VIII. Подведение итогов урока.
— Какую тему повторили? (Деление слов на слоги.}
— Какие правила нужно помнить, чтобы правильно разделить слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Не бывает слогов без гласных.}
— Если в слоге один звук, он гласный или согласный?
— Кто может сказать, что хорошо умеет делить слова на слоги?
Домашнее задание
Выполнить упр. 98 (с. 67).
Урок 36. Как определить ударный слог?
Цели: повторить понятие ударение; формировать умение ставить ударение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах ударный слог; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход уро ка
I. Организационный момент
И. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Запишите предложение под диктовку.
—- Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧАпишисбук-войА.}
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.) (Учитель записываетслово на доске.)
— Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
— Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
— Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог).}
— Выделите корень, подчеркните букву А.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.) Коля нарисовал замок.
— Спишите предложение.
— К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)
Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения!
— Что же такое ударение?
IV.Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?}
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Дети
называют вопросы по теме.) Упр. 99 (с. 67).
— Чем необычна запись стихотворения? (Слова разделены на слоги.}
— Что показывает знак над буквами? (Ударение^)
— Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
— Запишите слова без деления на слоги.
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Что такое ударение?
— Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
— Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (По гласному}
— Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.}
— Послушайте стихотворение.
Мухо-мухо-мухомор, Уходи в дремучий бор И сиди там на полянке, Где живут одни поганки. Б. Липанович
— Приготовьте молоточки —кулачки. Кулачок поможет нам
найти ударный слог.
(Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачок на парту при произнесении ударного звука, имитируют удар.)
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два».
VI. Закрепление изученного материала Упр. 100 (с. 68).
— Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом.
— Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
— Спишите, обозначьте ударение.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
«!» — молодец, поставил ударение правильно.
«+» — хорошо, ошибся 1 раз.
«—» — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение.
Упр. 101 (с. 68).
— Прочитайте задание.
— Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.}
(Самостоятельное выполнение. На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 3 и 2, другой — к схемам 3 и 4.)
— Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания?
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях «!». Упр. 102 (с. 68).
— Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
— Как обозначается диалог на письме? (Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире.)
— Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
— Когда в речи употребляют слова извините, простите?
— Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
— Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
— Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)'
VII. Рефлексия
Карточка , - ; - -
Прочитай, поставь ударение.
Вечером над озером Ходит белый пар... Это рыбы в озере етавят самовар. И. Пивоварова
(Фронтальная проверка. Дети читают слово с выделением ударного слога, называют букву, над которой стоит знак ударения.)
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.
Зеленый — все-понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.