Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года.
“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”
Ученики отвечают на вопросы
· Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?
· О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы мы с вами узнали?
· Как вы думаете на каких условиях отмены крепостного права остановился император?
3. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 19 февраля 1861 г.
Слово учителя: Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа:
1. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;
2.“Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.
Теперь, ребята, вы крестьяне, вас собрали, чтобы ознакомить с Манифестом. Послушайте основные положения реформы, выскажите свое мнение: чем устроила реформа, что вызвало негодование.
Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими правами:
1. Имели право приобретать собственность на свое имя
2. переходить в другое сословие
3. отдавать детей на учебу
4. поступать на службу
5. Могли защищать свои права в суде,
6. вступать в брак без согласия помещика.
7. свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения.
При освобождении крестьяне получали земельный надел,т. е. усадьбу (дом с огородом) и пахотную землю, но в ограниченном размере и за выкуп.
Были установлены максимальные и минимальные норм :
1) черноземная зона - введен уменьшенный душевой надел,
2) нечерноземье - пределы устанавливались от 7 до 10 десятин,
в среднем по стране от 3 до 12 десятин
Земельный надел не мог быть выше установленной нормы.
Земли сверх нормы изымалась у крестьянина ("отрезки"). Обычно «отрезались» земли лучшего качества.
Крестьяне, выкупившие свою землю, назывались крестьянами- собственниками.
Крестьяне дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев вообще не получили земли.
Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь 1/4 определенного законом надела. Крестьяне прозвали их «нищенскими наделами».
До перехода на выкуп крестьянин считалсявременнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности в пользу помещика. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела земли.
Размеры крестьянских наделов, а так же оброк и барщина временнообязанных должны были быть точно определены соглашением между помещиком и крестьянином – Уставной грамотой.Срок подписания Уставных грамот определялся в 2 года.
Для утверждения Уставных грамот и урегулирования споров между крестьянами и помещиками назначалисьмировые посредники.
Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6% годовых давал помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка, если помещик получал от крестьянина оброк, равный 10 рублям, то выкупная сумма в таком случае должна составлять: 166 руб.66 коп. Понятно, что для крестьянина это астрономическая сумма, которую он был не в состоянии заплатить самостоятельно.
Поэтому, крестьянин выплачивал помещику сам 20-25% выкупа. А государство, чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, оплачивало 75-80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был её возвратить в течение 49 лет с начисление 6% годовых. При этом государство вело расчет не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью крестьянской общины.
Крестьянская община распределяла землюмежду общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.
Слово учителя: Вы выслушали основные положения реформы, выскажите свое мнение.
-Неправильно приняли манифест, земля должна принадлежать тем, кто на ней трудится.
- Что мы теперь имеем плати оброк и барщину тяни.
- Эта не та вольная, помещики упросили царя еще два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать потерпим два года
- Нечего терпеть, мы теперь свободные, хоть завтра можем уйти на заработки, можем на барщину не выходить.
4. Значение отмены крепостного права.
Слово учителя: Работа над реформой 1861г завершена, огромная, сложная работа.
Ответьте на вопрос:
· Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?
· Принесла ли пользу России крестьянская реформа 1861 года?
Плюсы
Минусы
1. Ликвидация крепостного права
1. Земля в руках помещиков
2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями
2. Временнообязанное состояние крестьян
3. Расслоение крестьянства
3. Сохранение общины
4. Стимулирование развития промышленности и торговли
4. Примитивные методы хозяйствования
IV. Закрепление темы
Слово учителя:Закончим наш урок отрывком из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим – по мужику.
Ученики отвечают на вопросы:
· Как вы понимаете эти строки Н.А. Некрасова?
(Прежние отношения между помещиком и крестьянином разрушены. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Новые отношения наемного работника и работодателя формировались не сразу .Это длительным процесс, растянувшийся на десятилетия. Нужны новые реформы, о них вы узнаете на следующем уроке).
V. Подведение итогов.
Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:
1. Реформа явилась переломным моментом между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом
2. в ходе её крестьянство сало свободным и в стране сложились условия для формирования рынка свободной рабочей силы.
3. в ходе реформы не был решен главный вопрос – земля осталась собственностью помещика.
· Ребята когда отменили крепостное право?
· Что такое рескрипт, манифест, земельный надел, «отрезки»,крестьяне собственники,
временнообязанные, уставная грамота, мировой посредник?
VI. Домашнее задание § 16; выучить новые понятия.