Повесть временных лет и предшествующие ей своды 5 страница


230 РАЗДЕЛ 1

Новгородская судная грамота известна в одном дефектном спи-
ске 70-х годов XV в. Сборник, в составе которого она дошла, по
мнению Л.В. Черепнина, был подготовлен в середине XV в. Кро-
ме Судной грамоты в него вошел Коростынский договор 1471 г,
(между Новгородом и великим князем московским), который
ссылается на нее. Соответственно создана Новгородская судная
грамота не позднее 1471 г. Текст грамоты появился около 1385 г,
и затем неоднократно редактировался.

В сохранившейся части Судной грамоты мы находим статьи,
касающиеся судоустройства и судопроизводства некоторых дел,
в частности земельных тяжб. Среди прочих вопросов в ней ого-
варивается сфера компетенции московского князя в решении
новгородских дел.

Источником Новгородской судной грамоты послужила Рус-
ская Правда, Ряд статей сближает Новгородскую и Псковскую
судные грамоты. Впоследствии некоторые нормы этих памятни-
ков (например, статьи, устанавливавшие единый срок крестьян-
ского перехода) использовались при выработке общерусского за-
конодательства.

Законодательные памятники
конца XV-XVII веков

Политическое объединение русских земель вок-
руг Москвы породило новые отношения не только между форми-
рующимися сословиями служилого и неслужилого населения,
между властью и обществом, но также между центром и терри-
ториями, входившими в состав Московской Руси. Поэтому важ-
ную роль в становлении законодательства молодого единого го-
сударства на начальном этапе играли уставные грамоты, содер-
жавшие распоряжения верховной власти относительно органи-
зации местного управления (наместничьи, губные, таможен-
ные). Известны 16 таких грамот. Их содержание значительно
разнообразнее содержания других актов, выходивших из велико-
княжеской канцелярии. Имея форму актов, они выполняли не-
сколько функций, в том числе и законодательную. В них часто
формулировались нормы материального, гражданского и уголов-
ного права. Кроме того, они фиксировали новые нормы отноше-
ний государства и его отдельных территорий, создавая тем са-
мым прецеденты для решения подобных вопросов в дальней-
шем. Наиболее интересны две самые ранние уставные грамоты
такого рода - Двинская и Белозерская.

Двинская уставная грамота (последние годы XIV в.), исходив-
шая из великокняжеской канцелярии, определяла порядок взаи-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 231

модействия и разделение сфер компетенции представителей
центральных и местных властей. Полагают, что она стала резуль-
татом переговоров между восставшими двинянами и Москвой,
стремившейся присоединить северные земли. Двинскую устав-
ную грамоту можно рассматривать как начальный этап формиро-
вания законодательства единого Российского государства. Важ-
но отметить, что расширение вмешательства центра в дела
Двинской земли сопровождалось выдачей ряда привилегий ее
жителям. В частности, в Двинской уставной грамоте предусмат-
ривались льготы двинским купцам на территории Московского
княжества, их неподсудность великокняжеским судебно-админи-
стративным органам на Устюге, Вологде, Костроме и др. Источ-
никами Двинской уставной грамоты послужили Русская Правда,
великокняжеские жалованные грамоты, нормы обычного и
письменного права Пскова и Новгорода.

Белозерскую уставную грамоту 1488 г, часто называют непосред-
ственной предшественницей Судебника 1497 г. Основное внима-
ние в ней уделено регламентации деятельности органов админи-
стративного управления, соотношению функций местных вла-
стей и великокняжеских наместников, а также разделению
юрисдикции между местным наместничьим судом и централь-
ным - великокняжеским,

Первым опытом кодификации общерусских правовых норм
стал Судебник 1497 г. Его принятие составило целую эпоху в исто-
рии русского законодательства. Долгое время текст Судебника
был известен историкам лишь в выдержках, которые привел в
своих записках (1549) Сигизмунд Герберштейн. Только в 1817 г.
был обнаружен единственный список Судебника. История его
происхождения, источники, место в жизни Московской Руси XV
- первой половины XVI в. пока изучены неудовлетворительно.
Между тем значение этого юридического кодекса выходит дале-
ко за рамки истории правовой мысли древней Руси, поскольку в
Западной Европе того времени подобного свода законодатель-
ных норм не существовало.

Судя по записи, сохранившейся в тексте самого Судебника,
он был составлен в 1497 г. Однако многие исследователи полага-
ют, что работа над ним продолжалась и позже, а сам кодекс на-
чал практически использоваться только после восхождения на
престол в 1498 г, великого князя Дмитрия Ивановича.

Точно установлено, что источниками для первого Судебника
послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей),
Псковская судная (с ней связаны 9 статей Судебника) и уставные
грамоты (10 статей). Некоторые специалисты считают, что со-
ставители нового свода законов могли опираться на существо-

232 РАЗДЕЛ 1

вавшие судебные прецеденты, а также нормы обычного права.
Последнее предположение, правда, вызывает возражение со сто-
роны историков права. Основываясь на прямых упоминаниях и
косвенных данных, исследователи Судебника высказывали пред-
положение, что в его основе могли лежать также особые велико-
княжеские «наказы», направлявшиеся на места при решении
важных судебных вопросов, а также какие-то сборники процес-
суального права, которыми руководствовались в своих действи-
ях представители власти на местах. Кроме того, целый ряд ста-
тей Судебника был сформулирован заново. Вероятно, при этом
использовались тексты Номоканона (Моисеева и Византийского
законодательства). Совершенно не решен вопрос о степени пря-
мого и косвенного влияния ветхозаветных юридических норм
на новые формулировки, составленные для Судебника 1497 г.

По составу Судебник принято делить на три части: 1) поста-
новления о центральном суде (ст. 1-36); 2) постановления о ме-
стном суде (ст. 37-45); 3) постановления по материальному граж-
данскому и уголовному праву (ст. 46-66). Иногда выделяются две
заключительные статьи (67 и (58), имеющие дополнительный ха-
рактер: о запрещении давать посулы судьям и о правилах судеб-
ных поединков. Небольшое количество норм гражданского пра-
ва объясняется крайней сложностью, с которой сталкивались ко-
дификаторы при попытке согласовать противоречивые нормы
обычного права, бытовавшие в разных русских землях.

Судебник 1497 г. на протяжении почти всего XV в. являлся
памятником действующего права. В последующие годы он посто-
янно дорабатывался. По мнению С.В. Юшкова, принципиально
нового законодательного кодекса ни Василий III, ни Иван Гроз-
ный, ни Федор не создали. Судебник Василия III, так называе-
мый Царский Судебник 1550 г., и так называемый Судебник Фе-
дора Иоанновича в значительной степени были новым издани-
ем Судебника 1497 г., исправленным и дополненным.

Судебник 1550 г. в подлиннике не сохранился. Известно
40 списков Судебника, в том числе 13 - XVI в. В июне 1550 г. его
текст был принят при участии Боярской думы. В следующем,
1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным
по инициативе царя. В отличие от уже рассмотренных законода-
тельных памятников многие списки Царского Судебника имеют
оглавление, предшествующее основному тексту. Обычно указыва-
ются 99 или 100 статей. Отсутствующая в ряде списков послед-
няя статья, видимо, была добавлена позже и направлена на огра-
ничение судебных прав удельных князей.

Появление нового Судебника (или, как считает С.В. Юшков,
новой редакции старого, великокняжеского) объяснялось, во-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 233

первых, изменением официального статуса государя, венчанно-
го на царство и одновременно принявшего на себя, как можно
считать, некоторые дополнительные сакральные функции. Вме-
сте с тем требовали разрешения новые социальные противоре-
чия, которые, накопившись, привели к городским восстаниям
середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана Грозного
серьезное внимание уделило составлению нового Судебника.

В статьях нового Судебника получили развитие намеченные
еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации
управления и судопроизводства в государстве. Так, ограничива-
лась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбой-
никах» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем са-
мым расширялись рамки проведения губной реформы, охваты-
вавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юриди-
ческое обоснование. Судебником вводились приказы. Однако пе-
рестройка центральных ведомств и учреждений, подчиненных
им на местах, только начиналась.

В целях укрепления социальной базы центральной власти
расширялись права служилого сословия. В частности, запрещал-
ся переход служилых людей в кабальное холопство, ограничива-
лось право перехода крестьян, более детально регламентирова-
лись взаимоотношения между феодалами и зависимыми кресть-
янами. Одновременно из-за неразвитости государственного ап-
парата правительство еще не могло пойти на полное закрепоще-
ние крестьян.

Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в раз-
нообразных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фик-
сировавшихся в специальных указных книгах, которые велись
при центральных учреждениях. В числе подобных указов были
постановления сначала о временном, а затем и полном запрете
крестьянского выхода в Юрьев день (с 1581 г.), что стало важной
вехой на пути окончательного закрепощения крестьян. Впослед-
ствии эта норма была подтверждена указами о введении так на-
зываемых урочных лет - срока хранения дворянских челобит-
ных по поводу сыска беглых крестьян.

В конце XVI в. была сделана попытка создать особый Судеб-
ник для русского черносошного Севера (Судебник 1589 г.). Около
1606-1607 гг. в одном из московских правительственных учреж-
дений был создан Сводный Судебник. В его основу положены Су-
дебник 1550 г., указы о княжеских вотчинах, приговор о служи-
лых холопах и ряд других законодательных памятников. Факти-
чески он стал проектом нового кодекса феодального права.

Важнейшим законодательным источником XVII в. является
Соборное Уложение 1649 г. Обстоятельства, этапы и детали его по-

234 РАЗДЕЛ 1

явления известны по многочисленным русским и зарубежным
источникам. Принятию нового кодекса предшествовала серия
городских бунтов 1648-1640 гг., среди которых центральное ме-
сто занимало московское восстание, вспыхнувшее, по свидетель-
ству Адама Олеария, «из-за больших тягот и невыносимых при-
теснений». Еще в начале его, 2 июня 1648 г., царю была переда-
на коллективная челобитная «от всяких чинов людей и всего
простого народа». В ней говорилось о необходимости реоргани-
зации государственного аппарата, в первую очередь судебных
преобразований. За ней последовали другие челобитные. В сере-
дине июня 1648 г. в Москве собрался земский собор, который об-
ратился к царю с челобитной о составлении «Судебника и Уло-
женной книги, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие де-
ла делать и вершить». Уложенную книгу,по совместному реше-
нию царя, освященного собора и боярской думы, было поручено
составить «приказу бояр»: князьям Н.И. Одоевскому и С.B. Про-
зоровскому, окольничему князю Ф.Ф. Волконскому, а также дья-
кам Г. Леонтьеву и Ф. Грибоедову. 1 сентября 1648 г. новый Зем-
ский Собор должен был начать слушание проекта Уложения. Ко-
гда и в каком составе на самом деле открылся собор - неизвест-
но. К началу его Н.И. Одоевский «с товарыщи» подготовили
корпус источников, на которые должно было опираться новое
законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники,
царские указы и боярские приговоры, челобитья дворян, посад-
ских людей и «выборных» участников собора, материалы прак-
тического судопроизводства и многие другие. С 3 октября нача-
лось чтение и утверждение составленного «приказом» текста.
Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором
29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье на-
писати на список», «закрепить тот список» рукоприкладствами
участников собора и «списати» текст «слово в слово» в книгу.
Последняя должна была быть заверена подписями дьяков Г. Ле-
онтьева и Ф. Грибоедова, а затем «с тое книги» следовало «напе-
чатать многие книги» - для рассылки в московские приказы и на
места.

Оригинал Соборного Уложения представляет столбец дли-
ной в 309 м. из 959 отдельных составов. На его лицевой стороне
расположен текст Соборного Уложения, написанный нескольки-
ми писцами. На обороте - подписи участников Собора (патриар-
ха, двух митрополитов, пяти архимандритов, игумена, благове-
щенского протопопа, 15 бояр, 10 окольничих, казначея, думного
дворянина, печатника, думного дьяка, пяти московских дворян,
148 дворян городовых, трех гостей, 12 выборных от московских
сотен и слобод, 89 представителей посадов, 15 стрельцов: всего

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 235

315 подписей). По склейкам лицевой стороны стоит скрепа дум-
ного дьяка И. Гавренева. По склейкам же, по на обороте - скре-
пы думных дьяков Ф. Елизарьева и М. Волошенинова, а также
дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. Пометы на столбце указы-
вают источники той или иной статьи. В рукописи имеются по-
правки, пропущенные при переписке места восстановлены. Они
сведены в «Опись поправкам», приложенную к Уложению. На
практике указанным столбцом не пользовались. Для этого, как
уже говорилось, существовали печатные экземпляры Уложения,
около 1 200 книг. Число сохранившихся экземпляров этого изда-
ния неизвестно.

От предшествовавших законодательных актов Соборное Уло-
жение отличается не только большим объемом (25 глав, разде-
ленных на 967 статей), но и более сложной структурой. В крат-
ком введении излагаются мотивы и история составления Уложе-
ния. Главы построены по рассматриваемому объекту правонару-
шения, тематически выделяются своеобразными заголовками
«О богохульниках и церковных мятежниках» (гл. 1), «О государь-
ской чести и как его государьское здоровье оберегать» (гл. 2), «О
денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги»
(гл.5), «О проезжих грамотах в иные государьства» (гл.6), «О
службе всяких ратных людей Московского государства» (гл. 7),
«О мытах и о перевозах, и о мостах» (гл. 9), «О суде» (гл. 10); «О
посадских людях» (гл. 19), «Суд о холопех» (гл. 20), «О разбой-
ных и о татиных делех» (гл. 21), «О стрельцах» (гл. 23), «Указ о
корчмах» (гл. 25). Это позволяло составителям придерживаться
обычной для того времени последовательности изложения: от
возбуждения дела до исполнения судебного решения. Такая стру-
ктура серьезно затрудняет анализ Уложения, поскольку почти ка-
ждый предмет изучения разбросан по нескольким главам.

Соборное Уложение 1649 г. было завершающим этапом ста-
новления законодательства единого Российского государства.
Этим определяется его значение как исторического источника.
Оно дает историку важную информацию по социально-экономи-
ческой и политической истории России XVII в. В Уложении от-
разился переход от сословно-представительной монархии к аб-
солютизму, была зафиксирована роль церкви в государстве; оп-
ределены понятия государственного суверенитета, безопасно-
сти, подданства, военного долга, государственных политических
преступлений; разработаны вопросы материального и процессу-
ального права и судопроизводства.

При изучении Соборного Уложения 1649 г. особое внимание
традиционно уделяется главе 11 («Суд о крестьянах»), юридиче-
ски окончательно оформившей крепостное право в России.

236 РАЗДЕЛ 1

Ее 9-я статья установила бессрочный сыск крестьян и прикрепи-
ла их к определенному месту: «А которые крестьяне и бобыли за
кем записаны в переписных книгах прошлых годов... и после тех
переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных кни-
гах записаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых
крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и вну-
чат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим
и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из-за кого они вы-
бежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд
никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать».
Писцовые книги в 1646-1647 гг. зафиксировали прикрепление
крестьян.

Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протя-
жении длительного времени оставалось основным кодексом рос-
сийских законов. Во второй половине XVII - начале XIX в. оно
обросло множеством дополнений, уточнений, изменений.

3. Памятники древнерусского
канонического права

Общая характеристика канонического права

Слово «канон» в переводе с греческого буквально
значит «прямая палка, служащая для опоры, а также для измере-
ния и проведения прямых линий». В переносном значении под
ним понимают правило, руководство, нравственную или юриди-
ческую норму. В таком смысле оно, в частности, употребляется в
церковной практике, впервые появляясь в послании Апостола
Павла. Каноном принято называть правила веры и христиан-
ской жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к ранней
христианской традиции, - так называемые апостольские прави-
ла. Кроме того, они опираются на постановления вселенских и
местных соборов, а также на мнение отдельных авторитетных
лиц. В первые века своего существования христианство нередко
сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы
ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив воп-
рос и объяснив его в соответствии со Священным писанием,
они выносили постановления, обязательные для всех христиан.
Такие решения постепенно и образовали норму, канон, регулиру-
ющий церковную жизнь и устанавливающий правила управления
и дисциплину церкви. Канон в церковном праве подобен закону
в светском и имеет такое же обязательное значение. С течением
времени он вытеснил обычай - некогда единственный источник

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 237

церковного права, вполне заменив его. В то же время обычай
признается в церковном праве решающим в тех вопросах, на ко-
торые канон не дает ответа, Обычай, господствовавший до поя-
вления канона, не исчез полностью, Множество его следов отра-
зилось в самих канонических правилах. И все-таки ко времени
крещения Руси церковные традиционные нормы уже находи-
лись в зависимости от канона. Обычай мог быть запрещен, если
он противоречил канону или как-нибудь мешал исполнению его
постановлений. Вместе с тем церковная практика также влияла
на канон, приспосабливая его к изменяющимся условиям жизни.

Итак, под каноническим правом понимается совокупность
церковно-правовых норм, обязательных для представителей дан-
ной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселен-
ских и поместных соборов), а также святоотеческие правила
(правила святых отцов церкви), Каноническое право православ-
ной церкви отличается от канонического права церкви западно-
римской, католической. В последнее входят нормы, кодифици-
рованные и средние века в свод церковных правил под названи-
ем «Corpus juris canonici». В него вошли не только правила древ-
ней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского пра-
ва, законов франкских королей и других источников.

Изучением норм канонического права традиционно занима-
ется каноника - церковная дисциплина, тесно связанная с бого-
словием. По существу, она представляет собой отдел практиче-
ского богословия. В то же время каноника является отраслью
знания, пограничной с богословием теоретическим, поскольку
церковное право касается также проблем происхождения, разви-
тия, задач, средств и организации церкви. В отличие от догмати-
ки, выясняющей внутреннюю сторону церковной жизни, кано-
ника изучает ее внешнее устройство, отношение к другим обще-
ственным союзам, церковную дисциплину. Кроме того, церков-
ное право охватывает собою отношения с государственными
структурами, поскольку именно государственное право опреде-
ляет внешнее положение церкви в обществе.

Каноны св. Апостолов

Так называется совокупность норм, регулирую-
щих церковные отношения, которые создавались на основании
апостольского предания в первые три века христианства. Эти
правила затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь
жизни клира, мирян и церковного управления, Апостольские
правила являются каноническими для всех христианских церк-
вей. Каноном св. Апостолов пользовались как местные, так и все-

238 РАЗДЕЛ 1

ленские соборы, не раз цитировавшие их в своих постановлени-
ях. В связи с этим нормы соборного канона могут иногда дослов-
но совпадать с апостольским каноном, хотя чаще в постановле-
ниях вселенских и поместных соборов встречаются косвенные
указания на апостольские правила. Всего насчитывают 85 кано-
нов, или правил, св. Апостолов.

Каноны вселенских соборов

Вселенскими соборами обыкновенно называют
собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские собо-
ры созываются в исключительных случаях для решения важных
церковных вопросов. Содержание постановлений первых собо-
ров указывает на то, что обычно они созывались для решения
вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретиче-
ские течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатыва-
лись общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселен-
ских соборов.

Первый - Никейский собор - состоялся в 325 г., он выработал
20 правил. Важнейшими из них признаются: четвертое, гласив-
шее, что епископы должны выбираться епископами дайной про-
винции и утверждаться митрополитом; пятое, которое предпи-
сывало, чтобы епископы провинции собирались два раза в год
для решения вопросов, текущих дел и рассмотрения жалоб ми-
рян и клира на епископов; шестое подтверждало высшую власть
одних епископов над другими епископами (например, римского
над западными, антиохийского над восточными, александрий-
ского над епископами Египта, Ливии, Пентаполя).

Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор. Из его
семи правил особенно важны второе и шестое (согласно им Во-
сток делился на пять округов с особо установленными церковны-
ми судебными инстанциями), а также седьмое, в котором приво-
дятся правила принятия в православие кающихся грешников-
еретиков.

Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г. Он принял восемь
правил. Из них первые шесть касаются отлучения Нестория и
его сторонников; седьмым запрещается слагать новый символ
веры, а по восьмому кипрские епископы освобождаются от зави-
симости антиохийского патриарха.

Четвертый собор известен как Халкидонский (451 г.). Резуль-
татом его деятельности стали 30 правил. В частности, 28-е пра-
вило определяло круг судебной и административной деятельно-
сти константинопольского патриарха; при этом константино-
польский патриарх уравнивался в правах с папой Римским. Про-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 239

чие правила касались бытовых вопросов церковной жизни, Так,
26-е повелевало управлять церковным имуществом при посредст-
ве эконома, а 4-е подчинило монахов местному епископу.

Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).

Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора -
III Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский
(691 г.). На них было принято 102 правила, из которых 36-е за-
крепляло равноправие константинопольской и римской патри-
арших кафедр, а также указывало иерархический порядок патри-
арших кафедр восточной церкви. 8-м правилом митрополит обя-
зывался ежегодно созывать соборы епископов; 12-м, 13-м и 48-м
решался вопрос о браке клириков, а в 33-м осуждался обычай ар-
мянской страны принимать в клир только происходящих из свя-
щеннического рода. Ряд правил касался жизни мирян (64-е
и 70-е запрещали мирянину поучать жену всенародно и в церкви
во время богослужения; 80-е грозило отлучением тому, кто в те-
чение трех праздничных дней не посетит богослужения; 54-е ука-
зывало на границы родства для вступления в брак; 53-е узакони-
вало духовное родство восприемников с воспринимаемыми; 72-е
- о смешанном браке; 102-е касалось епитимьи кающихся).

Наконец, седьмым называется //Никейский собор (787 г.), из-
давший 22 правила. Из них четвертое и шестое резко выступали
против симонии при занятии священнических должностей; 15-е,
16-е, 18-е и 22-е утверждали недействительность назначения на
церковные должности мирян; 10-е запрещало устройство общих
для женщин и мужчин монастырей; 13-е запрещало отчуждать
церковное имущество, принадлежавшее монастырям и еписко-
пиям.

Каноны поместных соборов

Менее важные вопросы церковной жизни реша-
лись на поместных соборах. Каноны поместных соборов - это по-
становления собрания епископов какой-нибудь митрополии. Та-
кие собрания обыкновенно созывались два раза в год для обсуж-
дения и решения текущих административных и судебных дел,
превышающих полномочия епископа. Иногда собирались епи-
скопы нескольких митрополий, Правовые решения поместных
соборов считались обязательными для местности, епископами
которой они были приняты. Поскольку устройство церквей не
отличается разнообразием, постановления одной территории
часто соответствовали постановлениям других местностей.

Известно десять поместных соборов, которые приняли прави-
ла, считавшиеся общеобязательными для православной церкви:

240 РАЗДЕЛ 1

1) Анкирский (314 г,). Принял 25 правил, в частности решав-
ших вопросы о возвращении в лоно церкви христиан, которые
отреклись во время гонений Максимиана, и запрещавших назна-
чать пресвитеров и диаконов хорепископом (13-е правило),

2) Неокесарийский (315 г.). Из принятых на нем 15 правил
первое запрещало пресвитеру и диакону жениться после по-
священия; второе грозило отлучением вдове, выходившей за-
муж за брата покойного мужа; седьмое запрещало участвовать
пресвитеру в брачном пире второбрачного; восьмое запрещало
быть священником человеку, жена которого уличалась в прелю-
бодеянии; девятое запрещало совершать богослужение пресвите-
ру, согрешившему телом.

3) Гангрский (около 340 г.). Принял 21 правило, которыми ре-
шал вопрос о ереси Евстафия.

4) Антиохийский (341 г.). Издал 25 правил церковного управ-
ления. Его 11-е и 12-е правила определяли отношение епископов
к царю.

5) Сардикийский (344 г.). Издал 20 правил, которые определя-
ли отношения епископов к царю и инстанции церковного суда.
Был установлен суд второй инстанции над епископами; после ме-
стного собора епископов следовало решение римского епископа,
который поручал разбирательство дела и суд собору епископов
соседней провинции или посылал своих доверенных пресвите-
ров. Шестое правило запрещало назначать епископа в неболь-
шой город, где было достаточно пресвитера; десятое говорило о
назначении в епископы не раньше, чем назначаемый пробудет
чтецом, диаконом и пресвитером; одиннадцатое запрещало епи-
скопу оставлять свою паству дольше, чем на три недели.

6) Лаодикийский (конец IV в.). Принял 60 правил. По 57-му из
них запрещалось ставить епископа в небольших городах, а по
13-му — избирать народу кого бы то ни было на священнические
должности. 52-е не разрешало заключать браки и праздновать
дни рождения на Вознесение; 10-е и 31-е запрещали браки с ере-
тиками,

7) Так называемый Карфагенский (419 г.), на самом деле со-
бравший постановления целого ряда (пятнадцати) Карфаген-
ских соборов, начавшихся в 393 г. и продолжавшихся до 420 г.
Важнейшие постановления этих соборов следующие:

а) постановления о ежегодных соборах епископов всех афри-
канских провинций (позднее они были отменены). При этом ис-
ключалось вмешательство папы в дела суда и управления;

б) правило о подсудности диакона местному и трем соседним
епископам, выбранным самим обвиняемым. Священник подле-
жал суду шести выбранных и местных епископов;

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 241

в) правило о воздержании в брачной жизни диаконов и свя-
щенников;

г) постановление относительно имущества клириков: в слу-
чае покупки ими каких-либо угодий они «почитаются похитите-
лями стяжаний Господних», если, конечно, не отдадут приобре-
тенное церкви; в то же время имущество, полученное по наслед-
ству, может находиться в их полном распоряжении;

Наши рекомендации