг герба печати: Новгородского наместника, царств Казанского и Астраханского, Псковская, Смоленская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская, Новгорода Низовския земли и Черниговская. Подобно тому на царском серебряном троне, на царской посуде и других вещах позднейшего времени видим также вокруг государственного герба изображения областных печатей(44). Но в государственной печати царя Алексея Михайловича эти мелкие печати стянулись в более общие, и соответственно государеву титулу были изображены с правой стороны три крепости, каждая особой архитектуры, и над ними буквы В, М, Б: это представительницы Великой, Малой и Белой России; а с левой также три крепости и над ними буквы В, З и С. - эмблемы восточных, западных и северных стран. В дополнение к тому был изображен под орлом знак отчича и дедича, который с обеих сторон охраняли вооруженные люди(45) (табл. XVI, рис. 3). По присоединении Малороссии к царству Московскому на печати, назначенной для печатания дел, до нее относившихся, под государственным орлом с атрибутами власти - скипетром и державою, - положена на столе гетманская булава. С правой ее стороны стоит, вероятно, сам гетман с крестом в руке, с другой стороны выступает какое-то важное лицо, держащее знамя. За ними следует несколько человек - все в малороссийских парадных костюмах. Некоторые из спутников гетмана и свидетелей возведения его в это звание указывают на царя, в московском гербе, давая тем как будто знать, что он дарует гетману власть(46).
_____
(42) СГГД. Т. 2. С. 227.
(43) Там же. С. 464.
(44) Древности Российского государства. Отд. 2, N 79; Отд. 5, N 42.
(45) СГГД. Т. 2. С. 209.
(46) СГГД. Т. 4. С. 369.
Та же форма и те же изображения, какие мы видели на большой печати царя Алексея Михайловича, сохранились на больших государственных печатях царя Феодора Алексеевича и первых годов царствования Петра Великого. Гораздо полнее атрибуты в государственном гербе, приложенном к дневнику иностранца Корба, бывшего в России в конце XVII в.: на персях орла помещен московский герб, на правом крыле знамена киевское, новгородское и астраханское, а на левом - Владимирское, Казанское и Сибирское, а вокруг всего герба на особых щитках двадцать шесть других гербов областей и городов, упоминаемых в титуле русского царя, ему принадлежащих, равно как и тех областей, на которые Россия имела притязание (табл. XVII).
Помещенные у Корба на крыльях орла областные гербы в том же порядке перешли на императорскую печать Петра Великого: на одних печатях в особом ободочке, в других на крыльях орла поместились в отдельных щитах гербы главнейших городов, бывших столицами России, Киева, Новагорода и Владимира на Клязьме, и трех царств, присоединенных к Москве, - Казанского, Астраханского и Сибирского. Как печати первых, т.е. городов русских, увенчаны коронами императорскими и великокняжескими, так на гербах царств стоят короны этих стран (табл. XVIII, рис. 2 и 7) .
Конечно, по мере увеличения пределов России должны были изменяться и гербы, окружающие двуглавого орла; гербы городов, прежних столиц княжеств, уступили место гербам отдельных царств и государств, присоединенных к России, и хотя их обыкновенное место было на крыльях орла, как Московского на персях его, тем не менее иногда делались попытки разместить их и иначе, но такие отступления от обычного порядка удерживались недолго. Для примера указываем на монету императрицы Екатерины II 1769 г.: на ней в средине представлен государственный герб, без изображения московского знамени, а по сторонам, в особых щитках, гербы московский, сибирский, казанский и астраханский (табл. XVI, рис. 7). В настоящее время на правом крыле орла в государственном гербе помещаются три щита с гербами царств: Казанского, Астраханского и Сибирского, и на левом - царств Польского, Таврического и великого княжества Финляндского. В большой же государственной печати, сверх того, вокруг щита - гербы всех прочих губерний и областей(47).
_____
(47) Свод законов основных. Спб., 1842. Т. 1. Ст. 39.
Есть ли какая-нибудь практическая польза для науки от такого подробного изучения истории государственного герба? Имеет ли оно какое-нибудь отношение к археологии и не есть ли это плод простого любопытства? - может спросить нас кто-нибудь не близко знакомый с делом. Оставляя в стороне, что все родное, пережившее века, должно быть дорого и мило тому, кто любит свою Родину, кто чтет ее святыню, мы думаем, что ошибки, так часто делаемые у нас археологами при определении времени, к которому принадлежит тот или другой памятник, при отыскании места, которому он обязан своим существованием, отчасти происходят оттого, что археология наша не постановила еще твердых и непреложных правил, когда герб изображался так или иначе, в каких именно случаях и когда московская печать помещалась отдельно от двуглавого орла, и когда они слились; когда он стал держать в пазногтях скипетр и державу, с какого времени начали его венчать тремя коронами и т.д. А знать все эти приметы необходимо, потому что государи наши и даже частные лица любили украшать домашнюю свою утварь, одежду, сбрую, оружие, пелены изображением орла. На вещах, особенно государевой казны, не мог не отразиться тип, который преобладал на печати того или другого правления и составлял ее отличительную черту; напр., единорога в государственном гербе, видим на секирах (в Оружейной палате хранящихся), а на оборотной их стороне повторен двуглавый орел, на персях его - ездец. Время, к которому памятник этот принадлежит, можно определить по означенной примете. Безусловно, нельзя секир этих приписывать царствованию Иоанна Грозного, у которого в печати единорог был поставлен один, а оборотная сторона двуглавого орла была без московского ездца. В позднейшие только царствования единорог помещен на персях орла в печати. Потому за недостатком других данных, которые могли бы противиться этому предположению, должно отнести секиры к концу XVI или началу XVII столетия. Это один пример, а подобные случаи могут встречаться археологу часто, и за неимением других более твердых и положительных свидетельств форма орла и его атрибуты дают верное средство дойти до истины.
Любовь к эмблеме орла была так велика, что для украшения ее ничего не жалели. Как часто на памятниках старины нашей вы видите вместо корон драгоценные камни, вместо московского герба чудное бурмицкое зерно, вместо державы - огромный лал, имеющий ее форму, и т.д. В этом отношении, конечно, давалась полная воля воображению художника, но основной тип того времени, когда изготовлялся орел, был неприкосновенен и всегда тверд. Обстоятельство это, повторяем, важно для определения эпохи, к которой должно отнести памятник; не менее важно другое обстоятельство, хотя кажущееся ничтожным, но могущее в некоторых случаях оказать немаловажную услугу при разыскании места, где сделана вещь. Мы говорим о том, в какую сторону обращен московский герб. По основному в геральдике правилу всякая живая фигура должна смотреть вправо, между тем у нас в гербе всадник на коне искони и всегда обращен в левую сторону, и, конечно, никакой русский художник без нужды не переменил бы такого его положения, а если на некоторых изделиях виден всадник, обращенный вправо, то можно наверное сказать, что это произведение не русского мастера, а сделанное за границею; напр., на железном кованом шишаке времен (как значится по описи) царя Феодора Иоанновича в двуглавом орле видим всадника направо, и действительно - он оказывается «цесарского дела»(48). Выше было уже замечено о печати Лжедимитрия с такою же отличительною чертою. Подобных примеров много. Обращаем внимание на хранящийся в Оружейной палате царский серебряный трон и на изображение рыцаря поверх сидения: он в латах, на коне, также поражает дракона и обращен вправо. Фигура его не оставляет никакого повода сомневаться в иноземном происхождении этого замечательного памятника старины.
_____
(48) Древности Российского государства. Отд. 3, N 18.
Не менее важна для науки история других принадлежностей русской государственной печати. Мы переходим к коронам.
[§ 65] 2). Короны. Их форма, число и значение креста на короне. Императорская корона;
§ 65. Короны.
По общему правилу в государственном гербе помещается та корона, которою государь венчается на царство. Сообразно тому, корона Мономахова (табл. X, рис. 6), завещанная Византией русскому царю, - корона, которой и по преданию, и по значению ее при царском венчании оказывалось постоянное и особенное уважение, могла бы венчать русского орла. Но вместе с византийским гербом перешла к нам и корона, его венчавшая, и в первое время после принятия этого символа она подвергалась небольшим лишь изменениям. Вообще на печатях форма великокняжеской короны напоминает собою венцы, которые употребляются церковью нашею при совершении обряда бракосочетания.
На каждой из глав орла печати Иоанна III видим по такой зубчатой короне сперва о семи, а потом о пяти шипах(49) (табл.VI, рис. 4). В малых печатях царя Иоанна Васильевича Грозного и его ближайших преемников она состояла из трех листьев(50) (табл. XV, рис. 1), а на большой государственной печати Грозного, окруженной областными гербами, возвышается одна великокняжеская корона (табл. XV, рис. 6), в которую всажен крест с надписями по сторонам: Ис.Хс.(51) Корона эта такая же, какую видим на шлеме великого князя Александра Невского(52) (табл. X, рис. 1, 2).
_____
(49) СГГД. Т. 1. С. 347, 417, 453.
(50) Там же. Т. 2. С. 65.
(51) Там же. С. 228.
(52) Древности Российского государства. Отд. 3, N 5.
Три короны являются в первый раз на печати начала XVII столетия, правления Лжедимитрия. Мы уже заявили свое убеждение и доказательства, почему мы думаем, что печать эта сделана за границею мастером, не близко знакомым с Россиею. Две маленькие короны, покоющиеся на главах орла, совершенно такие же, какие на печати Иоанна IV Грозного, но корона средняя (табл. XVI, рис. 2), большая, есть королевская и прямо соответствует тому титулу Imperator, который принял и употреблял мнимый сын Иоанна. Но на другой, меньшей, печати того же лица вместо средней короны видим большой крест, который встречается иногда на памятниках XVI и XVII столетий.
Причина помещения креста на короне вполне объясняется образом воззрения православного государя на Св. Церковь. Высшее осенение эмблемы власти крестом есть идея не новая, и крест же возвышается на короне Мономаховой (табл. X, рис. 6). Еще яснее выразилась эта мысль на большой печати Иоанна Грозного: кроме креста на его короне в особом щите изображен еще другой крест, имеющий сбоку копье и палицу с надписью вокруг: «Древо дарует древнее достояние» (табл. XV, рис. 6). Выше была уже высказана нами и подтверждена фактами мысль, что в государственной печати ни одна черта не была произвольна, и всякая в ней эмблема, всякая надпись была в полном соответствии с титулом, который носил государь и употреблял в тех или других случаях по стародавнему обычаю. Мы полагаем поэтому, что и помещение креста в гербе на печати Иоанна Грозного не может быть приписываемо ни случаю, ни произволу, а объясняется нововведением, сделанным в это царствование в государственном титуле, а именно: вместо прежнего выражения: «Божиею Милостью», - Иоанн IV начинал свое царское именованье так: «Троица пресущественная и пребожественная и преблагая, правоверующим в Тя истинным крестьяном дателю премудрости, преневедомый и пресветлый и крайний верх направи нас на истину Твою и настав и нас на повеление Твое, да возглаголем о людех Твоих по воле Твоей! Сего убо Бога нашего, в Троицы славимаго, милостию и хотением и благоволением удержахом скифетр Российскаго царствия, мы великий государь и пр.» Другая формула была кратче: «Милосердия ради милости Бога нашего, в них же посети нас восток свыше, во еже направите ноги наша на путь мирен, сего убо Бога нашего в Троице славимаго милостию, мы и пр.»(53)
_____
(53) Наша статья: «О титуле русского государя» в Журнале М-ва нар. просвещения. 1847. N 10-11.
Неразрывно с тою же формою титула крест вместо средней короны перешел на большие государственные печати царей Феодора Иоанновича(54), Лжедимитрия(55), у которого, кроме того, по сторонам креста надписи: Царь славы Ис. Хр. Ника, равно как на государственную печать начала царствования Михаила Федоровича(56) (табл. XVI, рис. 1), но с 1625 г. велено было поместить вместо креста среднюю корону, и с этого года должно считать официальное введение в государственном гербе трех корон(57).
_____
(54) СТГД. Т. 2. С. 101.
(55) Там же. С. 280.
(56) Российский царственный дом Романовых / Изд. Г.К.Фридебург. Спб., 1852. Вып. 6.
(57) СГГД. Т. 3. С. 277; от 1625 г., апр.: «Что у прежней нашей печати были промеж глав орловых слова, и ныне у новые нашие печати слов нет, а над главами у орла Коруна» (ААЭ. Т. 3, N 162).
Как при царе Алексее Михайловиче сложились и объяснены прочие части государственного герба, так и три короны, которые доныне венчают русского двуглавого орла, продолжали постоянно употребляться в царствование этого государя, с тем только, что форма их стала подходить ближе к шапке Мономаха (табл. XVI, рис. 3). Короны эти по выражению одного официального того времени памятника знаменуют «три великия: Казанское, Астраханское и Сибирское славныя царства, покоряющиеся богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшаго нашего государя, державе и повелению»(58).
_____
(58) СГГД. Т. 4. С. 209; Древняя российская вивлиофика. Т. 16. С. 118.
Те же короны остались без изменения и в последующие царствования до тех пор, пока Петр I не принял титула императора (табл. XVI, рис. 3). Тогда великокняжеские, царские короны заменены тремя коронами императорскими, которые остаются в русском государственном гербе до настоящего времени (табл. XVIII, рис. 2, 3, 7).
Судя строго, по коронам должно бы узнавать, к какому времени относится тот или другой памятник, на котором осталось изображение этой любимой эмблемы, и иногда действительно может быть полезным знание, в какое царствование начали изображать над двуглавым орлом три короны, когда вместо средней короны употреблялся крест, какую он имел форму, и т.п. Знание всех этих примет важно даже для определения порядка, в котором следовали самые печати, в одно и то же царствование употреблявшиеся; напр., печати Петра Великого (табл. XVIII,) отличаются одна короною великокняжескою (табл. XVIII, рис. 3), другая королевскою (рис. 2) и третья императорскою (рис. 7). Первые две должны быть старше последней, которая исправила ошибку, допущенную во второй.
На изделиях и вообще памятниках неофициальных короны имели форму самую разнообразную (табл. X, рис. 3, 4, 5), и так как в них нередко отражался стиль короны чужеземной известной эпохи, то мы думаем, что эта примета может в некоторых случаях, за недостатком других, более положительных, свидетельств, заслуживать некоторого вероятия и вести к довольно правильным предположениям о времени, когда, и о месте, где изделия изготовлены.