VI. Подведение итогов урока

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, поль­зуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа­теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение авторов учебника. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать от­тенки смысла. Благозвучный — 'звучит красиво.)

—~ Какие открытия поможет сделать учебник?

— Для чего нужно знать законы культуры речи?

— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

— Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше­потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.} . \

— Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка, )

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть. '

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы­вает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

— Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

— Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вь рассказали о видах речи? »

— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-' нении.

— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис­пользуя рисунки.

— Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег( списать? (Памятка на с. 132.)

— Откройте и прочитайте памятку.

— Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >

— Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с

— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении':ц

— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

— Какие буквы выделены в этом предложении? *- — Спишите, диктуя себе по слогам. т — Проверьте написанное. Оцените себя, !ь (Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровку],|наст их.)

э? «!» — выполнил все правильно и аккуратно. п, «+» — есть незначительные ошибки или исправления. «—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен­ной — записывали предложение, устной — отвечали на во­просы, речью про себя — размышляли.)

V. Рефлексия

— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

— Слушаем ответ ученика.

— Мама читает сказку малышу.

з • Обдумываем решение задачи.

>/• • Пишем диктант.

— Читаем про себя.

— Поем песню.

е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

— Оцените себя.

«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. ,ь «—» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI. Подведение итогов урока

Е1; — Какие виды речи существуют?

— Какой речью чаще пользуетесь вы?

Домашнее задание

Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.

*-'

Урок 2. Что можно узнать о человеке с по его речи?

Цели: спомощью наглядных примеров показать учащимся, » что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

о Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулиро-

1:иать учебную проблему; анализировать и делать выво:,ы; оцени-вать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока .

I. Организационный момент

Наши рекомендации