В Российском павильоне презентовали фильмы, представляющие Россию в программе Cinéfondation

19 мая 2015 года в рамках 68 Каннского международного кинофестиваля в Российском павильоне прошла пресс-конференция участников программы Cinéfondation. Гостям были представлены две короткометражные картины – «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой и «14 шагов» Максима Шавкина.

Модератором пресс-конференции стал кинокритик Андрей Плахов. РОСКИНО и Российский павильон традиционно представляют в Канне фильмы-участники программы Cinéfondation. Победитель студенческой программы получает право на премьеру своего следующего полнометражного фильма во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. В 2012 году главный приз Cinéfondation достался российской картине «Дорога на» Таисии Игуменцевой, и через год ее полнометражный дебют «Отдать концы» вошел во программу Гала показы Каннского киносмотра. В 2013 году в конкурсе Cinéfondation участвовала картина «Норма жизни» Евгения Бяло, а в нынешнем году Россия в программе Cinéfondation представлена сразу двумя фильмами – картинами «Возвращение Эркина» и «14 шагов».

Глава РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе: «Несмотря на то, что в полнометражных программах картин из России в этом году не представлено, самая престижная корткометражная секция порадовала нас - впервые за всю историю фестиваля в Cinéfondation сразу две картины из нашей страны. И Максим Шавкин, и Мария Гуськова приехали в Канн, общаются со своими коллегами, участниками других программ, смотрят фильмы. Каннский фестиваль - колоссальная возможность для молодых ребят и вне зависимости от того, получит кто-то приз или нет, этот опыт никогда не забудется».

Стратегические партнеры РОСКИНО и Российского павильона - ОАО «Аэрофлот» и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Картина «14 шагов» (37 мин.) - дипломная работа Максима Шавкина в Московской школе нового кино, в которой Максим учился на курсе у Дмитрия Мамулии. Продюсером фильма выступила Анна Алешковская, оператор-постановщик – Антон Громов, художник – Дарья Шестакова, звукорежиссер – Данила Жаворонков, главные роли сыграли Ксения Зуева, Дмитрий Кубасов, Алексей Маслодудов, Елена Чекмазова, Наташа Борисова, Анна Наничкина, Александр Кудрявцев. Картина получила приз за лучший короткометражный фильм на 36 Московском международном кинофестивале.

По сюжету фильма молодая девушка Анна уже несколько лет учится в Москве и живет в общежитии. Она давно не приезжает в свой родной город, где живут ее родители и сестра с семьей. Кажется, что она уверенно вычеркнула прошлое из своей жизни, но вдруг в ее жизнь вторгается мужчина, которого она хорошо помнит.

Максим Шавкин: «Мне хотелось избежать фальши, и я решил рассказать историю несколько нестандартным для российского кино способом. В жизни ничего не проговаривается напрямую, поэтому и в моем фильме практически нет прямого проговаривания, все становится понятно через косвенные детали, нюансы, пластические приемы».

Анна Алешковская продюсер: «Мы снимали фильм 9 месяцев - символичный срок, можно сказать, картину вынашивали, как дитя. И, кстати, вскоре после съемок наша актриса родила ребенка. Фильм делался на собственные деньги, нам никто не помогал. Бюджет составил 350-450 тысяч рублей».

Во время съемок у ребят сформировалась слаженная команда, и они надеются в будущем снова поработать вместе. Между тем Максим Шавкин уже вынашивает идею следующего фильма.

Максим Шавкин: «Замыслов много. Один из них - игровой фильм с рабочим названием «11». Согласно задумке, на первом этапе создания картины 11 документалистов отправятся в разные уголки России, где займутся сбором материала, документальными съемками и кастингом. Затем на основе полученного материала будет создан сценарий игрового фильма, в котором снимутся не профессиональные актеры, а отобранные документалистами люди».

«Возвращение Эркина» (28 мин.) – дипломная режиссерская работа выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров Марии Гуськовой, учившейся в мастерской Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского. Продюсерами фильма стали Мария Гуськова, Ринат Муслимов и Денис Гуськов, который также выступил оператором картины. За звук отвечал Вячеслав Несмеянов. В фильме задействованы непрофессиональные актеры, главную роль сыграл Кахрамонжон Мамасалиев. Интересно, что актеры не видели и не читали сценарий - они узнавали о содержании сцен и о своих задачах непосредственно перед съемками. По словам Марии, это позволило избежать механического заучивания текста и помогало исполнителям по-настоящему взаимодействовать друг с другом в кадре.

В фильме рассказывается история Эркина, который выходит из тюрьмы и пытается вернуться в свою прежнюю жизнь. Но жизнь изменилась, и Эркин не знает, может ли он жить на свободе.

Мария Гуськова: «Как-то раз знакомый рассказал мне о своем отце, который сидит в тюрьме за непреднамеренное убийство. Срок отбывания наказания заканчивался, и у отца были шансы выйти условно-досрочно. Меня эта история затронула: я начала о ней думать, развивать. Я отправилась в Киргизию, где сидел отец знакомого, прожила там три месяца, и на основании собранного материала написала сценарий».

Съемки длились 22 смены, а на следующий год группа снова приехала в Киргизию, чтобы переснять три сцены. Поначалу работать в чужой стране было непросто – по словам продюсера фильма Дениса Гуськова, попав в чужую культуру, молодые кинематографисты ощущали себя инопланетянами. Впрочем, к концу съемочного процесса группа уже чувствовала себя в Киргизии, как дома.

Денис Гуськов: «Это было приключение: очень простая история, но в то же время амбициозный проект – поехать снимать за 4 тысячи километров – туда, где никто еще не снимал, с небольшим бюджетом и с ограниченным количеством оборудования, работать с неактерами, быть погруженными в эту новую, экзотическую среду, и снять этот фильм по большому счету вчетвером. Конечно, без помощи большого количества людей, так или иначе, у нас бы ничего не получилось, и мы рады разделить успех фильма с теми, кто нам помогал».

Кахрамонжон Мамасалиев: «Что я могу сказать? Не знаю. Мне было очень интересно. В детстве я мечтал быть актером. Был очень рад, что меня пригласили сниматься. Я даже не представлял, что актер - такая сложная профессия. Работа актера очень просто выглядит на экране. Во время съемок я понял, как это нелегко. Но мне очень понравилось. Понравилось пожить жизнью другого человека. Ну и, конечно, мне хотелось, чтобы меня увидели зрители».

Дополнительная информация и фотографии:

Наши рекомендации